СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно–исследовательский проект «Овощи и фрукты - витаминные продукты».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательно–исследовательский проект «Овощи и фрукты - витаминные продукты».»

Дошкольное частное образовательное учреждение

"Детский сад им. Александра Невского"








Познавательно–исследовательский проект «Овощи и фрукты - витаминные продукты».





Разработчик: I квалификационной категории

Карпова Л.А.
















с. Шурала . 2020г.



Паспорт проект

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта:.краткосрочный ( 3 недели)

Участники проекта: дети 2-3 года, родители воспитанников, воспитатель Актуальность.

Дети младшего дошкольного возраста начинают знакомится с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицироватьданные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.

Чтобы помочь детям классифицировать овощи и фрукты, познакомить их со свойствами и местом их произрастания был выбран метод проектов.

Цель проекта:

Задачи:

  1. Систематизирование и обобщение представления детей об овощах и фруктах.

  2. Обогащение активного словаря за счет существительных, обозначающих овощи и фрукты, прилагательных, обозначающих признаки и свойство предмета.

  3.Знакомство с понятием витамины. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, полезны для здоровья человека.

 4. Развитие логического мышления, внимания, любознательности, бережного отношения к природе.

 5. Развитие умения обследования продуктов.

6. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность;

 Проблема: Овощи, фрукты - полезные и вкусные продукты?


Ожидаемые результаты проекта:

- дети знают и называют овощи и фрукты по внешнему виду (цвету, вкусу)

 - дети понимают, что фрукты растут в саду, а овощи в огороде

 - у детей сформированы представления о пользе витаминов

 - развитие познавательно исследовательских и творческих способностей

 - детей

 - повышение речевой активности, активизация словаря по теме  «Овощи», «Фрукты»,«Витамины».

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

2 этап - основной

3 этап - заключительный

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала

. - составление плана работы.

1.Беседа «Овощи на столе». Цель: формировать знания об овощах, их пользе для людей.

2.Дидактическая игра «Назови овощи в корзинке». Цель: формировать умение узнавать и называть фрукты: яблоко, груша, лимон, апельсин. Уточнить цвет, форму и вкусовые качества фруктов, используя в речи прилагательные: круглый, большой, маленький, красный, жѐлтый, сладкий, вкусный, кислый, сочный.

3. Сюжетно ролевая игра «Фруктовый магазин» Цель: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

4. Чтение стихотворений Ю. Тувим «Овощи» Цель: закреплять в речи названия овощей.

5. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Компот». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

6. Лепка «Фрукты на тарелочке» Формировать интерес к лепке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Формировать умение приемам вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы

7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: закрепление знаний о фруктах и овощах.

8. Конструирование из строительного материала на тему: «Забор для огорода»; Цель: Развивать конструктивные навыки у детей. Закреплять названия деталей.

9. Игровое упражнение: «Сварим вкусный борщ» - закреплять названия овощей.

10. Развлечение «В гостях у доктора Айболита» Цель: Закреплять знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;

Инсценирование сказки «Репка»Цель: Расширять и обобщать знания детей об овощах через приобщение к театральной деятельности.

Оформление тематической папки «Витаминные семейки»



Результаты проекта:

 у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты;

 большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом;

 дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе;

 совместная деятельность педагогов, родителей и детей более сплотила наш детсковзрослый коллектив.

Таким образом, в результате проектной деятельности, у детей повысился уровень знаний об овощах, фруктах и витаминах, содержащихся в них; сформировались основы правильного поведения за столом, культура правильного питания. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты – полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.




Литература:

1. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.

2. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.

3. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова. Волгоград, 2009 г.

4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г.

5. «Разговор о правильном питании»(рабочая тетрадь для дошкольников) М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, Москва, 2004 г.

















Беседа "Овощи и фрукты - полезные продукты"

Цель: формировать у детей представления об овощах и фруктах, и их полезных свойствах для человека.

Задачи :

 Формировать у детей представления об овощах и фруктах, как витаминах полезных для здоровья;

 Закрепить знания детей о характерных признаках овощей и фруктов: цвет, форма.

 Развивать сенсорные ощущения детей;  Формировать представление о бережном отношении к своему здоровью.

. Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, корзиночка, проектор,экран компьютер Методические приемы: 1) Игровой (использование сюрпризного момента). 2) Наглядный (рассматривание муляжей овощей и фруктов). 3) Словесный (вопросы, индивидуальные ответы детей, напоминание). 4) Поощрение

Содержание непосредственно - организованной деятельности детей

Вводная часть: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости, давайте поздороваемся! (на экране интерактивной доски появляется старичок - лесовичок)

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, Старичок – Лесовичок принес нам корзинку! Интересно, что там внутри? Давайте посмотрим. (на экране появляется корзинка с овощами и фруктами). Есть у Старичка – Лесовичка овощи и фрукты, хватит, их на всех ребят подставляйте руки! Ребята сейчас закроют глазки и вытащат из корзинки один предмет…. А теперь откройте глазки внимательно посмотрите, что у вас в руках, но никому пока не говорите!

Основная часть

Воспитатель: Ребята, Старичок – Лесовичок запутался и всѐ сложил в одну корзинку. Давайте мы ему поможем разложить овощи в одно блюдо (правая тарелочка), а фрукты в другое (левая тарелочка)

. Воспитатель при помощи ручки достает из корзинки капусту и передвигает ее на передний план и спрашивает: - Что это?

Дети: Капуста

Воспитатель: У кого из вас в руках капуста? Выходи скорей сюда! Какого цвета капуста?

Дети: Зелѐного Воспитатель: Какой формы капуста?

Дети: Круглая

Воспитатель: А капуста это фрукт или овощ? Дети: Овощ

Воспитатель: Давайте нам Настя поможет положить капусту на тарелочку

Воспитатель: Молодец Настя! Спасибо!

Воспитатель при помощи ручки достает из корзинки огурец и передвигает его на передний план и спрашивает: - Что это?

Дети: Огурец!

Воспитатель: У кого из вас в руках огурец? Выходи сюда! Какого цвета огурец?

Дети: Зелѐного Воспитатель: Какой формы огурец?

Дети: Овальной Воспитатель: А огурец это фрукт или овощ?

Дети: Овощ!

Воспитатель: Давайте нам Лиза поможет положить огурец на тарелочку к овощам (Лиза при помощи ручки передвигает огурец на тарелочку, если Лиза передвигает огурец на тарелочку для фруктов, огурец возвращается в корзинку. Тем самым осуществляется самоконтроль.) Воспитатель: Молодец Лиза! Спасибо!

Воспитатель при помощи ручки достает из корзинки помидор и передвигает ее на передний план и спрашивает: - Что это?

Дети: Помидор

Воспитатель: У кого помидор? Выходи сюда! Какого цвета помидор? Дети: Красного Воспитатель: Какой формы помидор?

Дети: Круглый

Воспитатель: А помидор это фрукт или овощ? Дети: Овощ!

Воспитатель: Давайте нам Артем поможет положить помидор на тарелочку (Артем при помощи ручки передвигает помидор на тарелочку, если Артем передвигает помидор на тарелочку для фруктов, помидор возвращается в корзинку. Тем самым осуществляется самоконтроль.) Воспитатель: Молодец Артем! Спасибо!

Воспитатель: Посмотрите ребята, все что мы сложили на эту тарелочку - это все овощи! А из овощей можно сделать салат. Приготовьте свои пальчики, мы сейчас с ними немножко поиграем!

Пальчиковая игра: «Мы капусту рубим, рубим». Мы капусту рубим рубим, (ручками показываем как мы рубим капусту) Мы морковку трѐм, трем, (ручками показываем как мы трем морковку) Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой — солим) Мы капусту мнем, мнем (ручками «мнем» капусту). Воспитатель: Молодцы, все умеете готовить салат. А сейчас посмотрите, что же осталось в корзинке у Старичка - Лесовичка? (Воспитатель передвигает яблоко на передний план)

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Кто из нас вытянул яблоко? Выходи скорей! Какого оно цвета?

Дети: Красного

Воспитатель: Какой формы яблоко?

Дети: Круглое

Воспитатель: А это овощ или фрукт? Дети: Фрукт!

