Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Подготовила: воспитатель Фесенко И.И.
Льгов
Цель: познавательно-исследовательской деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе), способствует развитию познавательного интереса у детей, положительных эмоций.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста:
- формирование познавательно-исследовательских умений и навыков: выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
- формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности; потребности в создании собственной картины мира; навыков коммуникативного общения.
Опыты и эксперименты
- способствуют формированию у детей познавательного интереса;
- развитию наблюдательности;
- мыслительной деятельности;
- творческих способностей;
- ребёнок учится анализировать;
- делать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- расширению кругозора детей;
- подержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;
- обогащению словарного запаса;
- воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
так гласит китайская мудрость.
«Чем больше ребёнок видит, слышит и переживает, чем больше он узнаёт и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное развитие; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Именно экспериментирование дает толчок для развития познавательного интереса, т.к. у детей дошкольного возраста образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется .
Структура детского экспериментирования
- Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
- Формулирование выводов.
Детское экспериментирование как метод обучения
Дает детям реальные
представления о различных
сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Стимулирует развитие речи.
Накопление фонда умственных
приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
Идет обогащение памяти
ребенка, активизируются
его мыслительные процессы,
так как постоянно возникает
необходимость совершать
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения.
Развитие творческих
способностей,
формирование трудовых навыков.
Предметно пространственная среда
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Опыты и эксперименты
Наиболее интересны для детей опыты-эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Педагогические задачи по теме
«Воздух. Свойства воздуха».
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Формировать представления детей о том, что воздух повсюду окружает нас: он есть в пустых предметах и в нас, мы дышим воздухом.
- Рассказать о значимости воздуха для жизни всего живого .
- Формировать представления детей о свойстве воздуха присваивать запахи различных веществ.
- Способствовать расширению знаний детей о свойстве воздуха:
- сила, давление; что воздух окружает нас со всех сторон: на каждый предмет он давит сверху, снизу, с боков.
Педагогические задачи по теме
«Удивительная соль».
Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) .
Развивать навыки экспериментирования.
Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
Познакомить с техникой рисования: «акварель+соль» .
В результате экспериментирование у детей формируется :
умение ставить цель, планировать и решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
любознательность
самостоятельность
способность управлять своим поведением.
активность
потребность в
экспериментировании
Наши опыты с воздухом
Наши опыты с солью
Спасибо за внимание ! Помогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. Ведь «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф Уолдо Эмерсон.