СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию "Песочные фантазии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию "Песочные фантазии".»

Дошкольное частное образовательное учреждение

"Детский сад им. Александра Невского"








Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию "Песочные фантазии".









Разработчик: I квалификационной категории

Карпова Л.А.








с. Шурала . 2020г.





Паспорт проект

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала…

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта:.краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители воспитанников, воспитатель Актуальность.

Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но мне хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов.

Это дает возможность детям придумывать продолжение своих игр, обогащая их содержанием, знакомиться с новыми. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, развивать ориентировку в пространстве.

Игра с песком – это телесное удовольствие, игровой способ рассказать о своих проблемах, избавиться от страха, преодолеть эмоциональное напряжение.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи:
1.Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, может менять цвет от воды.)

2. Развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности,  умения реализовывать свои интересы; мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы; мелкую моторику рук и тактильные ощущения.

3. Развивать фантазию, творчество, воображение.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща.

Ожидаемые результаты проекта:

1)Дети могут называть свойства песка.

2)Имеют представление о некоторых особенностях внешнего вида песка.

3)Знают о пользе песка в природе и жизни человека.

4)Могут находить особенности сухого и влажного песка.

5)Знают, что песок не имеет формы, очищает воду.

6)Создание рисунков и замков из песка.







Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

2 этап - основной

3 этап - заключительный

Деятельность педагог

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Деятельность педагог

Деятельность детей

Оформление фотостенда «Наши фантазии из песка»


Ознакомление с песочной терапией.


Сбор информации из различных источников о песочной терапии.


Определение цели и задач проекта.


Составление плана работы над проектом.


Активное участие в беседах.


Закрепление знаний о природном материале - песке.


Заинтересованность детей в играх с песком.

Закрепление правил поведения в песочнице.

Консультации о песочной терапии, играх с песком и на песке.

Буклет «Какая польза для детей от игры с песком» 


Организация занятий и игр с песком, как в подгруппах, так и в парах и индивидуально:

Создание проблемной ситуации:

Не так давно ,играя в песочнице у детей возникли вопросы: Что же такое песок? Из чего он состоит? Какие существуют виды песка? Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? Так появилась тема нашего исследования «Песочные фантазии».

Беседа + презентация « Что такое песок?»

Упражнение «Необыкновенные следы», «Здравствуй, песок!»

Знакомство со свойствами песка   «Сухой - мокрый» 

Опытно – экспериментальная деятельность: « Отпечатки ладошек на песке»

Дидактические игры «Узоры на песке», «Найди игрушку», «Веселые фигурки» .

Игра-упражнение «Песочный круг», «Насыпание – пересыпание», «Точка, точка, запятая», «Такие разные настроения»,

Лепка «Угощение для кукол»

Пальчиковая гимнастика в песке

Чтение стихотворений Л.Герасимовой «Играем с песком» «Нас сегодня ждёт песочек»

Активное участие на занятиях, играх, конкурсах как индивидуально, в парах с детьми, в группах, с педагогом, так и совместно с родителями.







Приложение 1.

Игры и упражнения с песком.

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

2. Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.

Детям предлагается с помощью педагога насыпать сухой песок в бутылку.

В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку, где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.

 5. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

6. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

7. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка

Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.

8. Упражнение «Такие разные настроения»

 Цель: знакомство с техническим приемом и способом изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.

Рисуем на песке лица с различными настроениями.

9. Игра-упражнение «Волшебное превращение»

Цель: знакомство с техническим приемом и способом изображения с использованием песка, развитие воображения.

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите  дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).

10. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

11. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

12. Игра-упражнение «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.

Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.

13. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»

Цель:  в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.





































Приложение 2


Знакомство со свойствами песка   «Сухой - мокрый»

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами песка.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками, желания оказывать помощь друг другу. Воспитание аккуратности в работе, соблюдения правил техники безопасности.

Развивающие:

Создание условий для развития умения анализировать и делать выводы.

Развитие связной речи, обогащение словаря, умения задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями, самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности.

