СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно – ознакомительная презентация для детей 5-7 лет «История русского костюма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательно – ознакомительная презентация для детей 5-7 лет «История русского костюма»»

Познавательно – ознакомительная презентация для детей 5-7 лет «История русского костюма» Подготовила Юкалова Марина Викторовна воспитатель МАДОУ № 5 г. Мончегорск

Познавательно – ознакомительная презентация для детей 5-7 лет

«История русского костюма»

Подготовила

Юкалова Марина Викторовна

воспитатель МАДОУ № 5

г. Мончегорск

Цель : Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей. Задачи : 1. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям. 2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности. 3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

Цель : Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

Задачи :

1. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям.

2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении.

Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Русский народный костюм Функциональность . Русский костюм не сковывал движения, был легким, нежарким, но в то же время и достаточно теплым и долговечным, способным укрыть от непогоды. Конструктивность . Удобная конструкция сарафана, рубахи, зипуна, понёвы практически не требовала разрезания ткани при крое изделия, при этом отходы ткани оставались минимальными. Минимальное количество швов не требовало от швеи высокого мастерства и сокращало время пошива. Декоративность . Одежда была очень выразительная, яркая, украшенная элементами декора, с комбинациями тканей разного цвета и текстуры.

Русский народный костюм

Функциональность .

Русский костюм не сковывал движения, был легким, нежарким, но в то же время и достаточно теплым и долговечным, способным укрыть от непогоды.

Конструктивность .

Удобная конструкция сарафана, рубахи, зипуна, понёвы практически не требовала разрезания ткани при крое изделия, при этом отходы ткани оставались минимальными. Минимальное количество швов не требовало от швеи высокого мастерства и сокращало время пошива.

Декоративность .

Одежда была очень выразительная, яркая, украшенная элементами декора, с комбинациями тканей разного цвета и текстуры.

Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполняются льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочная: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, у неё было и другое назначение. По народному поверью, она должна приносить человеку счастье, оберегать его от зла и беды. Поэтому вышивка – прежде всего – ОБЕРЕГ, а уже потом – украшение. Основные мотивы русской вышивки. В древности вышивка была связана с верованиями славян. Главным был культ богини плодородия - Мокошь. Её изображали женской фигурой, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками.

Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Узоры, тканые и вышитые, выполняются льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки.

Гамма цветов многокрасочная: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, у неё было и другое назначение. По народному поверью, она должна приносить человеку счастье, оберегать его от зла и беды. Поэтому вышивка – прежде всего – ОБЕРЕГ, а уже потом – украшение.

Основные мотивы русской вышивки. В древности вышивка была связана с верованиями славян. Главным был культ богини плодородия - Мокошь. Её изображали женской фигурой, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками.

Традиционный мужской костюм

Традиционный мужской костюм

РУБАХА Рубаха -основа мужского костюма. Рубахи шили свободными, с широкими рукавами. Носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили рубахи из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой. На груди вышивался узор, символизирующий внутреннюю суть человека.  Верхнюю рубашку всегда украшали вышивкой. Орнамент, который оберегал владельца рубашки от злых сил, делали по краю всех проёмов — ворота, манжет, подола. На рукавах вышивался узор на бережение дела жизни. На подол обычно наносился узор на бережение жизни .

РУБАХА

Рубаха -основа мужского костюма.

Рубахи шили свободными, с широкими рукавами.

Носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом.

Шили рубахи из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой.

На груди вышивался узор, символизирующий внутреннюю суть человека.

Верхнюю рубашку всегда украшали вышивкой. Орнамент, который оберегал владельца рубашки от злых сил, делали по краю всех проёмов — ворота, манжет, подола.

На рукавах вышивался узор на бережение дела жизни.

На подол обычно наносился узор на бережение жизни .

ПОРТЫ Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

ПОРТЫ

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

Одним из элементов верхней мужской русской народной одежды был КАФТАН и ЗИПУН - распашная верхняя одежда, которая шилась из домашнего сукна коричневого, серого или черного цветов. Кафтан Зипун Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Одевался кафтан во все времена года, смотря по погоде. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

Одним из элементов верхней мужской русской народной одежды был КАФТАН и ЗИПУН - распашная верхняя одежда, которая шилась из домашнего сукна коричневого, серого или черного цветов.

