СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-развивающий практикум для младших школьников «Путешествие во времени» Тип урока: внеклассное мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном мероприятии детям дается представление о школах в разные времена, идет знакомство со страницами истории своего края.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-развивающий практикум для младших школьников «Путешествие во времени» Тип урока: внеклассное мероприятие»

План – конспект мероприятия:

Автор: Федорова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ№24» города Чебоксары.

Класс: 2 класс

Тема мероприятия: Познавательно-развивающий практикум для младших школьников «Путешествие во времени»

Тип урока: внеклассное мероприятие


Цели:

- Познакомить детей с наиболее интересными страницами истории своего края;

- Сформировать у учащихся представления о школах в разные времена;

- Научить делать анализировать и делать выводы;

- Развивать внимание, сообразительность, память, стремление узнать новое;

- Расширять кругозор обучающихся;

- Воспитывать чувство товарищества.


Оборудование:

-чернильницы и гусиные перья,

- свечи,

-раздаточный материал из старинной чувашской азбука,

-колокольчик.

-розги,

- класс оформлен под школу прошлого,

-компьютеры,

-проектор,

- экран,

-раздаточный материал


№№ п/п

Этапы мероприятия

Ход мероприятия

Формирование УУД на каждом этапе мероприятия


Ι. Актуализация знаний и постановка проблемы





















ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.





































































































ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.








Учитель: - Здравствуйте дорогие ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Людмила Владимировна. С каким настроением вы пришли на мероприятие?? Любое настроение поднять поможет улыбка. Подарите улыбки гостям, учителю, друг другу. Улыбка – успех в любой работе.

Учитель: -Ребята, вы помните, что происходило с вами вчера, год назад, пять лет назад? Вы можете друг другу об этом рассказать? (Да.)

Учитель:-А кто нам может рассказать о том, что происходило 20 лет назад? (Родители, бабушки и дедушки.)

Учитель:-Кто может рассказать о том, что было 50, 70 лет назад? (Бабушки и дедушки.)

Учитель:–Можем ли мы сказать, что вокруг нас живут люди, которые видели и помнят события пяти-, двадцати-, пятидесятилетней давности? (Да, можем.)

Учитель:- У нас сегодня занятие, на котором мы в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд )

Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте.








1. Школа наших предков.

Учитель:- Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет назад. И сейчас побываем в школе наших предков.(слайд )

(Дети рассаживаются за длинным столом на лавках. На столе чернильницы и гусиные перья, свечи, раздаточный материал из старинной чувашской азбука. Эта часть класса оформлена под школу прошлого. В углу деревянная кадка с розгами. Колокольчик.)

Учитель: - Мы в школе наших предков. Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй!»

- Внимательно рассмотрите, какие предметы были в школе. Их назначение мы сейчас выясним. (слайд)

Учитель: - Свечи?

Дети: - Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей.

Учитель: - Чернильницы?

Дети:- Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером.

Учитель:-Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка (непроливашка)- особого устройства чернильница, которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой.

- Гусиные перья?

Дети: - В старину перьями писали.

Учитель: - Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера.

Учитель:- А эти предметы зачем? (Учитель показывает на розги в кадке.Ответы детей)

Учитель: - Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе была очень строгая дисциплина.

(Звенит колокольчик)

Учитель:- Ребята, кто открыл первую чувашскую школу? (ответы детей)

Дети: Иван Яковлевич Яковлев

Учитель: - И. Я Яковлев - просветитель чувашского народа. Через трое суток после рождения он остался сиротой и его усыновила семья русских- Мушкеевы. Они были добрые люди. Иван Яковлев сразу после рождения стал народным сыном. Ивана послали учиться в школу, после окончания которой он поступил в Симбирскую школу. Работал землемером и знакомился с жизнью чуваш, русских, татар, марийцев, мордвы. Ему очень хотелось, чтобы чуваши могли учиться. Чтобы эту мечту осуществить, надо было много учиться. И вот он поступает в Симбирскую гимназию, которую оканчивает с золотой медалью, затем учится в Казанском университете. И в Симбирске открывает чувашскую школу, создает чувашский алфавит, печатает первый чувашский букварь.

