СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-исследовательский проект "Цветик-первоцветик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема изучения первоцветов достаточно актуальна. В современном мире наблюдается равнодушное, а порой и жестокое отношение к дикорастущим цветам. В связи с такой позицией взрослых и у детей всё меньше проявляется интерес к ним. Поэтому возникаетнеобходимость по развитию интереса детей к первоцветам.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект "Цветик-первоцветик"»

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

« Цветик – первоцветик»

Руководитель проекта

Карпенко Татьяна Владимировна

Состав и возраст проектной группы

8 детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста , 6 детей с НОДА, педагоги, родители.

Срок реализации

С 13.03. 2018 г.– 15.05. 2018 г.

Типология проекта

Познавательно - исследовательский

Учебный предмет, образовательная программа, в рамках которого проводится проект

Адаптированные образовательные программы для детей с нарушением зрения и с НОДА.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Развитие речи, ознакомление с окружающим миром, трудовое воспитание, изобразительная деятельность, дидактическая игра.

Образовательные области

Познавательно-речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.

Актуальность

Проблема изучения первоцветов достаточно актуальна. В современном мире наблюдается равнодушное, а порой и жестокое отношение к дикорастущим цветам. В связи с такой позицией взрослых и у детей все меньше проявляется интерес к ним. Поэтому возникает необходимость по развитию интереса детей к первоцветам.

Цель проекта

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ и получения знаний о мире цветов. Формирование гуманного отношения к природе.

Задачи проекта

1. Расширять и углублять знания детей о первоцветах, создать условия для получения детьми целостного представления о мире цветов, возможности для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности.

2.Формировать умение и потребность ухаживать за цветущими растениями, не причиняя им вреда.

3.Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме первоцветы, Развивать навык диалогической речи и психические процессы.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Этапы

Организационно-подготовительный

Основной

Заключительный

Характеристика деятельности участников

Экскурсии, наблюдения, игры, опыты, продуктивная деятельность.

Предполагаемые итоговые продукты

проекта

Применение полученных знаний о цветах, в дальнейшей жизни детей с нарушением зрения и с НОДА в области рисования, лепки, уходу за растениями, составлению букетов и композиций из цветов.

Рабочее планирование проекта

Организация работы.

Беседы о цветах.

Проведение экскурсий-наблюдений в парк, луг и цветники.

Продуктивная деятельность детей и взрослых.

Перспективно-тематическое планирование.

Оценка результатов.

Заключение.

Литература.

Необходимое оборудование:

Книги, иллюстрации, открытки, картины, фотографии, дидактические игры, компьютер, мультимедийная установка, оборудование по изобразительной деятельности, лепке, орудия труда по уходу за растениями, таблички, ручки, тетради.

Презентация

Открытое занятие для участников проекта «Хоровод цветов», экологический праздник «Весенний венок», представление на педагогическом совете.

Портфолио проекта

Конспекты мероприятий, фотоматериалы, презентация, работы продуктивной деятельности.

2. ХОД ПРОЕКТА

Этап работы над проектом

Продолжительность

Место работы обучающихся (очная, дистанционная)

Содержание работы обучающихся

Выход этапа

Организационно-подготовительный

Март 2 и 3 неделя

в группе

Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы открыток картин, в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок о цветах в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление

дидактических игр по ознакомлению с цветами. Изготовление работ детьми на выставку «Весенние цветы»».

Диагностика детей о первоцветах. Анкеты для родителей.



Основной

Март 4 неделя. Апрель 1,2,3,4 недели.

в группе,

на природе.

Экскурсии-наблюдения в цветник, поле.

Беседы о цветах.

Настольно-печатные игры. Организация дидактических игр: «Посади бабочку на свой цветок», «Собери цветок», «Отгадай по описанию», «Чей это лепесток», «Сложи цветок», «Угадай по запаху».

Составление и отгадывание загадки о цветах, заучивание стихотворений. Познавательные занятия.

Работа в цветнике: прополка, рыхление, полив

растений.

Результаты наблюдений.

Выставка рисунков

«Весенние цветы».


Создание сводной таблицы

с описанием характерных особенностей цветущего растения.

Заключительный

Май 1,2 недели.

в группе

Оформление стенда «Весна». Оформление фотовыставки по материалам проекта по лепке.

Выставка рисунков, поделок детей и взрослых.

Праздник « Мои весенние цветы».

