Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника_____________________
Класс 3
Предмет окружающий мир
Тема «Экологическая безопасность» (раздел «Наша безопасность»)
Тема проекта «Экологическая комфортность классного кабинета»
Исследуемый объект: проверить соответствие температуры воздуха в кабинете начальных классов установленным нормам
Цель проекта: проверить соответствие температуры воздуха в кабинете начальных классов установленным нормам
Продукт проекта: исследовательский отчет «Соответствие температуры в моем классе экологическим нормам»
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Метапреметные УУД:
познавательные УУД
- проводить наблюдения, ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
– находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;
- представлять информацию в разных формах;
- работать с прибором, считывать и преобразовывать графическую, табличную информацию в словесную, делать выводы на основе результатов замеров.
коммуникативные УУД
- слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе;
- строить письменные и устные высказывания, аргументировать свою точку зрения;
регулятивные УУД
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической ;
- планировать и осуществлять простейшие эксперименты, анализировать результаты своей деятельности;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя икт;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные УУД:
- осознавать границы своего знания-незнания;
-осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт |
Подготовительный этап (деятельность, организованная на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях) Задача этапа: 1.Формирование познавательного интереса учащихся к исследованию температурных особенностей класса Методы исследования: Анализ текста Обобщение | 1. Беседа о многоплановости правил экологической безопасности на основе изучения раздела «Наша безопасность» 2. Знакомство с единицами измерения температуры. 3.Создание проблемной ситуации о влиянии температуры воздуха в классе на работоспособность учащихся | 1. Уяснение актуальных экологических проблем и правил, позволяющих их нейтрализовать или минимизировать. 2. Получают представление о теоретических основах единиц измерения температуры. 3.Осознание вероятности взаимосвязи температуры окружающей среды и работоспособности человека | Интеллектуальная потребность определения температуры воздуха в различных зонах классного кабинета |
Исследовательский этап (деятельность на внеурочном занятии «Экологическая комфортность классного кабинета») Задачи этапа: 1.Формирование умения проектировать собственную исследовательскую деятельность. 2.Расширить знания учащихся способах измерения температуры. 3.Формировать умение измерять температуру с помощью лабораторного диска 4.Проанализировать показания результатов исследования. 5.Формировать умение представлять результаты работы. Методы исследования: Анализ текста Лабораторный опыт Анализ полученных данных Синтез Сравнение Обобщение | 1.Подведение учащихся к формулированию темы проекта, задач, гипотезы 2.Деление учащихся на исследовательские микрогруппы. Предъявление задач исследования 3.Организация лабораторного исследования в соответствие с задачами исследования. 4. Организация работы по оформлению результатов исследования. 5. Организация последовательности предоставления отчета исследования. 6. Подведение к общим выводам исследования | 1. Формулируют тему проекта, выдвигают задачи, выдвигают гипотезу 2. Принимают задачи исследования в соответствие с обозначенной ролью. 3.Проведение лабораторного исследования. 4. Оформление полученных результатов в таблицу, сопоставление данных с показателями нормы 5. Оформление и представление результата исследования. 6.Формулирование общих выводов исследования | Исследовательский отчет «Соответствие температуры в моем классе экологическим нормам» |
Заключительный этап (деятельность на внеурочном занятии «Температура моего кабинета») Задачи этапа: 1.Обобщить результаты работы 2.Организовать анализ совместной деятельности детей Методы исследования: 1.Анализ полученных данных 2.Системный анализ | 1.Руководство подготовкой информационного стенда «Соответствие температуры в моем классе экологическим нормам» 2.Организация рефлексии в микрогруппах, в аспекте: -достижения поставленной цели и решения задач; -оценки вклада каждого участника. 3. Организация планирования тем последующих исследований | 1. Оформляют стенд «Соответствие температуры в моем классе экологическим нормам» 2.Осуществляют рефлексию по выделенным аспектам. 3.Определяют темы возможных исследований в рамках внеурочной проектной деятельности по окружающему миру | Оформление результатов исследования в информационный стенд. Определение перспектив работы. |
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника_____________________
Класс 4
Предмет: окружающий мир
Тема : Во времена Древней Руси (раздел: Страницы истории России)
Тема проекта: "Богатыри прошлого и настоящего"
Исследуемый объект: собирательный образ русского богатыря
Гипотезы:
Допустим, что богатыри – это воины, обладающие большой силой, богатыри – это пример великого духа русского человека
Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет.