Образовательные:

Формирование представлений детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, легкий, способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый). 

Воспитатель: сейчас я вам покажу что-то интересное.

(Воспитатель подводит детей к столу, дети работают стоя у столов).

Посмотрите, что это такое? (песок)

Скажите, какого цвета песок? (коричневый)

Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?

Самира,  какой песок?

Рамазан, и ты скажи, какой песок?

Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям). Значит, песок какой? (Сыпучий), Евгения, какой песок? (Сыпучий).

Да, дети, он сыпучий, он сыплется.

Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.

Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку. Евгения , получился у тебя куличик?

Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто знает?

Ответы детей: Песок сухой, он сыпучий.

Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).

Экспериментальная деятельность с мокрым песком.

Воспитатель: Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый? Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.

Чингиз, какой же это песок? Динара  мокрый песок какой? Теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает). Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?

Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки.  






































Приложение 3
Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебный песок»

 Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

Программное содержание

- продолжать формировать представления о свойствах песка;

- обучать малышей навыкам экспериментирования с песком;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание;

- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Методы и приёмы:

- художественное слово,

- показ воспитателя,

- практическая деятельность детей.

Материал:

- стол для игры с песком,

- ведёрко с песком.

- стаканчики, ложки, палочки по количеству детей,

- атрибуты для подвижной игры.

Методика проведения

Дети рассаживаются на стульчики.                                                                               Воспитатель обращает внимание детей на стоящее у дверей ведёрко.                      Воспитатель: дети , посмотрите, кто-то принёс нам в группу ведёрко. Оно не пустое в нём что-то лежит. Вы хотите узнать что там?                                                Дети: Да.                                                                                                               Воспитатель подносит ведёрко к детям, и они заглядывают в него.                            Дети: Это песок.                                                                                                       Воспитатель: Правильно, а что можно делать с песком?                                           Дети: Играть.                                                                                                                    Воспитатель: А вы любите играть с песком?                                                                 Дети: Да.                                                                                                               Воспитатель: давайте я высыплю песок на наш стол и мы с вами немножко с ним поиграем. Потрогайте песок и скажите, какой он?                                                

Дети трогают песок и отмечают, что он сухой. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка. Как можно поиграть с сухим песком?                                                             Дети: Насыпать, пересыпать.                                                                                          Воспитатель раздаёт детям ложки и стаканчики  и предлагает насыпать песок в стаканчики из общей кучи. Также воспитатель напоминает правила игр с песком.  Дети выполняют задание.                                                                                               Воспитатель убирает стаканчики и ложки.                                                                   Воспитатель: Ребята, с песком можно не только играть на нём можно еще и рисовать, хотите попробовать?                                                                         Воспитатель выравнивает поверхность песка. И рисует указательным пальчиком правой руки круг, комментируя свои действия:                                                         - Нарисую большой круг. А вы нарисуйте много лучиков вокруг.                               Дети рисуют лучики.  И получится у нас с вами солнышко лучистое.                     Воспитатель: Молодцы! Еще порисуем?                                                               Воспитатель заравнивает песок и рисует полочкой тучку.                   

Воспитатель:  Тучка по небу плыла.                                                                                                     Тучка дождик принесла.                                                                                                 Дождик песенку поёт:                                                                                                    Кап-кап, кап-кап.                                                                                   Воспитатель раздаёт палочки детям, и они рисуют капельки дождя. Воспитатель хвалит детей, собирает палочки и предлагает поиграть в игру.                               Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».

Подведение итогов:                                                                                                         Дети рассаживаются на стульчики.                                                                           Воспитатель: дети, вот как весело мы провели с вами время, а что  вам понравилось больше всего?  (играть с песком, рисовать на песке) 

Пальчиковая гимнастика в песке

 «  Песок»

В ведро насыпали песок

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили. (Сжимать и разжимать пальцы рук в песке)

 «Шофер»

Целый день шофер трудился, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Он устал, он запылился, (Загибают пальцы рук поочередно.)

Он возил песок на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку (Крутят воображаемый руль.)

Свой огромный самосвал.

