Дошкольное частное образовательное учреждение
"Детский сад им. Александра Невского"
Познавательно–исследовательский проект «Овощи и фрукты - витаминные продукты».
Разработчик: I квалификационной категории
Карпова Л.А.
с. Шурала . 2020г.
Паспорт проект
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта:.краткосрочный ( 3 недели)
Участники проекта: дети 2-3 года, родители воспитанников, воспитатель Актуальность.
Дети младшего дошкольного возраста начинают знакомится с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицироватьданные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.
Чтобы помочь детям классифицировать овощи и фрукты, познакомить их со свойствами и местом их произрастания был выбран метод проектов.
Цель проекта:
Задачи:
1. Систематизирование и обобщение представления детей об овощах и фруктах.
2. Обогащение активного словаря за счет существительных, обозначающих овощи и фрукты, прилагательных, обозначающих признаки и свойство предмета.
3.Знакомство с понятием витамины. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, полезны для здоровья человека.
4. Развитие логического мышления, внимания, любознательности, бережного отношения к природе.
5. Развитие умения обследования продуктов.
6. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность;
Проблема: Овощи, фрукты - полезные и вкусные продукты?
Ожидаемые результаты проекта:
- дети знают и называют овощи и фрукты по внешнему виду (цвету, вкусу)
- дети понимают, что фрукты растут в саду, а овощи в огороде
- у детей сформированы представления о пользе витаминов
- развитие познавательно исследовательских и творческих способностей
- детей
- повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Овощи», «Фрукты»,«Витамины».
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный | 2 этап - основной | 3 этап - заключительный |
- определение проблемы; - постановка цели, задач; - сбор информации, литературы, дополнительного материала . - составление плана работы. | 1.Беседа «Овощи на столе». Цель: формировать знания об овощах, их пользе для людей. 2.Дидактическая игра «Назови овощи в корзинке». Цель: формировать умение узнавать и называть фрукты: яблоко, груша, лимон, апельсин. Уточнить цвет, форму и вкусовые качества фруктов, используя в речи прилагательные: круглый, большой, маленький, красный, жѐлтый, сладкий, вкусный, кислый, сочный. 3. Сюжетно ролевая игра «Фруктовый магазин» Цель: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения. 4. Чтение стихотворений Ю. Тувим «Овощи» Цель: закреплять в речи названия овощей. 5. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Компот». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. 6. Лепка «Фрукты на тарелочке» Формировать интерес к лепке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Формировать умение приемам вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы 7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: закрепление знаний о фруктах и овощах. 8. Конструирование из строительного материала на тему: «Забор для огорода»; Цель: Развивать конструктивные навыки у детей. Закреплять названия деталей. 9. Игровое упражнение: «Сварим вкусный борщ» - закреплять названия овощей. 10. Развлечение «В гостях у доктора Айболита» Цель: Закреплять знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; | Инсценирование сказки «Репка»Цель: Расширять и обобщать знания детей об овощах через приобщение к театральной деятельности. Оформление тематической папки «Витаминные семейки» |
Результаты проекта:
у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты;
большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом;
дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе;
совместная деятельность педагогов, родителей и детей более сплотила наш детсковзрослый коллектив.
Таким образом, в результате проектной деятельности, у детей повысился уровень знаний об овощах, фруктах и витаминах, содержащихся в них; сформировались основы правильного поведения за столом, культура правильного питания. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты – полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.
Литература:
1. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.
2. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
3. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова. Волгоград, 2009 г.
4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г.
5. «Разговор о правильном питании»(рабочая тетрадь для дошкольников) М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, Москва, 2004 г.
Беседа "Овощи и фрукты - полезные продукты"
Цель: формировать у детей представления об овощах и фруктах, и их полезных свойствах для человека.
Задачи :
Формировать у детей представления об овощах и фруктах, как витаминах полезных для здоровья;
Закрепить знания детей о характерных признаках овощей и фруктов: цвет, форма.
Развивать сенсорные ощущения детей; Формировать представление о бережном отношении к своему здоровью.
. Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, корзиночка, проектор,экран компьютер Методические приемы: 1) Игровой (использование сюрпризного момента). 2) Наглядный (рассматривание муляжей овощей и фруктов). 3) Словесный (вопросы, индивидуальные ответы детей, напоминание). 4) Поощрение
Содержание непосредственно - организованной деятельности детей
Вводная часть: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости, давайте поздороваемся! (на экране интерактивной доски появляется старичок - лесовичок)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, Старичок – Лесовичок принес нам корзинку! Интересно, что там внутри? Давайте посмотрим. (на экране появляется корзинка с овощами и фруктами). Есть у Старичка – Лесовичка овощи и фрукты, хватит, их на всех ребят подставляйте руки! Ребята сейчас закроют глазки и вытащат из корзинки один предмет…. А теперь откройте глазки внимательно посмотрите, что у вас в руках, но никому пока не говорите!
Основная часть
Воспитатель: Ребята, Старичок – Лесовичок запутался и всѐ сложил в одну корзинку. Давайте мы ему поможем разложить овощи в одно блюдо (правая тарелочка), а фрукты в другое (левая тарелочка)
. Воспитатель при помощи ручки достает из корзинки капусту и передвигает ее на передний план и спрашивает: - Что это?
Дети: Капуста
Воспитатель: У кого из вас в руках капуста? Выходи скорей сюда! Какого цвета капуста?
Дети: Зелѐного Воспитатель: Какой формы капуста?
Дети: Круглая
Воспитатель: А капуста это фрукт или овощ? Дети: Овощ
Воспитатель: Давайте нам Настя поможет положить капусту на тарелочку
Воспитатель: Молодец Настя! Спасибо!
Воспитатель при помощи ручки достает из корзинки огурец и передвигает его на передний план и спрашивает: - Что это?
Дети: Огурец!
Воспитатель: У кого из вас в руках огурец? Выходи сюда! Какого цвета огурец?
Дети: Зелѐного Воспитатель: Какой формы огурец?
Дети: Овальной Воспитатель: А огурец это фрукт или овощ?
Дети: Овощ!
Воспитатель: Давайте нам Лиза поможет положить огурец на тарелочку к овощам (Лиза при помощи ручки передвигает огурец на тарелочку, если Лиза передвигает огурец на тарелочку для фруктов, огурец возвращается в корзинку. Тем самым осуществляется самоконтроль.) Воспитатель: Молодец Лиза! Спасибо!
Воспитатель при помощи ручки достает из корзинки помидор и передвигает ее на передний план и спрашивает: - Что это?
Дети: Помидор
Воспитатель: У кого помидор? Выходи сюда! Какого цвета помидор? Дети: Красного Воспитатель: Какой формы помидор?
Дети: Круглый
Воспитатель: А помидор это фрукт или овощ? Дети: Овощ!
Воспитатель: Давайте нам Артем поможет положить помидор на тарелочку (Артем при помощи ручки передвигает помидор на тарелочку, если Артем передвигает помидор на тарелочку для фруктов, помидор возвращается в корзинку. Тем самым осуществляется самоконтроль.) Воспитатель: Молодец Артем! Спасибо!
Воспитатель: Посмотрите ребята, все что мы сложили на эту тарелочку - это все овощи! А из овощей можно сделать салат. Приготовьте свои пальчики, мы сейчас с ними немножко поиграем!
Пальчиковая игра: «Мы капусту рубим, рубим». Мы капусту рубим рубим, (ручками показываем как мы рубим капусту) Мы морковку трѐм, трем, (ручками показываем как мы трем морковку) Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой — солим) Мы капусту мнем, мнем (ручками «мнем» капусту). Воспитатель: Молодцы, все умеете готовить салат. А сейчас посмотрите, что же осталось в корзинке у Старичка - Лесовичка? (Воспитатель передвигает яблоко на передний план)
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Кто из нас вытянул яблоко? Выходи скорей! Какого оно цвета?
Дети: Красного
Воспитатель: Какой формы яблоко?
Дети: Круглое
Воспитатель: А это овощ или фрукт? Дети: Фрукт!
