МАДОУ «Детский сад №5 «Соловушка»
Проект
«Снеговик – наш зимний друг»
Коррекционная группа ( старшая )
г. Курчатов
Тип проекта: информационно- исследовательский.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники: дети коррекционной группы (6-7 лет), воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Снеговик является очень популярным зимним сказочным персонажем. Когда выпадает снег, дети любят лепить его на участке детского сада. Но в нашем крае снег выпадает очень редко и даже если дети слепят снеговика, он быстро тает. В этом году они заинтересовались: как появился снеговик? Почему его так любят лепить дети и взрослые? Кроме того, в программе средней группы есть много способов воплощения образа снеговика в детском творчестве: его можно слепить из пластилина или теста, нарисовать, вырезать и наклеить, сделать аппликацию из различных материалов и т.д. Поэтому у меня возникла идея через проектную деятельность рассказать и показать детям, что снеговик - это не только снежная постройка, это целое произведения народного искусства, символ, оберег. Есть христианское поверье, что снег — это дар божий, а Снеговик белый ангел, исполняющий заветные желания людей, так же как Дед Мороз. Вот мы и решили подойти углубленно к вопросу изучения истории снеговиков, разучить игры и песни о снеговиках, привлечь родителей для оформления мини-музея на тему: «Снеговик – наш зимний друг».
Сроки реализации:
18.01.24 – 26.01.24г.
Цель: Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности; расширить знания детей о снеговике.
Задачи:
Формирование познавательных интересов у детей, воспитание основ экологической культуры (эмоциональное, бережное отношение к природе)
Формировать знания детей о явлениях и признаках зимы, зимних развлечениях.
Формировать представления детей о свойствах снега, навыки экспериментирования со снегом.
Развивать коммуникативные способности детей, навыки совместной работы, творческие способности.
Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты проекта:
• Расширить представления детей о дне Снеговика.
• Обогащение и активизация словарного запаса детей.
• Сформировать чувство праздничного настроения и эмоционального удовлетворения.
• Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели воспитания гармонически развитых детей.
• Выставка рисунков и поделок «Весёлый снеговик».
Методы работы: наблюдение, дидактические игры, беседы, рассказывание, рассматривание иллюстраций, художественное творчество, чтение, просмотр мультфильмов.
Работа с родителями.
Совместное творчество – оформление выставки «Снеговик – наш зимний друг». Консультации для родителей: «Как одеть ребенка зимой», «Зимние забавы», «Как избежать травм зимой».
Этапы работы
1-й этап – подготовительный
Определение темы проекта.
Разработка перспективного плана проекта.
Подготовка атрибутов для проведения бесед, мероприятий (викторин, выставок).
Подобрать дидактические, настольно-печатные игры.
Подобрать пальчиковые игры, упражнения для дыхательной гимнастики на зимнюю тему.
2-й этап– основной (практический)
Наблюдение зимних явлений в природе во время прогулок.
Лепка снеговиков на прогулочном участке.
Создать развивающую среду по теме проекта.
Оформить выставку книг о зиме, снеговиках.
Подобрать дидактические, настольно-печатные игры.
Подобрать пальчиковые игры, упражнения для дыхательной гимнастики на зимнюю тему.
Опыты со снегом и льдом.
3-й этап - обобщающий
Подведение итогов проекта
Развитие творческих способностей детей.
Обогащение словарного запаса, развитие монологической, диалогической и связной речи у детей.
Вовлечение родителей воспитанников в жизнь дошкольного учреждения. Оформление выставки работ по итогам реализации проекта.
Получение эмоционального удовлетворения от совместной деятельности в подготовке к развлекательно-театрализованному представлению «День рождения Снеговика» всеми участниками проекта.