Воспитатель: Давайте, сейчас Матвей мне поможет положить яблочко на тарелочку. (Матвей передвигает яблоко на тарелочку для фруктов, если он передвинет яблоко на тарелку для овощей, то яблоко вернется в корзинку)

Воспитатель: А это что? (Достает из корзинки банан, передвигает его на стол) Дети: Банан! Воспитатель: Кому сегодня достался банан? Какого он цвета?

Дети: Желтого!

Воспитатель: Какой формы банан? Дети: Овальный

Воспитатель: А это овощ или фрукт? Дети: Фрукт!

Воспитатель: Давайте, сейчас Катя мне поможет положить яблочко на тарелочку. ( Катя передвигает банан на тарелочку для фруктов, если он передвинет банан на тарелку для овощей, то банан вернется на стол) Воспитатель: Что же там еще осталось в корзинке? (Достает апельсин, передвигает на передний план)

Дети: Апельсин.

Воспитатель: У кого апельсин, выходи скорей! Какого он цвета?

Дети: Оранжевого

Воспитатель: Какой формы апельсин?

Дети: Круглый

Воспитатель: А это овощ или фрукт?

Дети: Фрукт!

Воспитатель: Давайте, сейчас Варя мне поможет положить апельсин на тарелочку. (Варя передвигает яблоко на тарелочку для фруктов, если он передвинет апельсин на тарелку для овощей, то апельсин вернется на стол)

Воспитатель: Посмотрите ребята, все что мы сложили на эту тарелочку - это все фрукты!

Воспитатель: Ребята, где растут фрукты?

Дети: В саду на дереве.

Воспитатель: А где растут овощи?

Дети: На грядке, в огороде.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру: «Есть у нас огород».

Хороводная игра «Есть у нас огород». Есть у нас огород, Там морковка растѐт, Вот такой вышины, Вот такой низины, Вот такой ужины, Вот такой ширины, Ты морковка поспеши С нами вместе попляши.

Воспитатель: Какие вы молодцы, все хорошо играли

. - Ребята, овощи и фрукты очень полезны – в них много витаминов, которые помогают расти здоровыми, весѐлыми, крепкими.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, можно ли есть овощи и фрукты не мытыми? (нет) - А почему? (они грязные); - Что случиться, если мы скушаем не мытые овощи и фрукты? (заболеем) ; - Правильно, в не мытых овощах и фруктах много микробов. - Ребята, а что еще надо помыть перед едой (руки).

Заключительная часть Рефлексия.

Воспитатель: Вот ребята, какие вы все молодцы! Мы с вами помогли Старичку – Лесовичку разобраться, где же у него овощи и где фрукты и теперь он их никогда не перепутает! И нам желает вам быть здоровыми, сильными, смелыми! Ну а сейчас пришла пора прощаться, давайте мы ему скажем до свидания, приходи к нам еще! Дети: До свидани

«В гостях у Витаминки».

Цель: формирование у детей дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни.

Задачи 1. Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов в жизни человека.

2. Закрепить знания о наличии витаминов в овощах, фруктах и продуктах питания.

3. Воспитывать у детей чувство сопереживания и заботы.

4. Воспитывать стремление поддерживать и укреплять здоровье.

Оборудование: костюм: витаминки; муляжи: морковь, огурец, капуста, помидор; киндер-сюрприз с чесноком, настоящие кусочки овощей и фруктов; запись пальчиковой гимнастики «Капуста», д/и «Овощи и фрукты»

ХОД НОД

Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в руках. Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я? — Меня зовут Витаминка.

И пришла я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках и деревьях. Достает из своей сумки овощи и фрукты.

Витаминка: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она длинная и оранжевая, полезна для зрения. — А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий.

Витаминка: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит. А что это за овощ? (Достает капусту). Она нужна нам для роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев. Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за овощ? Дети: помидор

. Витаминка: А какого он цвета? Ответы детей. Помидор важный овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней

. Витаминка: А у меня для ребят есть коробочка с сюрпризом. Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из под киндер-сюрприза). С закрытыми глазами дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится – чеснок! С закрытыми глазами дети пробуют фрукты и овощи.

Витаминка: Ребятки, а вы стихи знаете про овощи или фрукты? (рассказывают стихи).

1 ребенок

Я - не птичка - невеличка.

Я - полезная клубничка.

Кто подружиться со мной

- Не простудится зимой.