Воспитатель: Давайте, сейчас Матвей мне поможет положить яблочко на тарелочку. (Матвей передвигает яблоко на тарелочку для фруктов, если он передвинет яблоко на тарелку для овощей, то яблоко вернется в корзинку)
Воспитатель: А это что? (Достает из корзинки банан, передвигает его на стол) Дети: Банан! Воспитатель: Кому сегодня достался банан? Какого он цвета?
Дети: Желтого!
Воспитатель: Какой формы банан? Дети: Овальный
Воспитатель: А это овощ или фрукт? Дети: Фрукт!
Воспитатель: Давайте, сейчас Катя мне поможет положить яблочко на тарелочку. ( Катя передвигает банан на тарелочку для фруктов, если он передвинет банан на тарелку для овощей, то банан вернется на стол) Воспитатель: Что же там еще осталось в корзинке? (Достает апельсин, передвигает на передний план)
Дети: Апельсин.
Воспитатель: У кого апельсин, выходи скорей! Какого он цвета?
Дети: Оранжевого
Воспитатель: Какой формы апельсин?
Дети: Круглый
Воспитатель: А это овощ или фрукт?
Дети: Фрукт!
Воспитатель: Давайте, сейчас Варя мне поможет положить апельсин на тарелочку. (Варя передвигает яблоко на тарелочку для фруктов, если он передвинет апельсин на тарелку для овощей, то апельсин вернется на стол)
Воспитатель: Посмотрите ребята, все что мы сложили на эту тарелочку - это все фрукты!
Воспитатель: Ребята, где растут фрукты?
Дети: В саду на дереве.
Воспитатель: А где растут овощи?
Дети: На грядке, в огороде.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру: «Есть у нас огород».
Хороводная игра «Есть у нас огород». Есть у нас огород, Там морковка растѐт, Вот такой вышины, Вот такой низины, Вот такой ужины, Вот такой ширины, Ты морковка поспеши С нами вместе попляши.
Воспитатель: Какие вы молодцы, все хорошо играли
. - Ребята, овощи и фрукты очень полезны – в них много витаминов, которые помогают расти здоровыми, весѐлыми, крепкими.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, можно ли есть овощи и фрукты не мытыми? (нет) - А почему? (они грязные); - Что случиться, если мы скушаем не мытые овощи и фрукты? (заболеем) ; - Правильно, в не мытых овощах и фруктах много микробов. - Ребята, а что еще надо помыть перед едой (руки).
Заключительная часть Рефлексия.
Воспитатель: Вот ребята, какие вы все молодцы! Мы с вами помогли Старичку – Лесовичку разобраться, где же у него овощи и где фрукты и теперь он их никогда не перепутает! И нам желает вам быть здоровыми, сильными, смелыми! Ну а сейчас пришла пора прощаться, давайте мы ему скажем до свидания, приходи к нам еще! Дети: До свидани
«В гостях у Витаминки».
Цель: формирование у детей дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни.
Задачи 1. Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов в жизни человека.
2. Закрепить знания о наличии витаминов в овощах, фруктах и продуктах питания.
3. Воспитывать у детей чувство сопереживания и заботы.
4. Воспитывать стремление поддерживать и укреплять здоровье.
Оборудование: костюм: витаминки; муляжи: морковь, огурец, капуста, помидор; киндер-сюрприз с чесноком, настоящие кусочки овощей и фруктов; запись пальчиковой гимнастики «Капуста», д/и «Овощи и фрукты»
ХОД НОД
Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в руках. Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я? — Меня зовут Витаминка.
И пришла я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках и деревьях. Достает из своей сумки овощи и фрукты.
Витаминка: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она длинная и оранжевая, полезна для зрения. — А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий.
Витаминка: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит. А что это за овощ? (Достает капусту). Она нужна нам для роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев. Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за овощ? Дети: помидор
. Витаминка: А какого он цвета? Ответы детей. Помидор важный овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней
. Витаминка: А у меня для ребят есть коробочка с сюрпризом. Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из под киндер-сюрприза). С закрытыми глазами дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится – чеснок! С закрытыми глазами дети пробуют фрукты и овощи.
