СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная игра "Ее величество Вода"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим познавательную игру «Ее Величество Вода!», где вы сможете показать свои знания, умения и смекалку, узнать что-то новое, о чем-то задуматься. Речь пойдет о воде.  

Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра "Ее величество Вода"»

Мероприятие познавательная игра «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ВОДА»


Оборудование:
ноутбук, проектор, экран, слайд с изображением политической карты мира, плакат в виде капли, фломастеры, клей, цветная бумага, жетоны-капли.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим познавательную игру «Ее Величество Вода!», где вы сможете показать свои знания, умения и смекалку, узнать что-то новое, о чем-то задуматься.

Речь пойдет о воде.

Ученики.

1. Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты? Вода в ответ:

- Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

- Откуда ты? - спросил росу.

- Поверь, и я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донесся шепот

- Знай, малыш, и я пришла из океана

2. - На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке

- Нам откликнется всегда океанская вода!

Ведущий. Взгляните на карту мира (на экране слайд). Больше всего на ней голубого цвета. А голубым на карте изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Вода – одно из самых важных веществ для человека, ведь его организм (кровь, мозг, ткани тела) больше, чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше.

Ученики.

3. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – менее 10. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней.

4. Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Но вода не только всех поит, она еще и кормит. Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям, рекам и океанам корабли везут грузы и пассажиров. Она послушно вращает турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода.

5. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из источников горячие. И люди используют это тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмас су, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды! Вот она какая, наша вода!

Ведущий. А теперь, давайте пофантазируем. У каждого из вас на столе лежит листок бумаги, на котором изображен контур капли воды. Внимательно посмотрите на эту каплю и представьте, во что она может превратиться. А теперь дорисуйте ее (5-7 минут).

Скажите, во что превратились ваши капли? (дети отвечают). Возьмите свои капельки и переместите их на большую каплю. Так происходит и в природе: из маленьких природных капелек получаются большие.

Задание №1. «Отгадай-ка»

Ведущий. На высоких горах, в Арктике, Антаркти де вода находится в виде снега и льда. Это твердое состояние воды. Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерза ют зимой. Много воды в атмосфере: это об лака, туман, пар, дождь, снег. На поверхнос ти суши находятся реки и моря, и это дале ко не вся вода, имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера. И вы не удивляетесь тому, что и твер дый лед, и легкий пар тоже вода. Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной. Об этих свойствах воды человек знает уже давно, и у нашего народа существует много интересных зага док по этому поводу. Давайте мы с вами попробуем их разгадать.

(Загадки поочередно загадываются коман дам, если отгадка не найде на, право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон-каплю)

Загадки:

1. Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

2. Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (Вода)

3.Не драгоценный камень, а светится. (Лед)

4. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил. (Дождь)

5. Ног нет – а идет, глаз нет – а плачет. (Туча)

6. Во дворе горой, в избе водой. (Снег)

7.Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)

8. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь.

(Река)

9. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (Роса)

10. Белые барашки на синем лугу... А кто их пасет, понять не могу. (Облака)

11. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (Снег)

12. Кругом вода, а с питьем – беда. (Море, океан)

Ведущий. У меня, ребята, возник вопрос: вода в реке течет круглый год и никогда не кончается. Откуда берется вода в ре как?

В моря впадает множество рек. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?

Ученики.

6. Общее количество воды на земле не меняется. В природе происходит процесс испарения воды с поверхности всех водоемов Земли. В течение года с поверхности морей и океанов, рек и озер испаряется огромное количество воды. Столько же возвращается на поверхность земли в виде снега и дождя. Такой водообмен повторяется уже много миллионов лет.

Ведущий. Я предлагаю вам повторить этот круговорот воды. Сделать нам это возможно лишь на бумаге. Возьмите чистый лист бумаги, клей, фломастеры конвертики с вырезанными фигурками. Эти фигурки изображают основные части круговорота воды. Вам за пять минут необходимо расположить компоненты круговорота в правильном порядке и при помощи клея закрепить их. Будьте внимательны. От вас зависит, будет ли все на нашей планете в порядке, или произойдет потоп.