Взяли в руки мы совок,

Сыпем, сыпем мы песок. (пальчиками сыпем песок)

Сделаем мы колобок, (лепим колобок)

Чтобы убежать не смог. (пальчики бегут по поверхности)















Приложение 4

Лепка «Угощение для кукол»

Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений  о свойствах песка и воды,  подводя детей к пониманию о различиях сухого и влажного песка.

Программные задачи:

- формировать умение экспериментировать с материалами и веществами (песком); стимулировать интерес к играм с использованием природного материала (песка), знакомя детей со свойствами  (сухой - рассыпается, сырой – лепится);

- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком;

- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

- организовывать дидактические игры на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики руки;

- формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;

- воспитывать желание слушать народные песенки, стихотворения.

Предварительная работа:

 В условиях зимнего времени года оживить воспоминания об играх с песком летом, наполнить жизнь детей особенно  увлекательными занятиями для зимы, когда на улице снег, лед.

Чтение художественной литературы (потешек : «Сорока – белобока», «Баранки – калачи, с пылу, с жару, из печи»);

- Пальчиковая гимнастика: «Я пеку, пеку, пеку»;

- Рисование на песке (пальчиками, палочками): «Дорожки», «Солнышко»;

- Дидактические игры: «Какой формы?», «Найди такой же», «Прятки с игрушками»;

- Практическое игровое упражнение: «Праздничная одежда»;

- Игровые ситуации: «Готовим праздничное чаепитие», «Кормление кукол».

Активизация словаря: песок, сухой, сыпется, вода, лейка и пр.

Приёмы работы: показ и объяснение способов выполнения работы; указания; помощь; вопросы; обыгрывание; поощрение; художественное слово; совместное выполнение действий; самостоятельное выполнение действий детьми; игровая ситуация.

Материалы: Модуль с песком и водой; формы для игр с песком, совочки,  как предметы -  орудия: 1 совочек и 4-5 формочек (на 1го ребенка); леечки с водой; куклы и мягкие игрушки для обыгрывания; кукольная посуда.

Содержание игрового экспериментирования.

Ход деятельности

Воспитатель вносит в группу празднично одетую куклу, привлекает внимание детей к игрушке, читая стихотворение:

«Куколка Даша –

Гостья наша,

К малышам она пришла,

Поиграть с песком звала»

Воспитатель: дети, давайте  поздороваемся с куклой Дашей.

Затем, воспитатель  объединяет вокруг модуля с песком 2-3 ребенка, приглашая поиграть в игры с песком.

Воспитатель:

Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идём играть, дружок!

И. Финк.

Знакомит малышей с игровой мотивацией:

У нашей Даши день рожденья  

Будем стряпать угощенье

Сладкое, румяное, песочное печенье.

Воспитатель:  дети  из чего мы с вами будем готовить угощение для гостей? Отгадайте загадку:

«Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой»

(песок)

Воспитатель от имени куклы «обращается» к детям:

Вот вам формочки, возьмите,

В них песочек наберите,

И посмотрим мы сейчас,

Что получится у нас?

Педагог с куклой пытаются из сухого песка сделать куличик, показывают, как действовать совочком, насыпать песок в форму, и умело переворачивать на твердую поверхность стола. Свои действия взрослый поясняет:

Сколько Даша не старалась,

Ничего не получалось!

Из сухого - то  песка –

Все печенье рассыпалось!

Воспитатель объясняет детям, что песок сухой, рассыпчатый, поэтому  печенье не получается.  Кукла обращается к детям:

Что же делать?….

Как нам быть? ....

Чтоб печенье нам слепить

Надо бы песок полить!

Педагог предлагает детям маленькие леечки с водой, привлекая внимание детей на изменения, происходящие с песком, политым водой.

 Воспитатель от имени куклы предлагает детям:

Снова формочки возьмите

И печенье испеките,

Будем кукол в гости звать

И печеньем угощать!

Воспитатель показывает, как набирать совочком влажный песок, утрамбовывать его в формочке, переворачивать на твердую поверхность.

