1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | « Цветик – первоцветик» |
Руководитель проекта | Карпенко Татьяна Владимировна |
Состав и возраст проектной группы | 8 детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста , 6 детей с НОДА, педагоги, родители. |
Срок реализации | С 13.03. 2018 г.– 15.05. 2018 г. |
Типология проекта | Познавательно - исследовательский |
Учебный предмет, образовательная программа, в рамках которого проводится проект | Адаптированные образовательные программы для детей с нарушением зрения и с НОДА. |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | Развитие речи, ознакомление с окружающим миром, трудовое воспитание, изобразительная деятельность, дидактическая игра. |
Образовательные области | Познавательно-речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная. |
Актуальность | Проблема изучения первоцветов достаточно актуальна. В современном мире наблюдается равнодушное, а порой и жестокое отношение к дикорастущим цветам. В связи с такой позицией взрослых и у детей все меньше проявляется интерес к ним. Поэтому возникает необходимость по развитию интереса детей к первоцветам. |
Цель проекта | Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ и получения знаний о мире цветов. Формирование гуманного отношения к природе. |
Задачи проекта | 1. Расширять и углублять знания детей о первоцветах, создать условия для получения детьми целостного представления о мире цветов, возможности для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности. 2.Формировать умение и потребность ухаживать за цветущими растениями, не причиняя им вреда. 3.Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме первоцветы, Развивать навык диалогической речи и психические процессы. 4. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Этапы | Организационно-подготовительный Основной Заключительный |
Характеристика деятельности участников | Экскурсии, наблюдения, игры, опыты, продуктивная деятельность. |
Предполагаемые итоговые продукты проекта | Применение полученных знаний о цветах, в дальнейшей жизни детей с нарушением зрения и с НОДА в области рисования, лепки, уходу за растениями, составлению букетов и композиций из цветов. |
Рабочее планирование проекта | Организация работы. Беседы о цветах. Проведение экскурсий-наблюдений в парк, луг и цветники. Продуктивная деятельность детей и взрослых. Перспективно-тематическое планирование. Оценка результатов. Заключение. Литература. |
Необходимое оборудование: | Книги, иллюстрации, открытки, картины, фотографии, дидактические игры, компьютер, мультимедийная установка, оборудование по изобразительной деятельности, лепке, орудия труда по уходу за растениями, таблички, ручки, тетради. |
Презентация | Открытое занятие для участников проекта «Хоровод цветов», экологический праздник «Весенний венок», представление на педагогическом совете. |
Портфолио проекта | Конспекты мероприятий, фотоматериалы, презентация, работы продуктивной деятельности. |
2. ХОД ПРОЕКТА
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы обучающихся (очная, дистанционная) | Содержание работы обучающихся | Выход этапа |
Организационно-подготовительный | Март 2 и 3 неделя | в группе | Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы открыток картин, в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок о цветах в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с цветами. Изготовление работ детьми на выставку «Весенние цветы»». Диагностика детей о первоцветах. Анкеты для родителей. | |
Основной | Март 4 неделя. Апрель 1,2,3,4 недели. | в группе, на природе. | Экскурсии-наблюдения в цветник, поле. Беседы о цветах. Настольно-печатные игры. Организация дидактических игр: «Посади бабочку на свой цветок», «Собери цветок», «Отгадай по описанию», «Чей это лепесток», «Сложи цветок», «Угадай по запаху». Составление и отгадывание загадки о цветах, заучивание стихотворений. Познавательные занятия. Работа в цветнике: прополка, рыхление, полив растений. | Результаты наблюдений. Выставка рисунков «Весенние цветы». Создание сводной таблицы с описанием характерных особенностей цветущего растения. |
Заключительный | Май 1,2 недели. | в группе | Оформление стенда «Весна». Оформление фотовыставки по материалам проекта по лепке. Выставка рисунков, поделок детей и взрослых. Праздник « Мои весенние цветы». | В ходе реализации проекта дети приобрели знания о первоцветах, природе. Начали проявлять активный интерес к растительному миру и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы растений привлекает внимание, побуждает чувства, представляет обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций, позитивных действий Дети видят вокруг себя много цветов. Цветы – это кусочек природы, окружающего нас мира.
