(Слайд 1) Уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается инновационный педагогический проект
«Повышение мотивации к изучению английского языка через использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».
учителя иностранного языка Ноздрачевской школы Кузиковой Татьяны Игоревны
Выбор темы моего педагогического проекта был не случайным, ведь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей и активной жизненной позиции.
Многие дети не заинтересованы в изучении английского языка, считая, что он не нужен для их будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению английского языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема не востребованности полноценных знаний английского языка, значительно снижающая мотивацию у школьников при изучении предмета.
Мой интерес к обозначенной теме продиктован в ходе внедрения и реализации ФГОС и методической темой школы «Совершенствование качества образования на основе использования современных информационных технологий и обучающих структур в учебно-воспитательном процессе».
Содержание данного педагогического проекта можно представить в виде растения, выросшего на благодатной почве ФГОС из зерна методической темы школы.
Итак, в начале появилась педагогичная проблема, затем была определена - ее актуальность
- выдвинута рабочая гипотеза проекта
- Сформулированы цели и задачи проекта
- определены:
- ресурсное обеспечение проекта
- Ожидаемые результаты
- Эффективность реализации проекта
- Перспективы развития проекта
- Практическая значимость проекта
Результативность проекта полностью зависит от слаженной работы всего коллектива над Методической темой школы.
Проблемой данного проекта явилось решение вопроса: «Как заинтересовать школьников изучением английского языка?», следовательно, существует необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
Всё это позволило мне выделить рабочую гипотезу:
процесс развития позитивной мотивации к обучению иностранным языкам будет эффективным, если:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению школьников;
выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению школьников;
разработана методика развития позитивной мотивации к обучению иностранным языкам через использование ИКТ;
обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению иностранным языкам через использование ИКТ;
процесс развития позитивной мотивации к обучению школьников иностранным языкам через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Но ни один проект не может быть реализован без определения его целей. Итак, цель моего проекта - формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка в условиях общеобразовательной школы.
Для достижения намеченных целей и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения иностранному языку.
Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку является достаточным для реализации педагогического проекта:
кабинет иностранного языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме имеется дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
имеется компьютер и электронные пособия по иностранному языку;
в кабинете имеется постоянный выход в Интернет.
Ожидаемые результаты:
Использование ИКТ на уроках английского языка позволит:
1. усилить мотивацию и дифференциацию обучения;
2. развить критичность мышления;
3. привить навыки самостоятельной деятельности;
4. повысить познавательный интерес к предмету;
5. создать условия для самореализации личности в урочной и внеурочной деятельности;
6. способствовать формированию ИКТ компетентности.
Критерием оценки эффективности проекта будут являться повышение:
– уровня качества обученности учащихся,
– уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом,
–уровня учебной мотивации мотивов изучения английского языка,
–уровня состояния общеучебных умений и навыков учащихся.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе в целях развития навыков самообразования школьников возможна разработка дидактического инструментария:
для всех ступеней обучения;
для подготовки учащихся к итоговой аттестации;
для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения домашней работы .
Практическая значимость на наш взгляд, данный педагогический проект может быть использован для совершенствования и развития условий учебно-воспитательного процесса в рамках МБОУ «Ноздрачевская средняя общеобразовательная школа», а также имеет инновационную значимость для развития форм и методов обучения.
Состав участников проекта: обучающиеся 3, 4 и 5 классов.
Проект является долгосрочным и состоит из 3 этапов. Завершающая стадия проекта заканчивается в 2018 году. На настоящий момент я нахожусь в начале второго этапа.
Первый этап (Теоретический) 2016 - Теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач формирующего эксперимента
Второй этап (Практический) 2017 - Практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению школьников иностранным языкам через использование ИКТ
Третий этап (Анализ результатов) 2018 - Уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Первый этап. Я, как учитель, стараюсь принимать активное участие в методической работе школы, координирую работу обучающихся в районных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, за что награждена благодарственными письмами. Размещаю внеклассные мероприятия, уроки, выступления на образовательных интернет – порталах «Продлёнка», «Инфоурок». Имею сертификаты участника и свидетельства о размещении материалов.
В ходе реализации практического этапа педагогического проекта я пришла к выводу, что информационно-коммуникационные технологии будут наиболее эффективны на уроке:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) при самостоятельной работе (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов;
7) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Реализация заключительного этапа будет происходить через уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы и транслирование своего опыта работы по данному педагогическому проекту.
Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся будет способствовать повышению мотивации к обучению. На основании анализа результатов можно будет утверждать об обоснованности применение ИКТ для повышения мотивации при обучении иностранным языкам.
Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером на уроке и использовать его именно тогда, когда это действительно необходимо.