В ходе реализации проекта дети приобрели знания о первоцветах, природе. Начали проявлять активный интерес к растительному миру и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы растений привлекает внимание, побуждает чувства, представляет обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций, позитивных действий Дети видят вокруг себя много цветов. Цветы – это кусочек природы, окружающего нас мира.

Цветы – это радость, повод улыбнуться, задуматься о прекрасном, и конечно - это инструмент общения между людьми. Данный материал позволит расширить у детей представления о цветах, привить внимательное и бережное отношение к природе, интерес к окружающему нас миру, сформировать реалистические представления о природе. Проект способствует развитию речи, а хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.

Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Проект развивает логическое мышление, активизирует внимание и память, помогает детям ближе познакомиться с красотой первоцветов, развить творческое воображение, учит эмоционально воспринимать окружающий мир.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ и получения знаний о мире цветов. Формирование гуманного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Уточнять и систематизировать знания и характерные особенности того или иного первоцвета.

  2. Учить в процессе собственной деятельности (рисовании, лепке, составлении букета) создавать выразительные и интересные образы, выбирать и правильно использовать материал.

  3. Развивать умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Учить справедливо оценивать свою работу и работу товарища.

  4. Развивать творческое воображение и эмоциональную отзывчивость. Учить бережно относиться к цветам, знать и различать их по характерным особенностям.

  5. Продолжать развивать связную речь детей, работать над дыханием, дикцией. Упражнять в составлении рассказа – описания, опираясь на личные наблюдения и опыт детей, отгадывать загадки.

  6. Закреплять умения детей ухаживать за растениями, не причиняя им вреда. Развивать осторожное и осмотрительное отношение при работе с садовыми инструментами.

  7. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

1. Oрганизационно-подготовительный этап:

В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно – популярного материала, разработка конспектов, бесед с детьми по ознакомлению с цветами. Оформление книжного уголка на тему «Цветы», подбор открыток, иллюстраций, картин.

Оформление стенда «Первоцветы», прогнозирование результата. Составление плана маршрута экскурсий.

Роль родителей в реализации проекта:

  • посещать с детьми экскурсии, проводимые в ДОУ в поле, парк;

  • беседовать, играть, рисовать, рассматривать фотографии, картинки, открытки, лепить, закреплять ПДД и техники безопасности при работе с садовыми инструментами;

  • участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ, беседы с детьми дома, изготовление дидактических игр.

Оформление информационного стенда для родителей.

Консультация для родителей: «Труд детей в саду и цветнике».

Презентация для детей: «Первоцветы».

Составление календарно-тематический плана, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.

Организация развивающей предметной среды:

  • подбор художественной литературы в книжный уголок;

  • подбор иллюстраций, раскрасок с изображением цветов, открыток, альбомов, картин в уголок изобразительной деятельности;

  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с цветами;

  • подбор фотографий для изготовления фотоальбом.

2.Основной этап:

Реализация основных видов деятельности по плану проекта:

Экскурсии-наблюдения:

  • экскурсия в парк;

  • экскурсия в поле;

  • экскурсия по участку ДОУ (цветники);

  • экскурсии в цветочный магазин, выставки цветов, на ярмарки.

Организованная деятельность по ознакомлению с цветами.

  • беседы о цветах, составление и отгадывание загадок о цветах;

  • заучивание стихотворений;

  • настольно-печатные издания;

  • создание альбомов; фотоальбомов;

  • дидактические игры с правилами;

  • познавательные занятия;

  • использование элементов мнемотехники;

  • составление и заполнение карточек с названиями цветов;

  • создание информационной таблицы с характерными особенностями цветущих растений;

  • викторины, игры – соревнования «Кто быстрее соберет цветок».

Взаимодействие с семьей:

  • организация совместного труда;

  • наглядная агитация по вопросам ознакомления с цветами;

  • анкетирование;

  • семейная викторина «Угадай по описанию», «Море цветов».

  • вовлечение родителей в данный проект.

Интеграция с другими образовательными областями: познавательно-речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.

Социализация и Познание: Выставка рисунков «Весенние цветы», изготовление дидактических игр «Посади бабочку на свой цветок», «Собери цветок», «Угадай по описанию», мини альбом: «Цветы».

Художественное творчество - рисование: рисование первоцветов.

Лепка: изготовление пластин с изображением цветов, природы из пластилина.