2 ребенок

Я - крепкое, хрустящее,

Чудо настоящее.

Желтое и красное

- Кожица атласная.

Яблочко румяное

Детям всем желанное!

3 ребенок

Называют меня грушей.

Я скажу, а ты послушай:

Полюбите меня, дети!

Я полезней всех на свете. В

итаминка: А где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?

Дети: на грядке

. Витаминка:А где растут фрукты?

Дети:на дереве.

Витаминка:А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья овощах и фруктах?

Дети: витаминов.

Витаминка: Правильно. В овощах и фруктах много витаминов. Деткам их обязательно надо кушать – тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда не будете болеть! А что из овощей можно приготовить?

Дети: супы, салаты … (ответы детей).

Витаминка:А соленья можно?

Витаминка:А теперь эту капусту мы засолим.

Пальчиковая гимнастика«Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад

Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем еѐ вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку ..)

Витаминка: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята! А загадки про овощи можете отгадать?

Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимою – в бочке, Крепкие, соленые. – огурцы

- В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. - помидоры

– Что за скрип? Что за хруст? Это что ещѐ за куст? Как же быть без хруста, Если я … - капуста

– Витаминка: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи и фрукты полезные продукты! Давайте теперь поиграем?

Я разложу на столе карточки, назову овощ или фрукт, кто первый найдет поднимает правильную карточку. Д/И "Овощи и фрукты"

Витаминка: Ребята, а еще вы хотите поиграть?

Хороводная игра «Есть у нас огород». Воспитатель поет, а дети передвигаются по кругу и подпевают: Есть у нас огород, Там морковка растет. Вот такой ширины, Вот такой вышины (В круг встает и танцует ребенок с маской моркови)

В огород мы пойдем, Хоровод заведем. Будем петь и плясать. Урожай наш собирать.

Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.

Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей яблоками. Прощается с детьми и уходит.

























Инсценировка сказки «Репка»

Цель. Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность, формировать умение свободно чувствовать себя перед зрителями.

Воспитатель:

Чтоб здоровым, сильным быть.

Надо овощи любить.

Все без исключенья

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее.

Всех с собой возьму я в сад

Будет радость для ребят!

Воспитатель спрашивает у детей: Какие овощи вы знаете? (Ответы детей) Молодцы. А я знаю одну семью, где вырастили очень большой овощ.

Хотите узнать какой? Тогда смотрите инсценировку сказки «Репка».

Вот решил однажды дедка Посадить большую репку.

Входит дед и репка (дед сажает репку и уходит, репка сидит на корточках) Ведущий:

Выросла репка Крупная да крепкая,

Круглая да гладкая,

Сочная да сладкая.

Ай да, репка на гряде!

Золотая, наливная

И большая — пребольшая,

Не найти такой нигде!

Дед:(выходит, пытается тянуть репку)

Ну и репка, вот так репка, Как в земле засела крепко!

Бабушка, скорей беги, Тянуть репку помоги!

Выходит бабка: Иду, иду! Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай!

Ведущий:

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут понемногу,

Вытянуть не могут.

Дед: Нет, не можем мы сорвать, Надо внучку нам позвать.

Бабка: Внучка, внученька беги, Тянуть репку помоги!

Выходит внучка: Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай! Ведущий:

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут понемногу,

Вытянуть не могут.

Бабка: Нет, не можем мы сорвать, Надо Жучку нам позвать.

Внучка: Жучка, Жучка, к нам беги, Тянуть репу помоги!

Выбегает Жучка: Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай! Ведущий:

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут понемногу,

Вытянуть не могут

. Внучка: Нет, не можем мы сорвать, Надо кошку нам позвать.

Жучка: Кошка, кошка, к нам беги, Тянуть репку помоги!

Выходит Кошка:Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай! Ведущий:

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут понемногу,

Вытянуть не могут.

Жучка: Нет, не можем мы сорвать, Надо мышку нам позвать.

Кошка: Эй, мышонок, выходи, Тянуть репку помоги! Выбегает Мышка: ПИ — пи — пи!

Ведущий:

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку, Постарались, как могли, Репку вытянули! Зеленеет огород, Веселится народ, В небе солнышко смеѐтся, Нас плясать зовет! (все герои сказки танцуют под р. н. мелодию)