Познавательно-исследовательский проект
Тема: «Как живет белый медведь на севере?»
Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский
По количеству участников: групповой
Длительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Автор проекта: Емельянова М.Г, Лаврентьева Т.В.
Проблема: у детей при рассматривании иллюстраций в энциклопедии о животных возникли вопросы о жизни белых медведей в Арктике.
Актуальность темы.
Мир животных очень интересен и разнообразен. Знакомство с белым медведем, как с представителем животного мира Арктики будет способствовать расширению знаний, развитию у детей познавательной активности, исследовательской деятельности, словарного запаса, связной речи, творческих способностей.
Цель проекта: формировать у детей представления о жизни белых медведей в Арктике;
Задачи проекта:
*расширять знания детей о среде обитания, внешнем виде, повадках белых медведей, приспособленности к жизни в суровых условиях севера;
*формировать элементарные представления о взаимосвязях между особенностями поведения и условиями среды обитания.
*активизировать словарь детей
* умение приобретать новую информацию через экспериментирование;
*развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.
*воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и животным;
*воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, умение работать коллективно, навыки организованного поведения.
Ожидаемые результаты проекта:
*Желание детей получить больше информации о животных Крайнего Севера.
*Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
*Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
Словарная работа: север, льдины, белый медведь, медвежонок, мех, лапы, Арктика, ледяной, северный, огромный, косолапый, арктический, плавать, нырять, охотиться, защищаться.
Этапы проекта.
1. Организационный этап
Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, иллюстрации, художественная литература, наглядные пособия, альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
Разработка конспекта образовательной деятельности.
Посещение детской библиотеки. Научно- познавательный час «В стране белого медведя»
2. Основной этап
Планирование деятельности:
Образовательные области | Формы и содержание работы |
Работа с детьми |
Познавательное развитие | НОД ФЦКМ | Тема: «В мире белых медведей» |
Беседы | Беседа «Белые медведи - жители Арктики |
Рассматривание картин и иллюстраций | Сюжетные картинки «Белые медведи», «Северное сияние», «На полюсе». Просмотр презентации «Белый медведь-хозяин Арктики» |
Дидактические игры | «Где кто живёт?» «Обведи по контуру» «Собери картинку» |
Экспериментальная деятельность | Опыт 1. «Застынет ли мокрый мех?» Опыт 2. «Почему мех медведя не намокает? Опыт 3. «Перепонки на лапах помогают быстро плавать». |
Речевое развитие | Чтение произведений | Чтение произведений. *Олег Бундур «В гостях у белого медведя» *Ю. Яковлев «Умка» *Хейзел Линкольн «Как медвежонок солнце искал» *Вера Чаплина «Фомка – белый медвежонок» |
Загадывание загадок | О природе Севера О животных Арктики |
Художественно-эстетическое развитие | Творческая деятельность: НОД рисование | Тема: «Белые медведи и северное сияние» |
НОД лепка | Тема: «Белый медведь на льдине» |
Музыкальная деятельность | *слушание произведений: «Колыбельная медведицы». Композитор, автор слов Юрий Яковлев; «Песенка о медведях» Александра Зацепина и Леонида Дербенёва |
Социально-коммуникативное развитие | Безопасность | Беседа о Красной книге |
Игры | Сюжетно-ролевая игра «Семья медведей» |
Физическое развитие | Подвижные игры | «Белые медведи», «Мишки на льдине» |
Пальчиковая игра | « Холодная страна» |
Игры на развитие координации слова с движением | «Северная страна» |
| Взаимодействие с семьей 1.Консультация «Воспитание экологической культуры детей в семье». 2.Беседы с детьми о животных Арктики. 3.Просмотр фильмов о белом медведе. 4.Чтение художественной литературы. 5.Просмотр мультфильмов «Умка», «Умка ищет друга». 6.Проведение опытов в домашних условиях и составление рассказов о них. 7. Совместно с детьми составить рассказ о белом медведе. 8.Предоставление фотографий для презентации. |
3. Заключительный этап
итоговая презентация;
выставки творческих работ по теме проекта;
информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей;
рассказы детей о белом медведе.
Результат:
Реализация данного проекта научила детей приобретать новую информацию через экспериментирование, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-информационной деятельности. Практическим итогом нашего исследовательского проекта следует в первую очередь считать активизацию познавательного интереса у детей, получение ими новых знаний о животных Арктики (белом медведе).
Содержание проекта, разнообразие форм деятельности, задействованных в процессе реализации данного проекта, и фотоотчет, отражающий результаты исследований и проделанную работу детей, позволяют говорить о его комплексном влиянии на развитие способностей детей.