Цветы – это радость, повод улыбнуться, задуматься о прекрасном, и конечно - это инструмент общения между людьми. Данный материал позволит расширить у детей представления о цветах, привить внимательное и бережное отношение к природе, интерес к окружающему нас миру, сформировать реалистические представления о природе. Проект способствует развитию речи, а хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.
Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Проект развивает логическое мышление, активизирует внимание и память, помогает детям ближе познакомиться с красотой первоцветов, развить творческое воображение, учит эмоционально воспринимать окружающий мир.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ и получения знаний о мире цветов. Формирование гуманного отношения к природе.
Задачи проекта:
Уточнять и систематизировать знания и характерные особенности того или иного первоцвета.
Учить в процессе собственной деятельности (рисовании, лепке, составлении букета) создавать выразительные и интересные образы, выбирать и правильно использовать материал.
Развивать умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Учить справедливо оценивать свою работу и работу товарища.
Развивать творческое воображение и эмоциональную отзывчивость. Учить бережно относиться к цветам, знать и различать их по характерным особенностям.
Продолжать развивать связную речь детей, работать над дыханием, дикцией. Упражнять в составлении рассказа – описания, опираясь на личные наблюдения и опыт детей, отгадывать загадки.
Закреплять умения детей ухаживать за растениями, не причиняя им вреда. Развивать осторожное и осмотрительное отношение при работе с садовыми инструментами.
Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
1. Oрганизационно-подготовительный этап:
В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно – популярного материала, разработка конспектов, бесед с детьми по ознакомлению с цветами. Оформление книжного уголка на тему «Цветы», подбор открыток, иллюстраций, картин.
Оформление стенда «Первоцветы», прогнозирование результата. Составление плана маршрута экскурсий.
Роль родителей в реализации проекта:
посещать с детьми экскурсии, проводимые в ДОУ в поле, парк;
беседовать, играть, рисовать, рассматривать фотографии, картинки, открытки, лепить, закреплять ПДД и техники безопасности при работе с садовыми инструментами;
участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ, беседы с детьми дома, изготовление дидактических игр.
Оформление информационного стенда для родителей.
Консультация для родителей: «Труд детей в саду и цветнике».
Презентация для детей: «Первоцветы».
Составление календарно-тематический плана, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
Организация развивающей предметной среды:
подбор художественной литературы в книжный уголок;
подбор иллюстраций, раскрасок с изображением цветов, открыток, альбомов, картин в уголок изобразительной деятельности;
подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с цветами;
подбор фотографий для изготовления фотоальбом.
2.Основной этап:
Реализация основных видов деятельности по плану проекта:
Экскурсии-наблюдения:
экскурсия в парк;
экскурсия в поле;
экскурсия по участку ДОУ (цветники);
экскурсии в цветочный магазин, выставки цветов, на ярмарки.
Организованная деятельность по ознакомлению с цветами.
беседы о цветах, составление и отгадывание загадок о цветах;
заучивание стихотворений;
настольно-печатные издания;
создание альбомов; фотоальбомов;
дидактические игры с правилами;
познавательные занятия;
использование элементов мнемотехники;
составление и заполнение карточек с названиями цветов;
создание информационной таблицы с характерными особенностями цветущих растений;
викторины, игры – соревнования «Кто быстрее соберет цветок».
Взаимодействие с семьей:
организация совместного труда;
наглядная агитация по вопросам ознакомления с цветами;
анкетирование;
семейная викторина «Угадай по описанию», «Море цветов».
вовлечение родителей в данный проект.
Интеграция с другими образовательными областями: познавательно-речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.
Социализация и Познание: Выставка рисунков «Весенние цветы», изготовление дидактических игр «Посади бабочку на свой цветок», «Собери цветок», «Угадай по описанию», мини альбом: «Цветы».
Художественное творчество - рисование: рисование первоцветов.
Лепка: изготовление пластин с изображением цветов, природы из пластилина.
Труд: практическая деятельность по уходу за растениями, фотоальбом.
Художественная литература: создание коллажа «Одуванчик».
3.Заключительный этап
Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.
Обобщить собранный текстовой, аудио-, видео-, фотоматериал.
Оформление стенда «Весна красна», оформление фотовыставки по материалам проекта.
Выставка рисунков, поделок детей и взрослых. Праздник « Мои весенние цветы».
