Учитель: - Здравствуйте дорогие ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Людмила Владимировна. С каким настроением вы пришли на мероприятие?? Любое настроение поднять поможет улыбка. Подарите улыбки гостям, учителю, друг другу. Улыбка – успех в любой работе. Учитель: -Ребята, вы помните, что происходило с вами вчера, год назад, пять лет назад? Вы можете друг другу об этом рассказать? (Да.) Учитель:-А кто нам может рассказать о том, что происходило 20 лет назад? (Родители, бабушки и дедушки.) Учитель:-Кто может рассказать о том, что было 50, 70 лет назад? (Бабушки и дедушки.) Учитель:–Можем ли мы сказать, что вокруг нас живут люди, которые видели и помнят события пяти-, двадцати-, пятидесятилетней давности? (Да, можем.) Учитель:- У нас сегодня занятие, на котором мы в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд ) Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. 1. Школа наших предков. Учитель:- Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет назад. И сейчас побываем в школе наших предков.(слайд ) (Дети рассаживаются за длинным столом на лавках. На столе чернильницы и гусиные перья, свечи, раздаточный материал из старинной чувашской азбука. Эта часть класса оформлена под школу прошлого. В углу деревянная кадка с розгами. Колокольчик.) Учитель: - Мы в школе наших предков. Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй!» - Внимательно рассмотрите, какие предметы были в школе. Их назначение мы сейчас выясним. (слайд) Учитель: - Свечи? Дети: - Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей. Учитель: - Чернильницы? Дети:- Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. Учитель:-Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка (непроливашка)- особого устройства чернильница, которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой. - Гусиные перья? Дети: - В старину перьями писали. Учитель: - Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера. Учитель:- А эти предметы зачем? (Учитель показывает на розги в кадке.Ответы детей) Учитель: - Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе была очень строгая дисциплина. (Звенит колокольчик) Учитель:- Ребята, кто открыл первую чувашскую школу? (ответы детей) Дети: Иван Яковлевич Яковлев Учитель: - И. Я Яковлев - просветитель чувашского народа. Через трое суток после рождения он остался сиротой и его усыновила семья русских- Мушкеевы. Они были добрые люди. Иван Яковлев сразу после рождения стал народным сыном. Ивана послали учиться в школу, после окончания которой он поступил в Симбирскую школу. Работал землемером и знакомился с жизнью чуваш, русских, татар, марийцев, мордвы. Ему очень хотелось, чтобы чуваши могли учиться. Чтобы эту мечту осуществить, надо было много учиться. И вот он поступает в Симбирскую гимназию, которую оканчивает с золотой медалью, затем учится в Казанском университете. И в Симбирске открывает чувашскую школу, создает чувашский алфавит, печатает первый чувашский букварь. Учитель: - Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку. (слайд ) - Сравните образцы древних чувашских букв с буквами современного алфавита. (У детей образцы букв из двух азбук) Учитель: - Чем отличаются? Дети: - Начертанием. Но есть и похожие буквы. Учитель: - Какие буквы больше нравятся? Почему? Дети: - Старинные более интересно пишутся. Учитель: - Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему? Дети: - Наши, современные. Они из простых элементов. Учитель: - В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными буквами пером. (Дети пишут отточенными гусиными перьями, чернилами) - В чем заключалась трудность письма? Дети: - Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край. Учитель: - Вот каково было нашим предкам! 2. Современная школа. Учитель: - То ли дело в нашей современной школе! В современной школе розги не нужны, В современной школе компьютеры важны. (слайд) - Оглянись, дружок, вокруг! Вот компьютер – твой верный друг. Он всегда тебе поможет: Сложит, вычтет и умножит. (Дети рассаживаются за парты к компьютерам по группам) Учитель читает стихотворение, а дети договаривают. Наверху машины всей Размещается…(дисплей) Словно смелый капитан! А на нем горит… (экран) Это вот…(клавиатура) Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны! Пальцы прыгать там должны. В зоопарке есть зайчишка, У компьютера есть..(мышка) Эта мышка не простая, эта мышка вот какая: Скромный серый коробок, Длинный тонкий проводок. Ну а на коробке две или три кнопки. Если дальняя дорога приведет его в твой дом, То скажи ты всем вокруг: «Вот компьютер – мой ... (лучший друг)! 3. Работа на компьютерах. Учитель:- Я предлагаю работать в группах. 1 группа: Соберите пословицы: (слайд ) Аз, буки, и веди страшат… тому надо мало спать. Кто хочет много знать,… а плод сладок. Корень учения горек,… от глупого разучишься От умного научишься, … как медведи. (Дети объединяют начало и конец пословицы) Учитель: - Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц? - Умницы! Ваша группа поработала на славу! 2 группа: Разгадайте загадки, допишите слова-отгадки из букв. (слайд) Какая водица только для грамотных годится? ( чернила) Мал малышок, а мудрые пути кажет? (грамота) Сама мала, а ума придала. (книга) (Дети допечатали отгадки) Учитель: - Молодцы! Вы постарались – и у вас все получилось! 3 группа: Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд ) Хоромы – … (дом) Град – …(город) Изгородь - … (забор) Учитель : -Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их сумели! |