Труд: практическая деятельность по уходу за растениями, фотоальбом.

Художественная литература: создание коллажа «Одуванчик».

3.Заключительный этап

Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.

Обобщить собранный текстовой, аудио-, видео-, фотоматериал.

Оформление стенда «Весна красна», оформление фотовыставки по материалам проекта.

Выставка рисунков, поделок детей и взрослых. Праздник « Мои весенние цветы».

Темы

Содержание

Развивающая среда

Методическое

обеспечение

Детская и семейная

продуктивная деятельность



Апрель



Цветы поля

Экскурсия в поле. Дидактическая игра «Угадай, чей лепесток», «Посади бабочку на свой цветок».


Просмотр фотоиллюстраций полевых цветов, картин, рассматривание лепестков цветов.

Конспект экскурсии, беседы

Знакомство с правилами игр,

Описание хода игры.

Заучивание стихов, загадок. Рисование загадки с использованием мнемотехники. Рисование полевых цветов.


Беседа «Цветы поля».

Просмотр открыток, рисунков.

Конспект беседы.

Создание сводной таблицы о характерных особенностях цветущих растений поля.



Апрель Май.



Цветы сада.

Экскурсия в цветник


Просмотр иллюстраций, фотографий.

Конспект экскурсии.


Заучивание стихов о цветах. Создание сводной таблицы о характерных особенностях цветущих растений сада.


Дидактическая игра «Угадай по запаху», «Чей это лепесток».

Настольная игра лото Цветы».

Настольно – печатная продукция Подборка предметных картинок с изображением цветов.

Описание хода игры, знакомство с правилами.

Загадки о цветах, создание таблицы: чей это лепесток. Рисование садовых цветов.


Лепка пластин из пластилина «Тюльпан».

Создание фона на пластинах

Конспект занятия.

Создание пластин из пластилина «Тюльпан».



Май.



Цветы сада и поля.

Беседа о полевых и садовых

цветах.

Просмотр слайдов, иллюстративного материала.

Конспект беседы.

Карточки: «Цветы поля»,

«Цветы сада».


Экскурсии.

Подбор наглядного иллюстративного материала.

Конспекты занятий.

Изготовление и написание карточек с названиями цветов.



Дидактическая игра «Угадай по

описанию».

Условия (иллюстрации, стихи, необходимые для проведения игры).

Руководство и направление игровой деятельностью детей.


Написание названий

отгаданных цветов в

карточки.



Май.



Рисование «Твой любимый цветок».

Беседа о выборе цветка, цветов».».

Просмотр фотографий зарисовок на экскурсиях.

Беседа Конспект.


Мини – альбом.




Рисование.

Просмотр фотографий, иллюстраций.

Конспект занятия «Нарисуй свой любимый цветок».

Оформленный рисунок «Подарок маме». Выставка детских работ «Мои любимые цветы».



Май.



Лепка. Делаем подарок маме.

Беседа о любимых цветах.

Просмотр своих работ по рисованию. Рассматривание форм цветков. Создание фона для изготовления пластин.

Конспект беседы.

Непосредственная деятельность детей.

Изготовление афиши для выставки.


Лепка пластин «Весенние цветы».


Иллюстрации, фотографии,.

Использование личного опыта.

Конспект занятия по лепке.

Непосредственная деятельность детей.


Пластины в подарок маме. Выставка пластин «Весенние

цветы».


Дидактическая игра «Посади бабочку на свой цветок».

Фотовыставка.

Конспект дидактической игры.

Изготовление плоскостных цветов для игры.


Музыкально-спортивное развлечение «Ловкие, сильные, смелые».

Проведение развлечения.

Подбор музыкальных произведений.

Сценарий развлечения.

Изготовление атрибутов к празднику.



Май.



Фотоальбом.

Познавательные занятия «Наши садовые и полевые цветы».

Подбор фотографий для альбома. Проведение занятия.





Конспект занятия. Руководство и направление деятельностью детей.

Выставка в уголке изобразительной деятельности. Конкурс на лучший фотоальбом.



Май



Рисуем цветы.

Рисование «Первоцветы».

Проведение занятия.

Просмотр фотографий.

Подбор стихов, загадок.

Конспект занятия.

Руководство и направление

деятельности детей.

Выставка «Мини - альбом». Заучивание стихов.

Игра - соревнование.

«Кто быстрее соберет цветок».