Витаминка: Ребятки, а вы стихи знаете про овощи или фрукты? (рассказывают стихи).
1 ребенок
Я - не птичка - невеличка.
Я - полезная клубничка.
Кто подружиться со мной
- Не простудится зимой.
2 ребенок
Я - крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное
- Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!
3 ребенок
Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете. В
итаминка: А где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?
Дети: на грядке
. Витаминка:А где растут фрукты?
Дети:на дереве.
Витаминка:А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья овощах и фруктах?
Дети: витаминов.
Витаминка: Правильно. В овощах и фруктах много витаминов. Деткам их обязательно надо кушать – тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда не будете болеть! А что из овощей можно приготовить?
Дети: супы, салаты … (ответы детей).
Витаминка:А соленья можно?
Витаминка:А теперь эту капусту мы засолим.
Пальчиковая гимнастика«Капуста»:
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем еѐ вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку ..)
Витаминка: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята! А загадки про овощи можете отгадать?
Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимою – в бочке, Крепкие, соленые. – огурцы
- В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. - помидоры
– Что за скрип? Что за хруст? Это что ещѐ за куст? Как же быть без хруста, Если я … - капуста
– Витаминка: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи и фрукты полезные продукты! Давайте теперь поиграем?
Я разложу на столе карточки, назову овощ или фрукт, кто первый найдет поднимает правильную карточку. Д/И "Овощи и фрукты"
Витаминка: Ребята, а еще вы хотите поиграть?
Хороводная игра «Есть у нас огород». Воспитатель поет, а дети передвигаются по кругу и подпевают: Есть у нас огород, Там морковка растет. Вот такой ширины, Вот такой вышины (В круг встает и танцует ребенок с маской моркови)
В огород мы пойдем, Хоровод заведем. Будем петь и плясать. Урожай наш собирать.
Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.
Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей яблоками. Прощается с детьми и уходит.
Инсценировка сказки «Репка»
Цель. Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность, формировать умение свободно чувствовать себя перед зрителями.
Воспитатель:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее.
Всех с собой возьму я в сад
Будет радость для ребят!
Воспитатель спрашивает у детей: Какие овощи вы знаете? (Ответы детей) Молодцы. А я знаю одну семью, где вырастили очень большой овощ.
Хотите узнать какой? Тогда смотрите инсценировку сказки «Репка».
Вот решил однажды дедка Посадить большую репку.
Входит дед и репка (дед сажает репку и уходит, репка сидит на корточках) Ведущий:
Выросла репка Крупная да крепкая,
Круглая да гладкая,
Сочная да сладкая.
Ай да, репка на гряде!
Золотая, наливная
И большая — пребольшая,
Не найти такой нигде!
Дед:(выходит, пытается тянуть репку)
Ну и репка, вот так репка, Как в земле засела крепко!
Бабушка, скорей беги, Тянуть репку помоги!
Выходит бабка: Иду, иду! Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай!
Ведущий:
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Дед: Нет, не можем мы сорвать, Надо внучку нам позвать.
Бабка: Внучка, внученька беги, Тянуть репку помоги!
Выходит внучка: Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай! Ведущий:
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Бабка: Нет, не можем мы сорвать, Надо Жучку нам позвать.
Внучка: Жучка, Жучка, к нам беги, Тянуть репу помоги!
Выбегает Жучка: Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай! Ведущий:
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут
. Внучка: Нет, не можем мы сорвать, Надо кошку нам позвать.
Жучка: Кошка, кошка, к нам беги, Тянуть репку помоги!
Выходит Кошка:Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай! Ведущий:
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Жучка: Нет, не можем мы сорвать, Надо мышку нам позвать.
Кошка: Эй, мышонок, выходи, Тянуть репку помоги! Выбегает Мышка: ПИ — пи — пи!
Ведущий:
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку, Постарались, как могли, Репку вытянули! Зеленеет огород, Веселится народ, В небе солнышко смеѐтся, Нас плясать зовет! (все герои сказки танцуют под р. н. мелодию)