СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большой план-конспект. Сомневаюсь, что стал бы столько печатать. Наверное где-то взял и поменял оформление. Тут и слова учителя и матеиал под запись и вопросы для обсуждения.

Просмотр содержимого документа
«Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.»

Урок ОБЖ в 8 классе.

Тема: Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

14.01.14г.


Тип урока: повторение и изучение нового материала.


Оборудование: учебники, плакаты видеоролик «Пожары на взрывоопасных объектах».

Цели урока: Знать причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов, называть последствия взрывов, приводить примеры предприятий, относящихся к взрывоопасным объектам.


Структура урока.


I Оргмомент.

Цель: Настрой на урок.

Задачи: Настроить на урок учащихся.


II Работа по теме урока.


Целевая установка: Узнать причины взрывов и признаки взрывоопасных объектов, потренироваться называть последствия взрывов и запомнить примеры предприятий, относящихся к взрывоопасным объектам.

Цель этапа: формулирование этой цели самими учащимися.


Мотивация. Знания помогут правильно действовать в случае опасности пожара и взрывов на таких предприятиях.


  1. Изучение нового материала.

Цель этапа: Систематизировать знания учащихся о взрыво- и пожароопасных объектах, познакомить их с возможными послед­ствиями аварий на этих объектах и основными причинами их воз­никновения, проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприя­тиями, проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах, а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Обсу­дить с обучаемыми рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.



Изучаемые вопросы:

  1. Взрыво- и пожароопасные объекты.

  2. Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.

  1. Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.

  2. Общие меры по защите населения от последствий ава­рий на взрыво- и пожароопасных объектах.

  3. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов.

  4. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспече­нию безопасности персонала объектов и населения, проживаю­щего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.


Изложение учебного материала.

А) Слова учителя:

Запишите число и тему урока.

1. Дать определение понятию «взрыво- и пожароопасные объекты». Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, на предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы также продукцию на их основе. Особую опасность из-за взры­вов метана, угольной пыли и пожаров в настоящее время представляют угольные шахты.

2. Охарактеризовать аварии, возникающие на взрыво- и пожароопасных объектах. Поражающим фактором во время взрыва является воз­душная ударная волна с образованием большого количества ос­колков из летающих обломков зданий и сооружений; поражаю­щими факторами во время пожара являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и на­личие в продуктах горения химически опасных веществ, при­водящих к отравлению различной степени.

3. Обратить особое внимание на то, что аварии на взрыво-и пожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взры­воопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.

4. В заключение урока для наглядной характеристики причин и последствий аварии на взрывопожароопасном объекте можно проанализировать катастрофу двух пассажирских поездов, произошедшую в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе.

5. Обратить внимание учащихся, что ущерб от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах зависит от коли­чества взрыво- и пожароопасных веществ, находящихся в них. В связи с этим все опасные производственные объекты были разделены на две категории и были определены нормы опас­ных веществ на объекте (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (при­нят Государственной думой 20 июня 1997 г.).

Под запись:

К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества:

- воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися);

- окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение);

- горючие вещества (вещества, способные самовозгорать­ся, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления);

- взрывчатые вещества.

Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво- и пожароопасными объектами могут быть не только промышленные предприятия, но также транс­портные средства со взрывоопасными грузами.

6. Подчеркнуть, что законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрыво- и пожа­роопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Для повы­шения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Рос­сийской Федерации созданы специальные комиссии по обес­печению безопасности работы объектов экономики, разработа­ны планы основных мероприятий.

Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности в случае возникно­вения аварии на взрыво- и пожароопасных объектах:

как действовать при внезапном обрушении здания;

как действовать в завале.

В заключение урока необходимо объяснить учащимся, что с 1 января 2002 г. в состав МЧС России включена Государствен­ная противопожарная служба, мобильная и эффективно дейст­вующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий.




  1. Физкультминутка.

Восьмёрочные движения кистями кистями рук, предплечьями и плечами, с участием всего тела.


  1. Закрепление материала.

Цель этапа: закрепить понятие о респираторах, как распространённых средств защиты.

Контрольные вопросы

  1. Какие объекты экономики относятся к взрыво- и пожа­роопасным?

  2. Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрыво- и пожароопасном объекте?

  3. Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах, представляют Высокую степень опасности для работающего персонала и населения?

  4. К каким последствиям может привести крупная авария на взрыво- и пожароопасном объекте?

  5. На какие категории и по каким признакам подразделя­ются взрыво- и пожароопасные объекты?

  6. При каких условиях на взрыво- и пожароопасном объек­те обязательно разрабатывается декларация промышленной безопасности?

  7. Что создало условия для появления в стране Государст­венной пожарно-спасательной службы?


III Итог урока.

Вопрос классу – чему вы сегодня научились. Ребята говорят, что ознакомились с особенностями пожаро- и взрывоопасных предприятий.


IV Домашнее задание.

П.3.3, вопросы с 1-5.