Использование настольно – печатных игр и разрезных картинок с изображением цветов.

Описание хода игры и ее правил.

Составление целостного цветка. Рассказывание стихов, загадок. Рисунки детей.

Работа в цветнике.

Труд в природе.

Непосредственная практическая деятельность

в цветнике.

Конспект занятия. Подбор оборудования для работы в цветнике.

Руководство и направления деятельностью детей.

Анкетирование.

Консультация для родителей «Хочу все знать».



Май.



Конкурс на лучший букет.

Познавательное занятие «Составь букет»,

Посещение выставки цветов. Посещение цветочных магазинов, ярмарки цветов с родителями. Непосредственная практическая деятельность.

Конспект экскурсии в цветочный магазин.

Руководство и направление деятельностью родителей и детей.

Домашнее задание -конкурс рисунков по теме «Мой букет». Оформление стенгазеты «Приходите на выставку».

Изготовление медалей для награждения.


Семейная викторина.

«Море цветов».

Условия (иллюстрации, атрибуты необходимые для проведения игры).

Руководство и направление игровой деятельностью детей.

Сценарий викторины.

Заучивание стихотворений о цветах.

Изготовление медалей для награждения участников.





4. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Уровни знаний по теме «Цветы».

Высокий. Ребенок знает название цветов, правильно их называет, основываясь на характерных отличиях. Выделяет основные правила ухода за растениями, правильно называет предметы и орудия труда, необходимые для работы. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.

Средний. Ребенок называет цветы сада и поля, знает характерные отличия цветов, правила ухода за растениями, владеет основными навыками ухода за растениями, но допускает при этом некоторые ошибки, неточности. Неуверенно владеет орудиями труда. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий. Ребенок испытывает затруднения в названии и классификации полевых и садовых цветов. Часто ошибается, не уверен в ответах в назывании трудовых процессов и орудий труда, не может объяснить их назначение. Иногда отказывается отвечать на вопросы.

Ожидаемые результаты:

Применение полученных знаний о первоцветах в дальнейшей жизни ребенка. Повышения значимости ознакомления с окружающим, с природой, эстетического и трудового воспитания детей.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Результаты овладения необходимыми знаниями и умениями

Навыки и умения

Апрель

Май

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Знает и называет первоцветы

40 %

30 %

0 %

83 %

16 %

0 %

Знает их характерные отличия

0 %

50 %

50 %

67 %

33 %

0 %

Называет предметы и орудия труда.

0 %

83 %

17 %

83 %

17 %

0 %

Бережное отношение к природе.

17 %

50 %

33 %

67 %

33 %

0 %



Результаты овладения необходимыми знаниями и умениями детьми с нарушениями слуха показали динамику в формировании представлений о первоцветах, понимания важности ухода за растениями, необходимости беречь природу и заботиться о ней.

Благодаря проекту у детей развился интерес к представителям растительного мира. Они научились навыкам и умениям в изображении различных цветов, создали собственные образы средствами изобразительной деятельности.

Практическая ценность данного проекта в том, что он понятен, удобен в использовании практического материала (наличие на участке ДОУ цветников с первоцветами), доступен для наблюдений и практической деятельности. В итоге дети научились бережно относиться к природе, замечать ее красивые проявления вокруг себя, знать и называть цветы ближайшего окружения.





6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Специальная дошкольная сурдопедагогика Н.И. Белова 1985 г.

2..Программа « Воспитание и обу­чение глухих детей дошкольного возраста» 1991 г.

4.Прогулки в природу. В.А. Шишкина. 2002г.

5.Декоративная лепка в детском саду. Н.Б. Халезова. 20015г.

6 Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова. 20017г.

7.Развитие речи в детском саду. В.В.Гербова. 20017г.

8.Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Лыкова. 20017г.

9.Дидактические игры и занятия .И.А. Лыкова . 2008 г.

10 Пластилинография. Анималистическая живопись. Г.Н. Давыдова. 2008г.

11Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г.Н. Давыдова. 2008г.

12.Радость творчества О.А. Соломенникова. 2009 г.

13.Мнемотехника в логической практике. А.О. Верещагина. 2009г. 2.

14. Детский дизайн. Г.Н. Давыдова 2009г.

15.Мнемоника, рифма и ритмы. О. Эренберг 2010г.

16.Занятия по ознакомлению с окружающим миром. О.Б. Дыбина. 2010г.