Познавательно-развлекательная программа:
«Весь мир – театр и школа наша тоже!»
Цели:
Расширить знания детей о театре как виде искусства.
Развивать творческую активность, активизировать деятельность ребят в поиске и передаче сценического образа с помощью разнообразных выразительных средств.
Воспитывать уважение к свей и чужой деятельности, умение сотрудничать, готовность к сотворчеству.
Оборудование: ММ проектор, экран, театральный реквизит, костюмы, презентация, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Чтец 1: Давайте тихонечко
Давайте мы трепетно
Кулисы сейчас распахнём
И в царство театра, волшебное, дивное
На цыпочках тихо войдём.
Нас магия сцены закружит неистово
Давайте отправимся в путь
Чтоб в мир удивительный,
Прекрасный, живительный
Хотя бы глазком заглянуть…
Ведущая: Да, речь сегодня пойдет о театре. Я хочу немного рассказать об истории театра.
Слово «театр» греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых. А с 1961 года этот день-27 марта, стали отмечать во всем мире как Международный день театра.
Чтец 2: Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать-
Все, что на свете-человечно.
Здесь всё прекрасно-жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И сними светлый мир добра.
Ведущая: Театр - это игра. Каждый из нас всю свою жизнь играет разные роли. Скажите, сколько ролей в своей жизни вы играете? Дома? В школе? А во дворе, на улице? Значит, каждый из вас актер со своей сценой и зрителями. Один из главных элементов театра - игра. И вот сейчас мы с вами немножко поиграем. Мы с вами, прежде всего, зрители и должны быть благодарной публикой. Давайте представим, что только что на сцене выступил симфонический оркестр.
Как мы тогда будем аплодировать?
А теперь, если на сцене - Эстрадный ансамбль?
А сейчас-ваш любимый певец (певица)?
Ведущая: С помощью аплодисментов зрители выражают свое отношение к тому, кто выступает на концерте или представлении. Поскольку отношение к выступающему может быть разным, разными бывают и аплодисменты. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как...
бурные, восторженные;
громкие, подбадривающие;
сдержанные, деликатные;
ленивые снисходительные;
заискивающие, подхалимские.
Ведущая: Итак, для вас первое задание, которое называется «Театральные азы» и предполагает знание театральной терминологии и истории. А проще говоря – разминка.
1. Как назывались первые актёры на Руси? (Скоморохи)
2. Кто готовит и осуществляет постановку спектакля? (Режиссёр)
3. Как называется разговор двух актёров на сцене? (Диалог)
4. Как называются специальные театральные краски для изменения лица? (Грим)
5. Как называется явление, когда зрительный зал переполнен, а в кассе нет билетов? (Аншлаг)
6. Как называются специальные осветительные приборы, используемые в театре (на эстрадной сцене)? (Софиты, прожектора)
7. Как называется актёр, работающий с куклами? (Кукловод)
8. Как называется искусство создания сценического образа при помощи пластики, мимики, жестов? (Пантомима)
9. Как называется лист, на котором даётся информация о предстоящем спектакле? (Афиша)
10. Как называется оформление сцены? (Декорация)
11. Как называется изделие из искусственных волос, которое актёры надевают на спектакль? (Парик)
Ведущая: Актёры играют разные роли. И актёр, который вчера играл злодея, сегодня может играть романтического положительного героя. Разнообразие предлагаемых характеров требует серьёзной профессиональной подготовки. Но каким бы ни был образ, любому актёру не обойтись без хорошей дикции. Я предлагаю вам по очереди произнести скороговорки, которые написаны на доске.
Итак, дикционный тренинг.
(На доске заранее написаны скороговорки)
От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
Ведущая: В своей работе актер пользуется инструментами, какие ему дала природа: телом, движением, речью, голосом, жестом, мимикой.
Живое слово может заставить радоваться, горевать, переживать разные чувства… А как важна интонация произнесённого слова, которая придаёт выразительность и эмоциональность.
Следующее задание. Нужно произнести фразу с разной интонацией, но так, чтобы зрители смогли понять ваши эмоции. Фраза для всех будет одна: «Добрый день, уважаемые одноклассники!» А вот интонацию, с которой надо произнести фразу, каждому достанется своя.
Я попрошу участников поочередно подходить ко мне. Давайте начнем...