Темы | Содержание | Развивающая среда | Методическое обеспечение | Детская и семейная продуктивная деятельность |
| | Апрель | | |
Цветы поля | Экскурсия в поле. Дидактическая игра «Угадай, чей лепесток», «Посади бабочку на свой цветок». | Просмотр фотоиллюстраций полевых цветов, картин, рассматривание лепестков цветов. | Конспект экскурсии, беседы Знакомство с правилами игр, Описание хода игры. | Заучивание стихов, загадок. Рисование загадки с использованием мнемотехники. Рисование полевых цветов. |
| Беседа «Цветы поля». | Просмотр открыток, рисунков. | Конспект беседы. | Создание сводной таблицы о характерных особенностях цветущих растений поля. |
| | Апрель Май. | | |
Цветы сада. | Экскурсия в цветник | Просмотр иллюстраций, фотографий. | Конспект экскурсии. | Заучивание стихов о цветах. Создание сводной таблицы о характерных особенностях цветущих растений сада. |
| Дидактическая игра «Угадай по запаху», «Чей это лепесток». Настольная игра лото Цветы». | Настольно – печатная продукция Подборка предметных картинок с изображением цветов. | Описание хода игры, знакомство с правилами. | Загадки о цветах, создание таблицы: чей это лепесток. Рисование садовых цветов. |
| Лепка пластин из пластилина «Тюльпан». | Создание фона на пластинах | Конспект занятия. | Создание пластин из пластилина «Тюльпан». |
| | Май. | | |
Цветы сада и поля. | Беседа о полевых и садовых цветах. | Просмотр слайдов, иллюстративного материала. | Конспект беседы. | Карточки: «Цветы поля», «Цветы сада». |
| Экскурсии. | Подбор наглядного иллюстративного материала. | Конспекты занятий. | Изготовление и написание карточек с названиями цветов. |
| Дидактическая игра «Угадай по описанию». | Условия (иллюстрации, стихи, необходимые для проведения игры). | Руководство и направление игровой деятельностью детей. | Написание названий отгаданных цветов в карточки. |
| | Май. | | |
Рисование «Твой любимый цветок». | Беседа о выборе цветка, цветов».». | Просмотр фотографий зарисовок на экскурсиях. | Беседа Конспект. | Мини – альбом. |
| Рисование. | Просмотр фотографий, иллюстраций. | Конспект занятия «Нарисуй свой любимый цветок». | Оформленный рисунок «Подарок маме». Выставка детских работ «Мои любимые цветы». |
| | Май. | | |
Лепка. Делаем подарок маме. | Беседа о любимых цветах. | Просмотр своих работ по рисованию. Рассматривание форм цветков. Создание фона для изготовления пластин. | Конспект беседы. Непосредственная деятельность детей. | Изготовление афиши для выставки. |
| Лепка пластин «Весенние цветы». | Иллюстрации, фотографии,. Использование личного опыта. | Конспект занятия по лепке. Непосредственная деятельность детей. | Пластины в подарок маме. Выставка пластин «Весенние цветы». |
| Дидактическая игра «Посади бабочку на свой цветок». | Фотовыставка. | Конспект дидактической игры. | Изготовление плоскостных цветов для игры. |
| Музыкально-спортивное развлечение «Ловкие, сильные, смелые». | Проведение развлечения. Подбор музыкальных произведений. | Сценарий развлечения. | Изготовление атрибутов к празднику. |
| | Май. | | |
Фотоальбом. | Познавательные занятия «Наши садовые и полевые цветы». | Подбор фотографий для альбома. Проведение занятия. | Конспект занятия. Руководство и направление деятельностью детей. | Выставка в уголке изобразительной деятельности. Конкурс на лучший фотоальбом. |
| | Май | | |
Рисуем цветы. | Рисование «Первоцветы». | Проведение занятия. Просмотр фотографий. Подбор стихов, загадок. | Конспект занятия. Руководство и направление деятельности детей. | Выставка «Мини - альбом». Заучивание стихов. |
Игра - соревнование. | «Кто быстрее соберет цветок». | Использование настольно – печатных игр и разрезных картинок с изображением цветов. | Описание хода игры и ее правил. | Составление целостного цветка. Рассказывание стихов, загадок. Рисунки детей. |
Работа в цветнике. | Труд в природе. | Непосредственная практическая деятельность в цветнике. | Конспект занятия. Подбор оборудования для работы в цветнике. Руководство и направления деятельностью детей. | Анкетирование. Консультация для родителей «Хочу все знать». |
| | Май. | | |
Конкурс на лучший букет. | Познавательное занятие «Составь букет», | Посещение выставки цветов. Посещение цветочных магазинов, ярмарки цветов с родителями. Непосредственная практическая деятельность. | Конспект экскурсии в цветочный магазин. Руководство и направление деятельностью родителей и детей. | Домашнее задание -конкурс рисунков по теме «Мой букет». Оформление стенгазеты «Приходите на выставку». Изготовление медалей для награждения. |
| Семейная викторина. «Море цветов». | Условия (иллюстрации, атрибуты необходимые для проведения игры). | Руководство и направление игровой деятельностью детей. Сценарий викторины. | Заучивание стихотворений о цветах. Изготовление медалей для награждения участников. |
4. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Уровни знаний по теме «Цветы».