Воспитатель поясняет, что влажный песок не рассыпается и легко принимает желаемую форму, предлагает детям сказать на что же похоже «печенье»

Педагог поощряет детей:

Песочное печенье

Всем на удивленье!

Далее игра разворачивается по ситуации.

Воспитатель мотивирует детей на игровую деятельность, предлагая взять свои любимые игрушки и пригласить их на «чаепитие»:

Кукол в гости пригласим,

Чаем сладким напоим

И печеньем угостим!

Воспитатель берет на себя ведущую роль, объединяет игровую деятельность детей вокруг определенного сюжета, способствуют развитию ролевого поведения у детей в игре, помогает подобрать дополнительные атрибуты (чашечки, тарелочки и т.д.) 

Рефлексия совместной игровой деятельности: Дети, что мы сегодня узнали? Песок бывает какой? (сухой, сыпучий, из него лепить нельзя. А бывает темный, мокрый – из него можно лепить.

Дети, откликаясь на предложение взрослого, здороваются с куклой.

Дети с помощью воспитателя отгадывают загадку.

Дети рассматривают разноцветные совочки, формочки.

Дети внимательно следят за показом и объяснением воспитателя.




















Приложение 5

Опытно – экспериментальная деятельность

«Удивительный песок»

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению неживой природы, развитие познавательного интереса.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления о характерных свойствах песка сыпучий, сухой, сырой; лепится, когда влажный и меняет цвет от воды.

Развивающие:

1. Совершенствовать связную речь, обогатить словарный запас детей словами: влажный, сыпучий, сухой.

2. Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать взрослого, понимать и выполнять поставленную задачу.

2. Воспитывать интерес к совместным занятиям, аккуратность в работе с песком

Содержание организованной деятельности детей

Создание игровой мотивации (дети входят в группу)

Воспитатель:

-Ой, а вы слышите…кто-то плачет…мне кажется, что это плачет   зайчик. (подходит к игрушке-зацчику)

-Что случилось Зайченок?

Заяц: Я играл с песком и потерял в нем все свои игрушки…

Воспитатель: Не плачь Зайка, мы тебе сейчас поможем, правда дети?

Дети: да

Воспитатель: Посмотрите, какой сухой песок, вот он и засыпал все Зайчика  игрушки.

Воспитатель: дети, давайте сначала поздороваемся с песочком, опустите свои ладошки на песочек, нам хорошо и приятно мы чувствуем прохладу песка. Нажмите с силой на песочек ладошками посмотрите, что получилось(наши ладошки оставили следы)

Воспитатель: а теперь давайте найдем игрушки в песке.(дети ищут игрушки и отдают зайчику)

Заяц: Ой, спасибо!

Заяц: а я люблю делать формочками пирожки из песка.

Заяц: А у меня они сегодня почему-то не получаются. Вот посмотрите (попробуйте сделать формочку из сухого песка)

Воспитатель: дети, а вы знаете, почему у Зайчика не получаются пирожки?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно пирожки нужно делать из влажного песка, а этот сухой. А я вот сейчас полью его водой… (поливают песок водой из лейки)

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Если ты его намочишь,

То построишь всё что хочешь.

Воспитатель: посмотрите, от воды песок потемнел и стал мокрым или можно сказать влажным, сырым. Потрогайте песок, каким он стал? (ответы детей)

Воспитатель: а теперь давайте попробуем сделать из него пирожки.

(воспитатель делает пирожок)

Воспитатель: получилась пирожок? (ответы детей)

Заяц: спасибо, вам ребята теперь я знаю, что пирожки делают не из сухого песка, а из мокрого, сырого. А я ещё очень люблю музыку, пойдёмте со мной играть…

Игра «Зайка серенький сидит»

(звучит музыка, дети выполняют движения под музыку)

Воспитатель: дети вам понравилось играть с Зайчиком?

(ответы детей)

Воспитатель: Зайка, а мы с ребятами решили приготовить для тебя подарок. Из песка можно делать не только формочки, но и картины. Давайте сделаем Зайчику его портрет. 