Задания для участников: "Сказать фразу с одной из интонаций:
- с восторгом;
- с презрением;
- с нежностью;
- с ненавистью;
- с ленью;
- с завистью;
- со страхом;
- с радостью;
- с уважением;
- с отчаянием;
- с тоской;
- с ревностью;
- с бодростью;
- с наглостью.
Ведущая: Всем большое спасибо! Вы прекрасно справились с этой работой. А теперь задание усложняем.
Декламация - это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть отрывок из любого стихотворения, но так, словно...
вы сильно замерзли;
вам придавило ногу;
у вас во рту горячая картошка;
вы очень сильно хотите спать;
вы оратор, которого слушает человечество;
вы трёхлетний малыш, читающий стихотворение перед гостями;
Ведущая: Браво! Вы все достойны аплодисментов! Давайте ещё раз поаплодируем друг другу.
Ведущая: Человеческая речь – живая, яркая, такая разная…. Но самое сложное в работе актёра сыграть животное. Ведь для этого необходимо быть очень наблюдательным. Тем более, что словами пользоваться нельзя, а нужно точно воссоздать звуки и движения. Ведь, животные умеют общаться друг с другом.
Вот и сейчас я предлагаю вам разделиться по парам и изобразить встречу двух животных, которые общаются друг с другом.
Итак, «Разговор животных». (раздаются карточки с заданиями)
Пока я раздаю задания, первая пара должна подготовиться.
("курица и петух", "свинья и корова", "большая и маленькая собака", "диалог двух обезьян", "волк и козлёнок", "кошка и собака", "гусь и утка".)
Ребята, прошу на сцену.
Ведущая: У нас получился замечательный зоопарк! Давайте ещё раз поддержим наших актёров аплодисментами.
Следующее задание не будет предполагать никаких звуков вообще. Сейчас с помощью мимики и жестов каждому из вас предстоит показать определённую профессию, название которой вы получите на карточках. Задача зрителей, определить, о какой профессии вы «говорите».
(раздаются карточки с заданиями)
Профессии: повар, пианист, учитель, врач, дворник, водитель, спортсмен, писатель, портной, продавец, официант, парикмахер, охотник, военный, фотограф, актер.
Ведущая: Спасибо всем участникам труппы! Я вижу, в каждом из- вас живёт настоящий актёр! А теперь разделимся на две группы и попробуем соединить звук и картинку, реплики и жесты с мимикой и импровизацию. Команды по очереди будут изображать без подготовки заданные ситуации:
а) старушек, которые видят, как их внуков бьют;
б) взрослых просят слезть с дерева своих детей;
в) парней, стоя под окнами, вызывают своих возлюбленных;
г) болельщиков на стадионе;
д) люди на необитаемом острове вдруг увидели корабль;
е) учеников, только что узнавших, что урока не будет, т.к. учитель заболел.
Ведущая: Браво! Браво! Браво!
Ведущая: А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам карточку даю,
В ответ от вас я жестов жду.(карточки)
“Пожалуйста, иди сюда”, “немедленно уходи”, “здравствуйте, гости дорогие”, “до свидания, рад был встрече”, “прошу вас, тихо”, “так делать нельзя”, “не мешай, думаю”, “я, кажется, всё поняла”.
Чтец 3: Театр – и без загадок? Непорядок!
Это искусство – тайна от рожденья
Он так соединил собой искусства,
Что в нем они слились в одно.
И музыки поток, и танца буйство,
Огонь стихов, картины полотно...
Ведущая: Но всё же главное действо в театре – это спектакль.
Давайте и мы с вами попытаемся поставить небольшую пьесу экспромтом. Итак, нам понадобятся актёры. Мы приглашаем на сцену желающих.
Театр-экспромт.
?
Чтец 1: Какое чудо – оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент.
Чтец 2: Актеры – удивительное племя,
И если умирают, то на время,
Чтоб со следами пота на лице
Успеть еще покланяться в конце.
Чтец 3: Да, мы не долго тешим ваши взоры,
Увы, не долгожители актеры!
Зато – среди вселенской кутерьмы –
В одну сто жизней втискиваем мы!
Ведущая: Заканчивается наша театральная программа и я всех хочу поблагодарить за поддержку и сотворчество.
И перед тем, как мы попрощаемся, хотелось бы вспомнить слова Николая Васильевича Гоголя: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…Театр – это кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
7