Познавательно - развлекательное мероприятие "Русский фольклор"
Тема: Познавательно- развлекательное мероприятие "Русский фольклор".
Форма: беседа
Цель: познакомить детей с понятием фольклор, приобщить к русской национальной культуре.
Задачи:
- развивать память, внимание, сообразительность, речь
- прививать любовь к устному народному творчеству
- воспитывать познавательный интерес
- способствовать формированию положительных эмоций
Ход мероприятия
-Здравствуйте ребята, давайте вместе с вами поговорим о фольклоре. А вы знаете что это? (ответы детей). Фольклор - произведения устного народного творчества, в которых заключена народная мудрость. Он живет в памяти людей и передается в живом исполнении "из уст в уста". Фольклор накапливался веками и сохранил своё большое значение до наших дней. Он развивает интерес и внимание к окружающему миру, к народным обычаям и воспитывает художественный вкус.
- А вы знаете, что фольклор делится на взрослый и детский? взрослый-это былины, баллады, анекдоты, пословицы, заговоры и т. д . Их много.
- Как вы думаете, что относится к детскому фольклору?
Это колыбельные песни, пестушки (песенки, которыми сопровождается уход за ребенком), потешки (игры с ребенком, с его пальчиками, ручками):
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягушки -потягушечки,
От носочков до макушечки!
Прибаутки или "забавушки", т.е. небольшие стишки (тили - бом, тили - бом, загорелся кошки - дом). Или:
Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки!
То есть, знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни. К детскому фольклору относятся также заклички, считалки, страшилки, скороговорки и многое другое.
Детский фольклор делится в свою очередь на бытовой, игровой и потешный фольклор.
Раньше на Руси дети встречали разных птиц песнями, закличками, приговорками. Например, услышав, как поет кукушка, в старину приговаривали и загадывали:
Ку-ку кукушечка, ку-ку рябушечка,
Прилетай в лесок, подавай голосок-
Сколько лет мне жить, по земле ходить?
Закличками обращались также к природным явлениям, солнцу, дождю, радуге, и т.д.
1. Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
2. Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
К потешному фольклору относятся словесные игры, молчанки, поддёвки, считалки, небылицы – перевёртыши, загадки и скороговорки, и т.д. Они предназначены для того, чтобы позабавить, потешить и повеселить людей.
Считалками открывают детские игры:
Серый зайка вырвал травку,
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот и вон пойдет.
- Ребята, какие еще считалки вы знаете? (ответы детей)
Приговоры -мирилки:
Эй мизинчик покажись.
Больше с другом не дерись.
Помириться помоги,
Друга, пальчик обними,
Вы, мизинчики, друзья,
И ругаться вам нельзя!
Молчанки:
1 Раз, два, три, ничего не говори!
2 Рты закрыты на крючок,
Кто проговорится, тому щелчок.
Дразнилки:
Баба - ежка, костяная ножка.
Скороговорки:
1. Шла мышка, нашла шишку.
2. У ежа и елки иголки колки.
-Ребята, а теперь давайте посмотрим, кто быстрее всех говорит скороговорки.(дети повторяют скороговорки)
Загадки:
1. Один костер весь мир согревает (солнце).
2. Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик. (ножницы)
3. Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья (осень)
4. Я все знаю всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно чтению учиться (книга)
-Какие еще загадки вы знаете?(дети загадывают загадки)
Также существуют фольклорные праздники: святки, (7января- играли, пели, гадали), масленица (проводы зимы, чучело, блины), кузьминки (встреча зимы), троица, и т д.
Физкультминутка.
Вы наверное устали. Сейчас - время размяться.
Раз - поднялись, потянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
Загадки-обманки:(дети должны дать правильный ответ)
1 Во дворе трещит мороз, шапку ты одень на нос (голова)
2 День рождения на носу, испекли мы колбасу (торт)
3 На дорогах стало суше, у меня сухие уши (ноги)
4 Вся хрипит , чихает Лада, съела много шоколада (мороженое)
5 И капризна, и упряма, в детский сад не хочет мама (дочка)
6 На базар идут старушки, покупать себе игрушки (продукты)
7 Подобрать себе я смог пару варежек для ног (рук)
8 Быстрее всех от страха несется черепаха (Заяц)
9 С пальмы вниз, на пальму - снова ловко прыгает корова( обезьяна)
10 Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая лисица (белка)
11 Хвост веером, на голове корона, нет птицы краше, чем ворона (павлин)
12 Простой вопрос для малышей: кого боится кот?- мышей (собаки)
- Кто под самым проливным дождем не намочит волосы? (лысый)
-Что нельзя съесть на завтрак? (обед и ужин)
- одежда земли (трава)
-одежда головы (волосы)
Загадки на смекалку:
-сколько концов у трех палок? у четырех? а у четырех с половиной? ( 6, 8, 10)
-Одно яйцо варится три минуты. А 2 яйца? ( тоже три минуты)
-За чем язык во рту? (за зубами)
Игра: Педагог предлагает на листах бумаги написать слова, предметы (на одном листе - одно слово), а на других листах - то, что можно сделать с этим словом (предметом). Дети поочередно достают листы наугад и
читают. (Например: Шарик // надую и отпущу в небо)
Рефлексия
-А теперь, скажите мне, что нового и интересного вы сегодня узнали о русском фольклоре? (Ответы детей).
- Что относится к детскому фольклору?
- Что относится к взрослому фольклору?
- Каким бывает детский фольклор?
Молодцы ребята!