ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПОРТИВНОГО ДНЕВНИКА
СПОРТИВНЫЙ ДНЕВНИК

по предмету «Физическая культура»

Отправляясь вместе с тобой в интересный и разнообразный мир движений, желаю тебе проявлять больше любознательности, терпения и настойчивости. Я надеюсь, что узнавая себя, свои возможности, ты станешь увереннее и веселее, приобретёшь много друзей и лучше подготовишься к учёбе в следующих классах.
Не останавливайся на достигнутом! Счастливого пути!
Твой учитель физкультуры!
1
Я расту и учусь быть здоровым!
Девиз:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
по мерам безопасности для учащихся
по предмету «Физическая культура»
Учащийся должен:
иметь опрятную спортивную форму и чистую обувь, соответствующие погодным условиям и теме проведения занятия;
после болезни принести учителю справку от врача;
присутствовать на уроке в случае освобождения врачом после болезни;
при опоздании выходить на место проведения занятия с разрешения учителя;
бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, использовать его по назначению; при неисправности прекратить занятия и сообщить учителю.
иметь коротко остриженные ногти;
снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.); убрать из карманов спортивной формы, колющиеся и другие посторонние предметы;
при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
организовано покинуть место проведения занятия;
переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
вымыть с мылом руки;
Учащимся нельзя:
пить холодную воду до и после урока;
покидать место проведения занятия без разрешения учителя;
жевать жевательную резинку;
мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнения упражнений

Самоконтроль
Лет |
Год, месяц, число |
Длина тела (см) |
Масса тела (кг) |
Окружность грудной клетки (см) |
|
| | | |
По записям ты вместе с родителями можешь следить за ростом и развитием своего организма
Запиши свои лучшие достижения за 1 класс:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аннотация: В статье разработана и обоснована методика использования нестандартных методов обучения, способствующие значительным повышением эффективности уроков физической культуры.
Практическая значимость статьи в том, что она сделана на основе фактических данных и поэтому возможно внедрение в практику, т.е. может быть использована на уроках физической культуры.
Актуальная проблема: Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над этой проблемой.
Развивающее обучение - особый вид нетрадиционного обучения.
Цель развивающего обучения: создание условий для повышения эффективности урока физической культуры на основе применения в школе нестандартных методов обучения.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса применяются современные образовательные технологии: наиболее продуктивным считается здоровьесберегающая технология.
В процессе педагогической деятельности определяются следующие задачи:
Развивать физические способности школьника в соответствии с их индивидуальными и физиологическими особенностями.
Ободрять каждого, чтобы он гордился своими успехами и достижениями.
Для закомплексованных детей задание можно давать проще, что позволяет ученику постепенно продвигаться в учении, работать с увеличением объема изученного материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оценивается двигательная активность ребенка на уроке).
Родители всецело доверяют, нам своих детей. Так как учителя физической культуры могут обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе.
Для этого необходимо:
- сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
- научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обучить школьников приемам релаксации и духовного самосовершенствования.
- формировать ценностное отношение к своему здоровью.
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
- мотивацию школьников к учению.
Творческий талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему или задачу. В учебном процессе помимо стандартных методов используются нестандартные методы обучения: творческие уроки. Это, в частности, конкурсы, интегрированные уроки, уроки-сказки, уроки-праздники, уроки-путешествия с использованием соревновательного и игрового эффекта. Уроки-соревнования, уроки - национальные игры, уроки с использованием технических средств, мультимедиа и т.д. Благодаря которым, ученики быстрее и лучше усваивают учебный материал.
Все эти методы повышают эффективность урока. Также для повышения эффективности уроков необходимо применение нестандартного инвентаря или спортивного индивидуального дневника
Учитель убеждён, что физическое воспитание на уроке должно проводиться с оптимальной моторной плотностью, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения.
Итак, современная школа ориентируется и предполагает деятельность творческую, связанную с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационных сфер ребёнка.
Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет цель углубленно расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребёнка.
Нестандартные методы на уроке – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она развивает у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме оригинально мыслить и само выражаться. На таких занятиях учащиеся не просто развиваются, а пытаются донести с помощью нестандартного инвентаря вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей. А внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
При проведении занятий нужно избегать штампов и стандарта, использовать элементы нового, которые оживляют занятия. Например, строить учащихся по диагонали, а также в две шеренги или на новом месте.
К нетрадиционным формам проведения занятий можно отнести также использование на уроках элементов нетрадиционной ритмической гимнастики, спортивных танцев.
Ритмическая гимнастика является общедоступным, высокоэффективным эмоциональным видом спорта и видом оздоровительной физической культуры. Кроме этого, она способствует повышению физической работоспособности, создает ощущение физического и психического расслабления, развивает чувство ритма и темпа, грациозность, элегантность и дает занимающимся возможность чувствовать себя увереннее и сильнее, а чувство удовлетворенности повышает интерес к занятиям, благодаря чему волевые усилия не ослабевают, а укрепляются и все это приводит к ситуации успеха на уроке.
Нетрадиционные методы на уроках надо ввести в систему и тогда полезность их будет видна, случайно проведённые уроки не дадут полной отдачи. Надо экспериментировать, больше давать детям самостоятельности, это помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражнений, даже тех, которые они часто, не могут сделать по заданию учителя. Такие уроки не только позволяют ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал, но содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка и прививает им любовь к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Поэтому один из путей улучшения школьной системы физической культуры –это применение спортивного дневника.. А это ведет к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания.
Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся.
Суть дневника: он поможет поддержать мотивацию ребенка к спортивной деятельности, выявить индивидуальные особенности деятельности начинающего свой путь спортсмена, а, также, для развития осознанности своей спортивной деятельности, для развития самосознания юного спортсмена. Записи в дневнике делают родители, тренеры, помощники тренеров, через какое-то время можно научить ребенка вести его самостоятельно. Инструкция к дневнику: Записывается работа, выполненная ребенком самостоятельно или при незначительной помощи взрослого, по просьбе ребенка. Например, успешное выполнение нового элемента. Указывается дата, время и условия, при которых был достигнут результат (эмоциональное состояние, место, события или люди повлиявшие на результат, и т.д.). Одна и так же работа записывается один раз, если она выполняется на последующих этапах без качественных отличий. Если же на последующих этапах работа (элемент, упражнение) делается лучше, по-новому, то она записывается неограниченное количество раз. Достигнутый ребенком результат, успех, должен быть записан сразу: не стоит откладывать запись на потом, т.к. акт записи выполняет функцию эмоционального подкрепления активности и дальнейшей деятельности ребенка. Ребенок должен знать о каждой записи его успехов в дневник. Постепенно инициатива записей спортивных успехов должна переходить к ребенку: он сам должен сообщать взрослому о своих успехах и просить их записать, т.к. взрослый не всегда может их проконтролировать. Если работа сделана не качественно, но с желанием внести оригинальность, то следует помочь доделать ее качественно, либо спокойно объяснить невозможность или опасность этих действий. При первом варианте – записать успех. Первый год использую его в своей работе, и для меня он доказал свою пользу. В моменты, когда ученик ощущает спад или теряет веру в свои возможности, с помощью этих заметок, можно наглядно предоставить неопровержимые доказательства его способностей и прогресса. Таким образом, ведение дневника не только развивает понимание, что я делаю и как, но и выполняет функцию поддержки, опоры. |