ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 233 ОАО «РЖД»
Познавательно – исследовательский
проект «Лук — наш друг»
(1 младшая группа)
Подготовила: Боркина М.Р.
Тип: творческо – исследовательский, познавательный
Срок реализации: 19.01.2017г – 07.03.2017г
Состав участников: дети 1 младшей группы, педагоги, родители
Актуальность: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях. Привитие детям практических навыков по формированию экологической культуры. Воспитание любви к природе.
Задачи исследования:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями;
- развивать познавательные и творческие способности детей.
Ожидаемый результат:
1. Дети познакомятся с выращенным растением.
2. С помощью опытнической работы дети получат знания об особенностях строения и условиях роста растений.
3. У детей будет формироваться бережное и заботливое отношение к растениям.
4. Создание в группе огорода на окне.
5. Создание дневника наблюдений.
6. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, создание условий для реализации проекта «Огород на окне», подготовка информационного материала по теме, оказание родителями помощи в процессе создания мини огорода.
2. Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, чтение сказок, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, эксперименты, творческая деятельность)
3. Заключительный: подведение итогов, оформление дневника,
создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг", предоставление выращенного лука на кухню детского сада для приготовления обеда.
1 этап-подготовительный:
- Обсуждение темы проекта с родителями;
-сформировать интерес у родителей и помощь в процессе создания мини огорода и условий для реализации проекта;
- рассматривание луковиц (понятия большая - маленькая; одна - много);
- сбор бросового материала;
- подбор художественной литературы.
2 этап – основной:
Практическая часть:
- Создание «Луки и Лукерьи» и оживление героев в проекте;
- выращивание лука разными способами (различное наполнение – земля, вода);
- чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, (чтение художественной литературы)
- оформление дневника;
- формирование проекта;
- наблюдение за посадкой, первыми всходами;
- создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг» (народная медицина)
3 этап – заключительный:
-Анализ результатов;
- формирование презентации - «Лук – зелёный друг»
Вывод;
• Растения живые, как и мы. Они питаются, дышат, пьют воду. Им нужны хорошие условия.
• В таких условиях они не болеют, не вянут, а радуют нас. На них приятно смотреть, ими мы любуемся. Живые организмы похожи между собой: растения, животные, человек – все питаются, двигаются, дышат воздухом, растут и размножаются, чувствуют, не могут жить без хороших природных условий.
• Рассматривая, выполненные работы с детьми, сделали вывод, лук прорастает у каждого по своему, все зависит от того, как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти и в земле.
• Зеленый лук полезен людям, так как в нем много витаминов.
Результат:
В процессе реализации проекта:
• дети научились сажать лук и ухаживать за ним;
• дети узнали о пользе лука;
• дети познакомились с художественной литературой об овощах: стихи, сказки, загадки;
• у детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях;
• у детей развился познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
Конспект познавательно-игрового занятия «Лук»
Образовательные задачи: познакомить с овощем - лук; развивать у детей умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательную деятельность; воспитывать любознательность, коммуникативные умения.
Оборудование: мешок, луковицы разной формы и цвета, нож, влажные салфетки, кусочки лука.
Предварительная работа:
знакомство с овощами, разучивание физкультминутки.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре. Входит дед Василий (кукла бибабо).
Дед Василий:
-Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.
Дети: здравствуйте.
Воспитатель: посмотрите, ребята, кто к нам пришёл в гости?
Дети: дед Василий.
Дед Василий: ребятки, я к вам с гостинцем пришёл. Хотите посмотреть?
Дети: да.
Дед Василий: -Подойдите ко мне поближе, да загляните в мой мешок. (Дети подходят и смотрят.) Что вы там видите?
Дети: лук.
Дед Василий: а давайте достанем? (Дети достают луковицы из мешка и кладут на стол).
Воспитатель: ой, дедушка Василий, ты, наверное, устал с дороги? Садись, отдохни, да на нас посмотри. (Деда усаживают на стульчик и дети тоже садятся).
Воспитатель: ребята, какой лук нам принёс дед Василий?
Примерные ответы детей: Круглый, овальный, большой, маленький, желтый, белый, синий.
Воспитатель: а давайте его потрогаем, постучим по нему. (Дети подходят, обследуют).
Воспитатель: какой лук снаружи? Примерные ответы детей: Твёрдый, жёсткий, гладкий.
Воспитатель: а кто знает, где растёт лук? На дереве?
Дети: нет.
Воспитатель: на грядке?
Дети: да.
Воспитатель: а мы с вами знаем, на грядке растёт что?
Дети: овощи.
Воспитатель: правильно. Ребята, а давайте покажем деду Василию, как растёт лук.
Физкультминутка
-Посадил дед лук (дети садятся на корточки)
Лук рос, рос (потихоньку поднимаются и встают)
Солнышко на него светило (руки вверх, перебирают пальчиками)
Дождик его поливал (руки в стороны и кружатся)
И вырос лук большой-пребольшой (руки вверх и через стороны вниз)
Стал дед урожай собирать (наклониться и выпрямиться с поворотом)
Складывать в тележку (повторяют несколько раз)
Собрал весь урожай, посмотрел внимательно (руку козырьком)
Ничего не забыл? (повороты в стороны)
И повёз тележку домой (вытянутые руки перед собой)
А тележка тяжёлая (потихоньку идут вперёд)
И привёз урожай домой, (вытерли рукой пот со лба).
Воспитатель:
-Прежде чем попробовать лук надо его разрезать. А для этого нужно, что?
Дети: нож.
Воспитатель: -Чтобы вас не поранить, садитесь на стульчики, а я на столе буду резать. (Дети садятся на стульчики, воспитатель разрезает луковицы пополам)
Воспитатель: -Помните, какой был лук снаружи? – твёрдая, жёсткая. А давайте проверим, какой лук внутри. Подойдите поближе и ручками потрогайте его. (Дети подходят к столам и исследуют руками)
Воспитатель: -Так какой лук внутри? Примерные ответы детей: Мокрый, липкий.
Воспитатель:- Ой, посмотрите на свои ручки, они испачкались. Возьмите, пожалуйста, влажные салфетки и хорошенько их вытрите. (Дети вытирают руки, а воспитатель приглашает их сесть за столы.)
Воспитатель: я предлагаю вам попробовать лук на вкус. (На тарелочках лежат маленькие кусочки лука.)
Воспитатель: вкусный лук?
Дети: нет, горький.
Воспитатель: ребята, а из лука можно приготовить салат, суп, даже варенье можно сварить.
Воспитатель: ребята, а с каким овощем мы сегодня познакомились?
Дети: с луком.
Воспитатель: а какой формы бывает лук?
Дети: круглые, овальный.
Воспитатель: а какой лук снаружи?
Дети: твёрдый, жёсткий.
Воспитатель: а какой он внутри?
Дети: мокрые, липкий.
Воспитатель: а какой лук на вкус?
Дети: горький.
Дед Василий: -Ребятки, я очень рад, что вы так много узнали о луке. Ну, что же, встреча наша с вами подошла к концу, дедушка с вами прощается. А чтоб не забыли вы про лук, для вас приготовил подарки я.
Дед Василий достаёт из мешка луковицы для посадки, лук-севок.
-Возьмите себе этот лучок. Посадите их в землю, и у вас вырастет лучок зеленый. (Дети берут семена.)
Воспитатель: ребята, что надо сказать дедушке?
Дети: спасибо. До свидания, дед Василий, приходи ещё.
Воспитатель: а луковицы мы с вами посадим на следующем занятии