Познавательная игра-путешествие "Берегите природу"
"Счастье - быть с природой, видеть её, говорить с ней". Л.Н. Толстой
"Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля". К.Г. Паустовский
Цели: показать красоту природы, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, развивать артистизм, художественный вкус.
Оборудование:
Плакаты "Лес - наше богатство", "Берегите лес!",
выставка рисунков на тему "Берегите природу!",
поделки из природного материала,
Ход мероприятия
Ребята, посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные зеленые леса, поля, животные, птицы. А также реки, моря, океаны, горы, небо, солнце. Это все прекрасное одним словом мы говорим - Природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни."
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Лес - наше богатство.
Лес - это зелёный наряд нашей земли.
Там, где лес - всегда чистый воздух.
Лес - это дом для зверей и птиц.
Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природой.
Давайте же всегда её беречь!
Сегодня мы проведем мероприятие под названием «Берегите природу» и будем путешествовать по определенным станциям. На каждой остановке вам придется выполнять задания и получать ключевые слова, из которых в конце вы составите высказывание. Итак, начинаем!
Станция "Охрана природы"
Чтение стихотворений:
Рыбе - вода.
Птице - воздух.
Зверю - лес, степь, горы,
А человеку нужна Родина.
Охранять природу, значит охранять Родину!"
Как вы поступите, чтобы не причинить вреда природе? Дайте краткий ответ.
1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши поступки.
2. В лесу много старых дуплистых деревьев, говорят, что их нужно вырубить.
3.Вы нашли гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что делать?
4. Мальчик прибивает гвоздями скворечник к дереву.
5.Вы увидели, что на берегу озера мужчина моет машину.
6. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра.
7. На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.
8.Люблю собирать цветы в букеты, чтобы подарить маме или сплести красивый венок.
Станция "Лесные жалобы"
Мир животных очень разнообразен. Большие и маленькие, пушистые и колючие, прыгающие и ползающие. Прочитайте на что жалуются животные и назовите этих животных.
Жалоба №1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба).
Жалоба №2.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь таким мы и родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)
Жалоба №3.
Я - единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я, узнайте? (ёж)
Жалоба №4.
Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка)
Станция "Лекарственные растения"
А знаете ли вы лекарственные растения?
1. Название, какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)
2. Что за трава, которую и слепые узнают? (крапива)
3. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красные ягоды. Они ядовиты. (ландыши)
4. Трава от 99 болезней. (зверобой)
5.Стоит в поле кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка)
6.На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Раздвигаем стебельки
Собираем огоньки. (земляника)
Зачем нужно знать лекарственные растения?
Физкультурная пауза
Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
Станция "Узнай по голосу"
На этой станции дети послушают голоса птиц и узнают птицу по голосу.
Звучит грамзапись, участники отгадывают.
Соловей, кукушка, дятел, ворона, синица, утка
Как нужно относиться к птицам, особенно весной?
Птица Беларуси -удод. Рассказ учителя.
Станция "Угадай-ка!"
Ребята рисовали растения и готовили небольшое выступление о них. Остальные должны угадать, что это за растение?
Сосна. Ее называют деревом здоровья за то, что хорошо очищает воздух от болезнетворных микробов, наполняет его приятным ароматом, делает сухим, целебным.
Дуб. Наши предки считали его священным деревом, посвященным богу грома и молнии – Перуну. Сильное дерево, но есть у него и слабости. Молодые листья боятся весенних заморозков, поэтому они появляются позднее других деревьев. Древесина растения ценится за прочность и твердость. Она не гниет в воде, поэтому используется для постройки кораблей. Из нее делают также красивую мебель, паркет, лодки, шпалы.
Зацветает дерево в лесу только в 35-40-летнем возрасте, после чего образуются его такие лакомые для многих животных плоды.
Орешник. Он примечателен тем, что зацветаем первым в лесу. По его цветению отмечают наступление весны в природе. Еще снег не сошел, а повисшие, длинные, желтовато-зеленые сережки растения уже пылят.
Кислица. Листья этого растения очень чувствительны к изменению погоды: перед ненастьем складываются вдоль и поникают; складываются они и на ночь. Не любят листочки и много солнца, поэтому при ярком свете также складываются. Листочки могут опуститься, если кто-то потревожит их: человек или животное. В народе растение ошибочно называют заячьей капустой, так как считают, что весной ею любят угоститься зайцы. Листья могут употреблять люди: их кладут в салаты, в щи вместо щавеля.
Клен, ель. Их называют музыкальными деревьями за то, что из древесины этих деревьев делают музыкальные инструменты.
Береза, осина. Их называют нянями ели. Всходы ели под пологом этих деревьев не гибнут от заморозков и обжигающих солнечных лучей. У одного из них белая кора, а у другого листочки все время дрожат.
Станция «Что будет, если…»
Нынешний год в Беларуси объявлен годом бережливости. И сейчас порассуждайте о том, что будет если…
Мы будем экономить электроэнергию? (будут добывать меньше полезных ископаемых, необходимых для производства электроэнергии. Их надольше хватит, меньше будет загрязняться окружающая среда. А это в свою очередь будет способствовать сохранению лучших условий для здоровья человека)
Будем забывать об экономии воды? (все меньше на земле будет пресной воды, которая необходима всему живому, в том числе и для людей)
Верно ли, что бережное отношение к вещам способствует сохранению здоровья человека? (да. Чем бережнее мы будем относиться к вещам, тем меньше надо добывать полезных ископаемых, необходимых для производства новых вещей. Чем меньше добыча полезных ископаемых, тем меньше загрязнение окружающей среды, тем лучше для здоровья человека)
Станция «Художественная»
Учащиеся подготовили выставку рисунков и поделок на тему«Берегите природу» и сочиняли стихи-миниатюры о природе. Выступление учащихся.
Подведение итогов мероприятия.
Составление высказываний, которые ребята составили.
Человек многое может, но он – часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить.
Вот и закончилось наше путешествие. Каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо”
Подготовила: учитель начальных
классов Киселевич В.И