Цель проекта- узнать, кто такие былинные богатыри и есть ли богатыри в современной жизни.
Задачи:
установить значение слова "богатырь";
определить какими качества обладали богатыри;
познакомиться с «великими» людьми нашего времени;
сравнить качества былинных и современных героев; составить портрет современного богатыря;
обобщить результаты исследования.
Продукт проекта: собирательная характеристика богатыря, анкета:
" Современный богатырь. Какой он?"
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные УУД:
составлять исторические портреты, высказывать суждения о них;
понимать особую роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Метапреметные УУД:
познавательные УУД :
работать с информацией из различных источников, систематизировать и обобщать знания и представления, преобразовывать зрительную информацию в словесную, делать выводы;
анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;
представлять информацию в разных формах.
коммуникативные УУД :
слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
строить письменные и устные высказывания, аргументировать свою точку зрения.
регулятивные УУД :
определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической ;
планировать и осуществлять простейшие исследования, анализировать результаты поисковой деятельности;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя икт;
оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные:
осознавать границы своего знания-незнания;
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
сознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт |
1.Подготовительный этап: деятельность, организованная на уроках окружающего мира (раздел: Страницы истории России); и внеурочных занятиях Задача этапа: 1.Формирование познавательного интереса учащихся к историческому исследованию Методы исследования: Анализ текста Обобщение | 1.Беседа по теме: Былинные герои Древней Руси. 2. Работа со словарем, иллюстративным материалом 3.Создание проблемной ситуации ориентированной на поиск ответов на вопросы: Что ты знаешь из других былин о русских богатырях? Есть ли в современном мире богатыри? | 1. Чтение былины об Илье Муромце (тема: Государство Русь) 2. Подбор иллюстративного и лингвистического материала (пословицы, поговорки о богатырях). 3. Осознание важности личностных качеств человека в историческом плане | Интеллектуальная потребность поиска примеров проявления богатырских качеств в современной жизни |
2.Исследовательский этап (деятельность на внеурочном занятии «Богатыри прошлого и настоящего») Задачи этапа: 1.Формирование умения проектировать исследовательскую деятельность. 2. Формировать определять характерные качества богатырей.(описательная характеристика) 3.Формировать умение работать с текстовым материалом в соответствии с планом. 4. Формировать умение обобщать результаты исследования и представлять результаты работы. Методы исследования: Анализ текста Синтез Сравнение Обобщение | 1.Подведение учащихся к формулированию темы проекта, цели, задач, гипотезы исследования | 1. Формулируют тему проекта, цель, выдвигают задачи, выдвигают гипотезу | Коллаж «Образ богатыря» Сравнительная характеристика |
2. Деление учащихся на исследовательские микрогруппы (справедливая процедура). Постановка задач исследования | 2. Принимают задачи исследования в соответствие с обозначенным тематическим полем. |
3.Организация исследования в соответствие с задачами исследования: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, заданий для команд. | 3. Проведение исследование, через решение промежуточных задач |
4. Организация работы по оформлению результатов исследования. | 4. Обобщение полученных результатов. |
3.Заключительный этап Задачи этапа: 1.Формировать умение обобщать результаты работы 2. Формировать умение проводить анализ деятельности детей. Методы исследования: 1.Анализ полученных данных 2.Системный анализ | 1.Организация рефлексии, в аспекте достижения поставленной цели и решения задач. | 1. Осуществляют рефлексию. | 1. Анкета «Современный богатырь. Какой он?» 2. Определение перспектив работы, как направлений социализации личности младшего школьника |
2. Организация планирования тем последующих исследований | 2. Определяют темы возможных исследований в рамках внеурочной проектной деятельности по окружающему миру |
Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника_____________________
Класс 2
Предмет: окружающий мир
Тема: «Про кошек и собак » (раздел «Природа»)
Тема проекта: «Собаки - герои»
Исследуемый объект: знаменитые собаки, совершившие подвиги, имеющие значение для человечества.