Содержание технологической фазы реализации проекта
Дни недели | Содержание работы. |
18.01.2024 | 1. Беседа с детьми на тему «История появления снеговика?» (Цель: Спросить у детей знают ли они кто такой снеговик?) 2. Загадки про снеговика и зиму. 3. Подвижные игры «Два мороза», «Заморожу». 4. Наблюдение за снегопадом на участке (Цель: Понаблюдать за падающим снегом, выяснить у детей какой снег (холодный, белый), что можно с ним сделать (потрогать, лепить). 5. Опытно-экспериментальная работа: «Снег и его свойства» Цель: Выявить свойства снега: от тепла тает. В процессе наблюдений за конкретными фактами воспитатель обсуждает вместе с детьми происходящие явления природы: на улице холодно, вода замерзает и превращается в лед, лед в холодильнике, на реке, в луже и т.д.; лед и снег тают в руке, в помещении. |
19.01.2024 | 1.Беседа «Почему нельзя есть снег?» 1. Дидактическая игра (развитие речи): «Хорошо - плохо», «Слова-антонимы». 2. Чтение сказки «Морозко» 3. Дидактическая игра (познание): «Сложи снеговика из геометрических фигур». Цель: развитие мелкой моторики, повторение цветов и геометрических фигур. 4. Просмотр мультфильмов «Снеговик- почтовик», «Крот и снеговик». |
22.01.2024 | 1. Беседа с детьми на тему «Почему снеговик жить на холоде привык?» 2. Загадки про снеговика и зиму. 3. Подвижные игры «Два Мороза», «Заморожу, берегись». 4. Мозаика «Узор в подарок Снеговику» + геометрическое лото. 5. Аппликация «Снеговик» (общая). |
23.01.2024 | 1. Опытно-экспериментальная работа: «Что такое снег?» Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду. 2. Наблюдение за природой Цель: воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение, сочувствие к природе зимой 3. Сюжетно- ролевая игра «К нам в гости пришёл снеговик». 4. Чтение стихов про снеговика. 5. Дидактическая игра (познание) «Что изменилось?», «Чего не стало». 6. Выставка «Наши снеговики». |
24.01.2024 | 1. Беседа «Чем можно украсить снеговика?» 1. Проведение пальчиковой гимнастики, «Снеговик», «Зимой», «Строитель», «Падал снег на порог», «Снежный ком», 2. Физминутки «Снежинки», «Колобок», «Усатый Нянь». 3. Дидактическая игра (развитие речи): «Назови ласково», «Что можно подарить Снеговику?» 4. Слушание муз. произведения «Марш снеговиков» 5. НОД Лепка «Весёлый снеговик» (Цель: Формирование эстетических чувств и развитие художественных навыков). |
25.01.2024 | 1. Беседа «Почему люди лепят снеговиков?» 2. Видео презентация «История снеговика и Снежной бабы» 3. Упражнение «Составь предложение со словом снеговик» 4.Музыкальная игра «Снеговик» 5.Чтение сказки «Снегурочка» 6.Аппликация «Подарок снеговику» |
26.01.2024 | 1.Беседа «Снеговик- лучший друг Деда Мороза» 2.Словесная игра «Большой, маленький», «Назови ласково». 3. Чтение художественной литературы: стихотворения Е. Седова «Снеговик», «Сказка про снеговиков». 4.Подвижная игра «Ветер и снежинки», «Мороз- красный нос» 5.Наблюдение за таянием снеговика. 6.Интервью детей «Что я знаю о снеговике…» 7.Создание мини- музея «Город забавных снеговиков» |
Результаты реализации проекта:
- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.
- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.
- Развитие творческих способностей детей.
-Расширение картотеки игр, стихотворений зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности.
- Пополнение среды группы уголком с поделками и геометрическими фигурами.
- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о снеговике.
- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Литература
Веракса Н. Е., Комарова Т.С. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"
Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей во второй младшей группе детского сада: практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2013г.
Дыбина, О.В. Рахманова, Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М:-2001г.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3 -4 лет. М: Мозаика – синтез, 2008
Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего школьного возраста.-М.:Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2002.-160 с.
Хрестоматия для чтения в детском саду и дома 5 -6 лет. В.В.Гербова,1996 г.