(Дети выполняют схемы круговорота воды в природе.

После окончания работы капитаны команд собирают выполненные схемы круговоротов и закрепляют их на доске)

Задание №2. «Занимательные вопросы»

(Коман дам поочередно задаются вопросы, если ответа нет или он неправильный, право ответа переходит к другой команде.

За каждый правильный ответ команда получает жетон-каплю)

Вопросы.

1. Для чего в крышке чайника делают маленькое отверстие? (Это отверстие сделано для выхода пара. Если в крышке чайника такого отверстия не будет, то, когда вода закипит, пар будет приподнимать крышку и она начнет подскакивать и греметь.)

2. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса? (Ночью становится прохладнее и воздух охлаждается. Пар, содержащийся в воздухе, превращается в воду и оседает у поверхности земли. На траве появляются капли воды. Это и есть роса.)

3. В какую погоду лучше всего сохнет мокрое белье, развешенное на веревках? (В сырую и ненастную погоду воздух насыщен влагой. Процесс испарения влаги с поверхности влажного белья происходит медленно, поэтому сырое белье лучше сохнет в теплую солнечную ветреную погоду.)

4. Что общего и в чем разница между об лаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними в том, что облака образуются высоко над землей, а туман над поверхностью земли.)

Задание №3. «Экологические сказки»

(Раздаются карточки с текстом сказки)

Ведущий. Вам нужно прочесть сказку по ролям.

Сказка для команды №1.

Сказка о «нефтяной» рыбке

(по мотивам сказки А.С. Пушкина «О золотой рыбке»).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Автор.

Старик.

Рыбка.

Автор. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод. Пришел невод...

Старик. (удивляясь и перечисляя вслух содержимое «улова», находящегося в нево де)....с тиной морскою, с...ржавыми банка ми, битыми бутылками, рваными пластико выми пакетами и прочим мусором.

Автор (грозно). Он второй раз забро сил невод. Пришел невод...

Старик (печально)....с рваным башма ком и изношенной, «лысой» шиной.

Автор (с надеждой). Втретий раз за бросил он невод. Пришел невод...

Старик (радостно)....с одной рыбкой. Да не с простою, а с золотою!

Автор. Заговорила рыбка человече ским голосом, взмолилась.

Рыбка (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтя ною», а хочу остаться рыбкой золотою!

Сказка для команды №2.

«У острова Буяна»

(по мотивам «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Автор

Князь Гвидон.

Дядька Черномор.

Автор. Князь Гвидон сидел у моря.

Князь Гвидон (с опаской).

Море вдруг всколыхалося вокруг,

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Черномора-богатыря,

Нефтью жирною горя.

Стража в мире нет надежней,

И храбрее, и прилежней.

Дядька Черномор (тяжело дыша Гвидону).

Славный город твой храню

И дозором обхожу.

Но нынче много средь морей

Развелося кораблей —

Кругом мусор на просторе,

Превратили в свалку море!

Гибнут рыбы, крабы, птицы...

Завтра все может случиться:

Голод, мало кислороду,

Поскорей спасайте воду!

Ведущий. Спасибо вам, ребята. Мы не просто прочитали с вами сказки, а затронули самый важный вопрос о чистоте наших водоемов.

Чистой воды на земле становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.

Ученики.

7. Заводы и фабрики, электростанции по требляют большее количество воды и загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор, не задумываясь о последствиях. Рыба, раки, растения – все живое погибает в такой воде.

8. Часто люди оставляют включенными краны с водопроводной водой, и из них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь!

Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

(Подведение итогов игры. Награждение команд)

Ведущий.  В заключение мне хочется произнести слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь...»

Спасибо командам за игру! До новых встреч!