Познавательно-исследовательская деятельность в развитии мышления у детей с ОВЗ
Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ необходим подход не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.
В формировании и развитии исследовательских способностей детей дошкольного возраста, познавательно-исследовательская активность играет важную роль, оказывая влияние на формирование основы всего интеллектуального потенциала ребенка. Практические действия способствуют прямому развитию мыслительных процессов, что в свою очередь обеспечивается запуском чувственного восприятия, практической деятельности детей, словесного общения, и как следствие этого у ребенка возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.
Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения за выполнением экспериментирования. Поисково-исследовательская деятельность позволяет воспринимать информацию на качественно ином уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка с ОВЗ.
Поисково-исследовательская деятельность ребенка формирует интеллектуальные и практические действия; способствует развитию мыслительных процессов; обеспечивает чувственное восприятие, практическую деятельность детей и словесное общение; возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.
Внедрение в работу с дошкольниками проектных технологий позволяет построить воспитательно-образовательный процесс с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них особого образовательного пространства, обеспечивающего адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для обучения и воспитания в пределах образовательного стандарта, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности:
развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
освоение ребёнком основных культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родовидовых и др. отношений)
перевод ребенка от уровня практического действия к символическому (схематизация связей и отношений между явлениями окружающего мира)
развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения)
расширение кругозора детей (выведение за пределы практического опыта в широкую пространственную и временную перспективу)
Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, необходимо переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Эту проблему достаточно эффективно решает внедрение в образовательное пространство группы методы и приёмы организации поисково-исследовательской деятельности.
При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основном этапе используются упражнения, различные игровые методы, мини эксперименты, беседы, разного рода наблюдения, мини проекты и т.д.
Исследователи выделяют следующие методы и приёмы организации поисково-исследовательской деятельности, доступные и интересные детям дошкольного возраста с ОВЗ:
Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений:
привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;
формулирование причинно-следственных связей (если…, то…; потому…, что…);
самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.
Экспериментирование:
помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка
позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе
исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго
В результате экспериментов дети знакомятся со свойствами воды, песка, глины, почвы, изучают свойства магнита, металла, древесины, стекла, пластмассы и т. д. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
Наблюдение. Основные задачи наблюдения:
сформировать у детей с ОВЗ умения выдвигать гипотезы, строить предположения;
сформировать у детей с ОВЗ умения выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различный факты;
развивать умения отбирать средства и материалы для наблюдения;
развивать умения планировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом;
Формировать умения делать выводы в соответствии с результатами наблюдения, обобщать и анализировать их.
Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, поскольку с его помощью осуществляется восприятие деятельности и ее результатов. Наблюдения за выполнением экспериментирования развивают у детей умение концентрировать внимание. У них появляется устойчивый интерес и мотивация к достижению положительного результата.
Коллекционирование – освоение родовидовых отношений:
поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения- рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;
размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в ёмкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира):
обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;
изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;
заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).
Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Игра в поисково-исследовательской деятельности часто перерастает в реальное детское творчество. С целью развития исследовательских способностей необходимо использовать и дидактические игры. Например: «Что будет, если…?», «Угадай по запаху», «Волшебный мешочек». Такие игры развивают у детей воображение, внимание, творческое мышление, дают возможность получать новые знания об окружающем мире.
Важным аспектом также является использование проблемных ситуаций и постановка проблемных вопросов.
Например:
Где быстрее прорастёт зёрнышко: в земле или в песке?
Может ли вода течь вверх?
Почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет?
Почему образуется тень?
Такие проблемные ситуации заставляют ребенка думать, побуждают его генерировать новые идеи, искать ответы на вопросы, сопоставлять и формулировать выводы.
В процессе организации познавательной деятельности с детьми, использованные методы и приёмы организации поисково-исследовательской деятельности способствуют приобретению умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно наиболее надёжных приёмов, производить определённые действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.
Результаты познавательно-исследовательской деятельности:
повышение уровня знаний детей
изменение уровня сформированности мыслительной деятельности детей
эмоционально – нравственное развитие
проявление познавательных интересов детей
активное участие в творческой деятельности
Следовательно, поисково-исследовательская деятельность играет важную роль в формировании и развитии исследовательских способностей и формировании основы всего интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста.
Практические действия способствуют прямому развитию мыслительных процессов, что в свою очередь обеспечивается запуском чувственного восприятия, практической деятельности детей, словесного общения, и как следствие этого у ребенка возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.
Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения за выполнением экспериментирования.
Однако есть несколько важных аспектов, которые обязательно следует учитывать при организации работы с детьми с ОВЗ.
Прежде всего, необходим подход не с позиции того, что ребенок не может в силу своей особенности, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Особенно важно стараться включать этих детей наравне со всеми в самые разнообразные виды деятельности. Хотя для этого им и требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленных задач.
В последнее время наиболее актуальным становиться применение так называемого errorless learning – безошибочного обучения. Безошибочное обучение – это процесс постоянного применения подсказок к инструкциям и действиям ребенка, которые приводят к тому, чтобы ребенок достиг успеха. После закрепления чувства успеха необходим переход к систематическому уменьшению количества используемых подсказок, для того чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным через определённое время. Безошибочное обучение осуществляется при использовании правила «от большего к меньшему», следование которому является наиболее естественным подходом обучения детей новым навыкам.
В коррекционной работе следует применять принцип полисенсорной основы обучения, с опорой на все органы чувств (дать ребенку посмотреть, потрогать, понюхать, иногда даже попробовать на вкус исследуемые свойства предметов). Для закрепления полученного материала целесообразно использовать карточки - схемы, выкладывание логических цепочек, при этом каждое действие сопровождается речью, проговариванием совершаемых действий.
Среди методов сенсорного воспитания в развитии поисково-ориентировочных действий выделяется метод проб, промеривания, зрительной ориентировки, а также обеспечение усвоения детьми систем сенсорных эталонов, включение в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже сформировались.
В процессе активного восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более чёткими, стойкими, обобщёнными.
В работе с детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.
Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, так как цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать рукой.
При формировании представлений о геометрических фигурах большое внимание уделяется обучению детей приёмам обследования форм осязательно-двигательным путём под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно, затем по подражанию и образцу. Также используется показ фигуры, называние ее педагогом, выбор ребёнком такой же. Далее упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму, упражнения на выбор по образцу, предметов одного цвета и величины, предметов разного цвета и величины, упражнение на выбор по словесному обозначению педагога, упражнения в форме дидактических и подвижных игр.
Для детей с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН, ЗРР) характерны: неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, которые у многих детей сочетаются с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий, т. к. дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и понимать ее.
В частности дети с ЗРР, как правило, имеют отягощённый неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: они либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Игровая деятельность таких детей на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Конечно в таких условиях формирование познавательно-исследовательской активности затруднено.
Поэтому ввиду парциальной когнитивной недостаточности здесь важно перестроить подачу заданий и инструкций для таких детей, так как сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять их ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно чётко и конкретно.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима. Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения и представляется одним из наиболее важных средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса при работе с детьми с ОВЗ.