Кафтан

Зипун

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста,

сукна, бархата. Одевался кафтан во все времена года, смотря по погоде.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

КУШАК КУШАК- мужской пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате , по верхней одежде. Издавна пояс считался сильнейшим оберегом, который приносит благополучие и здоровье его носителю.  В основном, простой народ подвязывался пеньковой веревкой, а кто был побогаче –кушаком.  Чем шире был шарф, замотанный на талии, тем знатней был его носитель. Кушаки украшали золотом, серебром, отделывали мехами, драгоценными камнями, и шили из дорогих (восточных) тканей. Пояса и кушаки делались как гладкими, так и украшались вышивками и рельефными узорами.

КУШАК

КУШАК- мужской пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате , по верхней одежде.

Издавна пояс считался сильнейшим оберегом, который приносит благополучие и здоровье его носителю. 

В основном, простой народ подвязывался пеньковой веревкой, а кто был побогаче –кушаком. 

Чем шире был шарф, замотанный на талии, тем знатней был его носитель. Кушаки украшали золотом, серебром, отделывали мехами, драгоценными камнями, и шили из дорогих (восточных) тканей. Пояса и кушаки делались как гладкими, так и украшались вышивками и рельефными узорами.

Богатые горожане особенно любили шубы. Их надевали даже не в очень большую стужу, чтобы показать свое богатство, похвастаться мехом.  А если уж было очень жарко, то поверх одежды прикрепляли красивый соболий воротник. Верхней нарядной одеждой во все времена были ШУБЫ И ПОЛУШУБКИ. У крестьян они были овчинными, изредка на заячьем, собачьем или кошачьем меху. Овчинная шуба ТУЛУП означала семейное благополучие.  

Богатые горожане особенно любили шубы. Их надевали даже не в очень большую стужу, чтобы показать свое богатство, похвастаться мехом. А если уж было очень жарко, то поверх одежды прикрепляли красивый соболий воротник.

Верхней нарядной одеждой во все времена были ШУБЫ И ПОЛУШУБКИ. У крестьян они были овчинными, изредка на заячьем, собачьем или кошачьем меху. Овчинная шуба ТУЛУП означала семейное благополучие.  

Головные  уборы Основным головным убором у мужчин была войлочная шапка – ВАЛЕНКА. Шилась шапка из валяной овечьей шерсти белого, серого или коричневого цвета в форме конуса или округлым верхом. Крестьяне носили ВАЛЯНЫЕ ШАПКИ, а так же шапки с мехом. Богатые люди шили колпаки из атласа, украшенного драгоценными камнями с собольей опушкой. Зимой крестьяне носили из овечьей шкуры шапки ТРЕУХИ-МАЛАХАИ.

Головные уборы

Основным головным убором у мужчин была войлочная шапка – ВАЛЕНКА. Шилась шапка из валяной овечьей шерсти белого, серого или коричневого цвета в форме конуса или округлым верхом.

Крестьяне носили ВАЛЯНЫЕ ШАПКИ, а так же шапки с мехом. Богатые люди шили колпаки из атласа, украшенного драгоценными камнями с собольей опушкой.

Зимой крестьяне носили из овечьей шкуры шапки ТРЕУХИ-МАЛАХАИ.

ОНУЧИ Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

ОНУЧИ

Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

ОБУВЬ КОЖАНЫЕ САПОГИ Лапти Валенки Основной вид крестьянской обуви, сплетённая из лыка или берёсты. Сапоги были принадлежностью чаще всего воинов и состоятельных людей из других слоев общества. Выходные, нарядные сапоги шились из цветной кожи или бархата, расшивались шелком, жемчугом, а то и драгоценными камнями.  В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек.

ОБУВЬ

КОЖАНЫЕ САПОГИ

Лапти

Валенки

Основной вид крестьянской обуви, сплетённая из лыка или берёсты.

Сапоги были принадлежностью чаще всего воинов и состоятельных людей из других слоев общества. Выходные, нарядные сапоги шились из цветной кожи или бархата, расшивались шелком, жемчугом, а то и драгоценными камнями. 

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек.

Традиционный женский костюм ЖЕНСКАЯ РУБАХА Рубахи считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, именовалась такая одежда «стан». Длина рубах обычно приходилась ниже колен. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней. У рубахи был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см., располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

Традиционный женский костюм

ЖЕНСКАЯ РУБАХА

Рубахи считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, именовалась такая одежда «стан». Длина рубах обычно приходилась ниже колен.

Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней. У рубахи был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава.

Украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см., располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

САРАФАН Сарафан всегда считался символом или неотъемлемым атрибутом женского русского национального костюма. Надевавшийся поверх длинной рубахи, он был в широком употреблении как у знати, так и среди бедных слоёв населения.  Сарафан - распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

САРАФАН

Сарафан всегда считался символом или неотъемлемым атрибутом женского русского национального костюма. Надевавшийся поверх длинной рубахи, он был в широком употреблении как у знати, так и среди бедных слоёв населения. 

Сарафан - распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки.

Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

ДУШЕГРЕЯ Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегреи шили их из дорогих плотных узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

ДУШЕГРЕЯ

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной.

Душегреи шили их из дорогих плотных узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

ПЕРЕДНИК Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

ПЕРЕДНИК

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

ПОНЁВА Понёва - элемент  русского  народного  костюма , женская шерстяная юбка замужних женщин, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром, состоящая из нескольких (2—3—4—6—8) кусков ткани (как правило, тёмно-синей клетчатой или чёрной, реже красной) с богато украшенным подолом.

ПОНЁВА

Понёва - элемент  русского  народного  костюма , женская шерстяная юбка замужних женщин, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром, состоящая из нескольких (2—3—4—6—8) кусков ткани (как правило, тёмно-синей клетчатой или чёрной, реже красной) с богато украшенным подолом.

ЛЕТНИК Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник. Он имел прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до 4м. Особенность летника – широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свивали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали во швами- треугольными кусками атласа ли бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же во швы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

ЛЕТНИК

Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник. Он имел прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до 4м.

Особенность летника – широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свивали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали во швами- треугольными кусками атласа ли бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком.

Такие же во швы пришивали к вороту и спускали на грудь.

Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

ШУБКА ТЕЛОГРЕЯ Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками. Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

ШУБКА

ТЕЛОГРЕЯ

Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками.

Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

КОКОШНИК Кокошник — женский головной убор, который, стал символом традиционного русского костюма. Форма гребня кокошника могла меняться в зависимости от губернии.  Этот  головной убор изготавливался мастерицами — «кокошницами». Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам.  Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, который после венчания носился до появления первенца, а затем только по праздникам.

КОКОШНИК

Кокошник — женский головной убор, который, стал символом традиционного русского костюма. Форма гребня кокошника могла меняться в зависимости от губернии.

Этот  головной убор изготавливался мастерицами — «кокошницами».

Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам.  Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, который после венчания носился до появления первенца, а затем только по праздникам.

ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга, граната и гайтаны - низанные из бисера, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью пользовались крупные серьги

ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Не последнее место в костюме занимали различные украшения.

В большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга, граната и гайтаны - низанные из бисера, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей.

Большой любовью пользовались крупные серьги "голубцы" и более мелкие, изящные. Своеобразным украшением были и нежные, легко подвижные "пушки" - шарики, сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами. 

ВОЛОСЫ Все женщины и девочки носили длинные волосы заплетенные в одну косу.  Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей миссии материнства. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. Замужняя женщина собирала все волосы  под головной убор, а девушки по праздника носили волосы распущенными, в будние же дни ходили с косой. Наши предки считали, что сила человека в его волосах. Все мужчины носили широкие густые бороды. Стригли мужчин на Руси «под горшок». На голову надевали горшок, а волосы, которые торчали снизу, остригали. Шапки надевали обязательно, без шапки человек не осмелился бы и из дома выйти.

ВОЛОСЫ

Все женщины и девочки носили длинные волосы заплетенные в одну косу.  Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей миссии материнства. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. Замужняя женщина собирала все волосы  под головной убор, а девушки по праздника носили волосы распущенными, в будние же дни ходили с косой.

Наши предки считали, что сила человека в его волосах. Все мужчины носили широкие густые бороды. Стригли мужчин на Руси «под горшок». На голову надевали горшок, а волосы, которые торчали снизу, остригали. Шапки надевали обязательно, без шапки человек не осмелился бы и из дома выйти.

Детский костюм Детям шили рубашки из старых рубах родителей, потому что считали, что такая рубашка будет защищать от всякой беды. Свою рубаху никому не отдавали, так как считали, что она оберегает человека.

Детский костюм

Детям шили рубашки из старых рубах родителей, потому что считали, что такая рубашка будет защищать от всякой беды. Свою рубаху никому не отдавали, так как считали, что она оберегает человека.

Русский костюм в наше время

Русский костюм в наше время

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