Учитель: - Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку. (слайд )

- Сравните образцы древних чувашских букв с буквами современного алфавита.

(У детей образцы букв из двух азбук)

Учитель: - Чем отличаются?

Дети: - Начертанием. Но есть и похожие буквы.

Учитель: - Какие буквы больше нравятся? Почему?

Дети: - Старинные более интересно пишутся.

Учитель: - Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему?

Дети: - Наши, современные. Они из простых элементов.

Учитель: - В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными буквами пером.

(Дети пишут отточенными гусиными перьями, чернилами)

- В чем заключалась трудность письма?

Дети: - Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край.

Учитель: - Вот каково было нашим предкам!


2. Современная школа.

Учитель:

- То ли дело в нашей современной школе!

В современной школе розги не нужны,

В современной школе компьютеры важны. (слайд)

- Оглянись, дружок, вокруг!

Вот компьютер – твой верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит.

(Дети рассаживаются за парты к компьютерам по группам)

Учитель читает стихотворение, а дети договаривают.

Наверху машины всей

Размещается…(дисплей)

Словно смелый капитан!

А на нем горит… (экран)

Это вот…(клавиатура)

Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть..(мышка)

Эта мышка не простая, эта мышка вот какая:

Скромный серый коробок,

Длинный тонкий проводок.

Ну а на коробке две или три кнопки.

Если дальняя дорога приведет его в твой дом,

То скажи ты всем вокруг:

«Вот компьютер – мой ... (лучший друг)!


3. Работа на компьютерах.

Учитель:- Я предлагаю работать в группах.

1 группа: Соберите пословицы: (слайд )

Аз, буки, и веди страшат… тому надо мало спать.

Кто хочет много знать,… а плод сладок.

Корень учения горек,… от глупого разучишься

От умного научишься, … как медведи.


(Дети объединяют начало и конец пословицы)

Учитель: - Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц?

- Умницы! Ваша группа поработала на славу!

2 группа:

Разгадайте загадки, допишите слова-отгадки из букв. (слайд)

Какая водица только для грамотных годится? ( чернила)

Мал малышок, а мудрые пути кажет? (грамота)

Сама мала, а ума придала. (книга)

(Дети допечатали отгадки)

Учитель: - Молодцы! Вы постарались – и у вас все получилось!

3 группа:

Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд )

Хоромы – … (дом)

Град – …(город)

Изгородь - … (забор)

Учитель : -Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их сумели!


Познавательные УУД

1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

2. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;

находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

3. Подробно пересказывать прослушанное; составлять простой план.

4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

5. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.































































































Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

5. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




V. Итог мероприятия.

Учитель: - А чему учат в старорусской, современной школах? (слайд )

Дети: - В школе учат читать, писать, решать задачи.


- А ведь наступит такое время, когда используемые в нашей жизни слова, предметы станут устаревшими. (пауза)

Учитель: О том, что происходило в далёком прошлом мы можем узнать изстаринные книги, летопись, памятники, картины и рисунки, посуда, одежда и украшения, оружие и доспехи. Даже старинные названия городов, улиц, имён – тоже могут нам рассказать об истории. Нужно только уметь их «Слушать».

2014 год указом президента России  Владимира Путина объявлен Годом культуры. В нашей республике тоже офицально объявлен Годом культуры Чувашии, (слайд)

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю.  Родина- это место где человек родился и живет, это место, где живут ваши одноклассники. Все люди должны любить свою Родину, мы должны доказывать свою любовь к земле чувашской своим трудом и хорошей учебой того, чтобы вырасти умными, добиться успехов во взрослой жизни, чтобы наши знания были полезны Отечеству, чтобы достойно ему послужить.

Учитель: - Спасибо вам за работу. Вы сегодня были активны, оригинальны, сообразительны!