Цель проекта: узнать о подвигах знаменитых собак
Продукт проекта: Информационный стенд «Собаки-герои»
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Метапреметные УУД:
познавательные УУД
- понимать вклад собак – героев в развитие, исход событий, важных для человечества.– находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных
задач;
- анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;
- представлять информацию в разных формах.
коммуникативные УУД
- слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе;
- строить устные высказывания, аргументировать свою точку зрения;
регулятивные УУД
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической ;
- планировать и осуществлять простейшие эксперименты, анализировать результаты своей деятельности;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя икт;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные УУД:
- осознавать границы своего знания-незнания;
-осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт |
Подготовительный этап Задачи этапа: 1.Формирование познавательного интереса учащихся в исследовании примеров подвигов собак Методы исследования: 1. Анализ текста 2. Изучение и обобщение литературы | 1. Вводная беседа о роли собак в жизни человека «Собака – друг и помощник человека». 2. Знакомство с типичными «профессиями» собак. 3.Создание проблемной ситуации о возможности собаки совершить подвиг. | 1. Знакомятся с содержательными аспектами темы: «Собака – друг и помощник человека». 2. Знакомство с профессиями собак./подготовка рассказов о профессиях собак 3.Осознание возможности собаки совершить подвиг. | Интеллектуальная потребность знакомства подвигами собак – героев. |
Исследовательский этап Задачи исследования: 1.Формировать умение проектировать собственную исследовательскую деятельность. 2.Выявить понимание учащимися возможностей собак в жизни человека. 3.Исследовать истории конкретных собак, достижения которых отмечены в истории общества 4.Формировать умение представлять истории выдающихся собак. Методы исследования: Анализ текста Синтез Сравнение Обобщение | 1.Подведение учащихся к формулированию темы проекта, цель, задач, гипотезы 2. Определение поля проблемного исследования. Выявление знаний детей о собаках – героях. 3. Деление учащихся на исследовательские микрогруппы. Предъявление задач исследования 4.Поисковая деятельность в парах. 5.Организация последовательности выступления. 6.Выступление учеников в рамках устного журнала 7. Подведение к общим выводам исследования. | 1. Формулируют тему проекта, цель, выдвигают задачи, выдвигают гипотезу 2. Актуализируют собственные знания о собаках, совершивших героический подвиг. 3. Принимают задачи исследования 4.Осуществляют поиск и отбор информации по плану исследования 5. Принимают критерии оценки выступления как ориентир собственной презентационной деятельности. 6.Представляют результат исследования (рассказ), оценивают качество выступления.. 7. Формулирование общих выводов исследования | Устный журнал «Собаки-герои» |
Заключительный этап Задачи этапа: 1.Обобщить результаты работы 2.Организовать анализ совместной деятельности детей Методы исследования: 1.Анализ полученных данных 2.Системный анализ | 1.Презентация результатов исследования на информационном стенде 2.Организация рефлексии в микрогруппах, в аспекте: -достижения поставленной цели и решения задач; -оценки вклада каждого участника. 3. Организация планирования тем последующих исследований | 1.Оформляют материалы исследования на информационном стенде 2.Осуществляют рефлексию по выделенным аспектам. 3. Определяют темы возможных исследований в рамках внеурочной проектной деятельности по окружающему миру | 1.Информационный стенд «Собаки-герои» 2.Определение перспектив работы, как направлений социализации личности младшего школьника |