Высокий. Ребенок знает название цветов, правильно их называет, основываясь на характерных отличиях. Выделяет основные правила ухода за растениями, правильно называет предметы и орудия труда, необходимые для работы. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.
Средний. Ребенок называет цветы сада и поля, знает характерные отличия цветов, правила ухода за растениями, владеет основными навыками ухода за растениями, но допускает при этом некоторые ошибки, неточности. Неуверенно владеет орудиями труда. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.
Низкий. Ребенок испытывает затруднения в названии и классификации полевых и садовых цветов. Часто ошибается, не уверен в ответах в назывании трудовых процессов и орудий труда, не может объяснить их назначение. Иногда отказывается отвечать на вопросы.
Ожидаемые результаты:
Применение полученных знаний о первоцветах в дальнейшей жизни ребенка. Повышения значимости ознакомления с окружающим, с природой, эстетического и трудового воспитания детей.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Результаты овладения необходимыми знаниями и умениями
Навыки и умения | Апрель | Май |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Знает и называет первоцветы | 40 % | 30 % | 0 % | 83 % | 16 % | 0 % |
Знает их характерные отличия | 0 % | 50 % | 50 % | 67 % | 33 % | 0 % |
Называет предметы и орудия труда. | 0 % | 83 % | 17 % | 83 % | 17 % | 0 % |
Бережное отношение к природе. | 17 % | 50 % | 33 % | 67 % | 33 % | 0 % |
Результаты овладения необходимыми знаниями и умениями детьми с нарушениями слуха показали динамику в формировании представлений о первоцветах, понимания важности ухода за растениями, необходимости беречь природу и заботиться о ней.
Благодаря проекту у детей развился интерес к представителям растительного мира. Они научились навыкам и умениям в изображении различных цветов, создали собственные образы средствами изобразительной деятельности.
Практическая ценность данного проекта в том, что он понятен, удобен в использовании практического материала (наличие на участке ДОУ цветников с первоцветами), доступен для наблюдений и практической деятельности. В итоге дети научились бережно относиться к природе, замечать ее красивые проявления вокруг себя, знать и называть цветы ближайшего окружения.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Специальная дошкольная сурдопедагогика Н.И. Белова 1985 г.
2..Программа « Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» 1991 г.
4.Прогулки в природу. В.А. Шишкина. 2002г.
5.Декоративная лепка в детском саду. Н.Б. Халезова. 20015г.
6 Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова. 20017г.
7.Развитие речи в детском саду. В.В.Гербова. 20017г.
8.Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Лыкова. 20017г.
9.Дидактические игры и занятия .И.А. Лыкова . 2008 г.
10 Пластилинография. Анималистическая живопись. Г.Н. Давыдова. 2008г.
11Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г.Н. Давыдова. 2008г.
12.Радость творчества О.А. Соломенникова. 2009 г.
13.Мнемотехника в логической практике. А.О. Верещагина. 2009г. 2.
14. Детский дизайн. Г.Н. Давыдова 2009г.
15.Мнемоника, рифма и ритмы. О. Эренберг 2010г.
16.Занятия по ознакомлению с окружающим миром. О.Б. Дыбина. 2010г.