Урок ОБЖ в 8 классе.
Тема: Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
14.01.14г.
Тип урока: повторение и изучение нового материала.
Оборудование: учебники, плакаты видеоролик «Пожары на взрывоопасных объектах».
Цели урока: Знать причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов, называть последствия взрывов, приводить примеры предприятий, относящихся к взрывоопасным объектам.
Структура урока.
I Оргмомент.
Цель: Настрой на урок.
Задачи: Настроить на урок учащихся.
II Работа по теме урока.
Целевая установка: Узнать причины взрывов и признаки взрывоопасных объектов, потренироваться называть последствия взрывов и запомнить примеры предприятий, относящихся к взрывоопасным объектам.
Цель этапа: формулирование этой цели самими учащимися.
Мотивация. Знания помогут правильно действовать в случае опасности пожара и взрывов на таких предприятиях.
Изучение нового материала.
Цель этапа: Систематизировать знания учащихся о взрыво- и пожароопасных объектах, познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения, проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями, проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах, а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Обсудить с обучаемыми рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.
Изучаемые вопросы:
Взрыво- и пожароопасные объекты.
Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов.
Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.
Изложение учебного материала.
А) Слова учителя:
Запишите число и тему урока.
1. Дать определение понятию «взрыво- и пожароопасные объекты». Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, на предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы также продукцию на их основе. Особую опасность из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров в настоящее время представляют угольные шахты.
2. Охарактеризовать аварии, возникающие на взрыво- и пожароопасных объектах. Поражающим фактором во время взрыва является воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений; поражающими факторами во время пожара являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлению различной степени.
3. Обратить особое внимание на то, что аварии на взрыво-и пожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.
4. В заключение урока для наглядной характеристики причин и последствий аварии на взрывопожароопасном объекте можно проанализировать катастрофу двух пассажирских поездов, произошедшую в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе.
5. Обратить внимание учащихся, что ущерб от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах зависит от количества взрыво- и пожароопасных веществ, находящихся в них. В связи с этим все опасные производственные объекты были разделены на две категории и были определены нормы опасных веществ на объекте (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной думой 20 июня 1997 г.).
Под запись:
К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества:
- воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися);
- окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение);
- горючие вещества (вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления);
- взрывчатые вещества.
Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво- и пожароопасными объектами могут быть не только промышленные предприятия, но также транспортные средства со взрывоопасными грузами.
6. Подчеркнуть, что законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрыво- и пожароопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Для повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Российской Федерации созданы специальные комиссии по обеспечению безопасности работы объектов экономики, разработаны планы основных мероприятий.
Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности в случае возникновения аварии на взрыво- и пожароопасных объектах:
как действовать при внезапном обрушении здания;
как действовать в завале.
В заключение урока необходимо объяснить учащимся, что с 1 января 2002 г. в состав МЧС России включена Государственная противопожарная служба, мобильная и эффективно действующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий.
Физкультминутка.
Восьмёрочные движения кистями кистями рук, предплечьями и плечами, с участием всего тела.
Закрепление материала.
Цель этапа: закрепить понятие о респираторах, как распространённых средств защиты.
Контрольные вопросы
Какие объекты экономики относятся к взрыво- и пожароопасным?
Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрыво- и пожароопасном объекте?
Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах, представляют Высокую степень опасности для работающего персонала и населения?
К каким последствиям может привести крупная авария на взрыво- и пожароопасном объекте?
На какие категории и по каким признакам подразделяются взрыво- и пожароопасные объекты?
При каких условиях на взрыво- и пожароопасном объекте обязательно разрабатывается декларация промышленной безопасности?
Что создало условия для появления в стране Государственной пожарно-спасательной службы?
III Итог урока.
Вопрос классу – чему вы сегодня научились. Ребята говорят, что ознакомились с особенностями пожаро- и взрывоопасных предприятий.
IV Домашнее задание.
П.3.3, вопросы с 1-5.