(детям предлагают баночки с сухим песком)

Воспитатель: дети, посмотрите какой у нас песок? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно сухой, мокрый песок не может сыпаться. Я сейчас намажу клеем изображение Зайчика, а вы по очереди берите песок щепоткой и сыпьте на ушки, лапки, животик (дети «рисуют» сухим песком)

Воспитатель: а теперь отряхнём листок от лишнего песка, посмотри Зайчик, какой красивый портрет получился.

Заяц:  спасибо большое! Мне очень нравится. А я знаю, что после игры с песком нужно мыть руки. А вы знаете об этом?

(ответы детей)

Воспитатель: пойдём Зайка с нами, ты посмотришь как наши дети  умеют мыть ручки.  

















Приложение 6

Консультация для родителей

«Какая польза для детей от игры с песком»

Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются на велосипедах, самокатах, бегают по траве. Но самое любимое место у малышей – это песочница. Они из песка делают фигурки, замки, закапывают игрушки, чтоб найти их. Кроме того, от такого занятия они получают огромную пользу. Задача взрослых состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее интересным для детей. Придумывайте игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху.

Сегодня игру с песком используют в своей работе многие детские специалисты: психологи, логопеды, педагоги, психотерапевты, неврологи.

• Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие, настроить на добродушный лад. Игра с песком успокаивают гиперактивных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

• Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Таким образом, он не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.

• Полезны игры с песком для физического здоровья. В медицине существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети с удовольствием закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают и взрослые. Кроме восторга и удовольствия, дети и взрослые получают от этого большую пользу.

• Игры с песком очень полезны и для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Это все напрямую связано с развитием речи, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.

Очень полезно для развития речи:

- насыпать песок в ведерко лопаткой;

- рисовать пальчиками на песке;

- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного ведерка в другое;

- искать в песке зарытые игрушки;

- рыть ямки, погружать руки в песок;

- лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., еще очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками.

• Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: куличики, домики, гаражи, дворцы, города и так далее. Сложность песочных построек возрастает с мастерством ребенка.

• Играя с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Он учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые возникают. Вырабатывается навык, уступать, договариваться, делиться.  

• Еще полезно ходить по песку босиком. На стопе человека как мы знаем, расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, опорно-двигательного аппарата, а также простуды.

Вот сколько полезных свойств у песка! Важность и пользу игр с ним для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с детьми в песочнице, а для дома можно купить кинетический песок, недаром он стал такой популярный в наше время.

Консультация для родителей

«Играем с песком вместе с ребенком»

Несмотря на то, что мир современных игрушек просто поражает, игры в песочнице не устарели. Песочница также как и раньше – излюбленное  место малышей.  Трогая ручками песчинки, кроха развивает мелкую моторику, а выясняя путем, какое количество песка требуется положить в формочки, развивает глазомер. Развиваются творческие способности ребенка, его воображение. Когда малыш строит песочные замки, он развивает воображение, выдумывает, фантазирует, создает свой собственный мир.

Прежде чем разрешить малышу поиграть в ней, проверьте ее края и содержимое. Часто можно заметить торчащие из рамы гвозди, булыжники вместо песка, да и вообще много чего интересного.

   Следите, чтобы дети не сыпали друг другу песок в глаза, не ели «сваренную в ведерках еду», не били друг друга лопатками.

В городе найти песочницу с чистым песком проблематично. Самой безопасной песочницей можно назвать ту, которая находится у вас на даче, за состоянием которой вы можете проследить. Чтобы песок не попадал в глаза и не пылил, чтобы не рассыпался при строительстве  замков и выпечке пирожков, смачивайте его. Если ночью по вашей песочнице могут пройти животные – накрывайте песочницу целлофаном. 

Ребенок в возрасте от одного года до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы - мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смотреть и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша - это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло...

Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич "выпекается", а из сухого - рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки - куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты.

На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки - можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. И мы взрослые, можем помочь им в этом – используя игры.

Игры дли детей от года до трех лет

«Топчем дорожки»

Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку»

Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

«Угадай на ощупь»

Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.