СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пожар в лесу» (Экологическая беседа для младших школьников)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Пожар в лесу» (Экологическая беседа для младших школьников)»

«Пожар в лесу».

(Экологическая беседа для младших школьников)


Цель: помочь детям понять и осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и что каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем.

Задачи:

- учить детей бережно относиться к родной природе.

- прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней;

- развивать познавательный интерес к природе;

- напомнить правила поведения при пожаре.

Представьте, что погожим августовским деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо. Прикоснешься ли рукой к шершавой ветке, к головкам колючей травы, присядешь ли на пригорке, все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь!

Вопрос: Знаете ли вы, почему вспыхивают лесные пожары?

Иногда поджечь лес может и молния, но это случается очень редко.

Чаще всего причиной лес. Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже осколка толстого стекла! Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку (её называют фокусом) и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки и валежник. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше и больше, взвиваются все выше и выше, захватывая кусты и деревья.

Запомните, что небольшое пламя можно сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые – спасатели и пожарные, используя специальную технику, самолеты и вертолеты.

Вопрос: Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара?

Следует срочно покинуть опасное место. Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, по берегу реки или ручья. Если в лесу много дыма, надо смочить водой платок или одежду и дышать через мокрую ткань, а убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.

Сказка «Осколок стекла».

Хоть верьте, хоть нет, но однажды из-за маленького стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на лесном пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками.

В жаркий летний полдень осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка. Потом загорелись сухие иглы хвои, от них огонь перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.

Вопрос: Как вы думаете, откуда в лесу появился осколок стекла?

А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лиса с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетела сорока, она тоже заметила огонь и громко, встревожено застрекотала:

- Караул! Пожар! Горим! Горим!

- Эй, сорока-белобока, быстрей лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как согнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.

Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.

- Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки засыпайте землей огонь! – стал распоряжаться медведь.

- А нам что делать? – спросили медведя лисы и волки.

- Срывайте большие ветки, да сбивайте ими пламя, - скомандывал пожарник-медведь.

Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли.

Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.

Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом заползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.

Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветки громко затрещали, лес стал наполняться дымом.

Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят, бушует в лесу пожар!

- Нет, нам с таким пожаром не справиться! – решили они. – Придется с насиженных мест сниматься и убегать!

Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:

- Бегите, детки, за мной к лесному ручью, да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.

Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам.

Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.

Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел, перебраться на другой берег он так и не смог.

Вопрос: Как вы думаете, стих после этого лесной пожар?

Но пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.

Вопросы:

- Почему в лесу начался пожар?

- Как звери боролись с огнем?

- Куда спряталась огненная змейка?

- Могли ли лесные жители потушить большой пожар?

- Как вы думаете, быстро ли огненная змейка превратилась в большого огненного змея?

- Как звери спасались от лесного пожара?

- Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком?

- Почему надо бежать, пригибаясь к земле?

- Как река помогла спастись от огня?

- Кто потушил лесной пожар?

- Почему звери и птицы не смогли вернуться в свой лес?

- Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву, бросать бутылки и осколки стекла?

Подводя итоги беседы, можно сделать вывод, что дети узнали о бережном отношении к природе и мерах безопасного поведения при пожаре в лесу.