Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 г.Льгова»
Познавательно-исследовательская деятельность
детей старшего дошкольного возраста
в процессе экспериментирования
Подготовила:
Воспитатель Фесенко И.И.
Льгов
Цель: познавательно-исследовательской деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе), способствует развитию познавательного интереса у детей, положительных эмоций. (слайд №2)
Задачи: (слайд №3)
формирование познавательно-исследовательских умений и навыков: выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности; потребности в создании собственной картины мира; навыков коммуникативного общения.
Ход мероприятия
Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнём со словесной игры «Да-нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да!)
Пришли на мероприятие, сил совсем нет,
Вам хочется слушать доклады здесь? (Нет.)
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать».
Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами познаем тонкости организации познавательно-исследовательской деятельности. Уважаемые коллеги, давайте для начала вспомним какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка -дошкольника?
(Слайд №4) (Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей;
поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит китайская мудрость.
(Слайд №5) «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее оптимальные, эффективные способы для формирования познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Ведь ни для кого не секрет, что дети - это прирожденные исследователи окружающего мира, и мы стараемся это использовать в своей работе максимально. Одной из форм организации поисковой деятельности является экспериментирование.
1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное развитие; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Именно экспериментирование дает толчок для развития познавательного интереса, т.к. у детей дошкольного возраста образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «В каких видах деятельности можно использовать экспериментирование?» (игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная, и т.д.).
Делаем вывод: экспериментирование можно применять во всех видах детской деятельности.
хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводим в группе. Но прежде, чем перейти к практической части нашей сегодняшней встречи, я предлагаю вам несколько заданий
для активизации мозговой деятельности.
Блиц-опрос «Ищем, думаем, дерзаем,
На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!»
Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)
Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)
Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
И задания-перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
На полицейском валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Итак, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
О материалах.
О свойствах веществ.
О взаимодействии веществ.
процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры. (слайд №6)
Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует
пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.
Детское экспериментирование как метод обучения.(слайд №7)
Даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков.
Стимулирует развитие речи.
Идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование: (слайд №8)
Приборы – помощники: увеличительные стекла;
Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
Природный материал; Разные виды бумаги;
Красители: пищевые и непищевые; Медицинские материалы;
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Опыты и эксперименты (слайд №9)
Наиболее интересны для детей опыты-эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
(Слайд №10) Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Детишки с удовольствием запускают воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
(слайд №11) Много нового мы узнали о соли, огромный интерес у детей вызвал нетрадиционный вид изобразительной деятельности акварель+ соль.
(слайд №12) Чем больше ребёнок познаёт и исследует тактильностью, осязанием, обонянием. Тем больше у него развиваются мыслительные и операционные процессы.
(слайды № 13, 14,15)
Я уверена, что систематические игры – экспериментирования, занятия с опытами во всех видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.