Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 28 «Колосок» города Ессентуки
Познавательно-творческий проект
«Красавица-Матрешка»
Подготовила воспитатель:
Крисько С.В.
2024 год
Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 09.09.24 г. по 16.09.24 г.)
Возраст: 5-6 лет
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, логопед, родители воспитанников.
Актуальность
Патриотическое воспитание– одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли меня на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
-Научить украшать матрёшку.
-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России;
-Воспитывать у детей чувство патриотизма
Предполагаемый результат:
1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор), познакомить с историей появления этой игрушки.
2. Разучивание простейших элементов росписи.
3. Получить представление о цветовой гамме матрёшек.
4. Научить различать особенности разных матрёшек.
5. Расширение и активизация словарного запаса слов.
6. Содействовать развитию творческих способностей детей.
Этапы работы:
I этап – подготовительный
-Изучить методическую литературу по данной теме;
-Создать развивающую среду: подбор дидактических игр, познавательных, подвижных;
-Подобрать методический материал (картинки с разными видами матрешек, художественная литература, деревянные матрешки и т.д.)
-Подобрать материал для продуктивной деятельности и т.д.
-Разработать перспективный план мероприятий.
-Беседа с родителями о предстоящей деятельности.
II этап – основной
-Беседа о бережном отношении к изделиям из дерева (мебель, бумага).
-Чтение: Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», С. Маршака «О матрёшках», В. Берестова «Матрешкины потешки», Владимира Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю»
-Разучивание считалок, чистоговорок, пословиц, загадок о Матрёшках.
-Презентация «История Матрёшки», «Почему все матрёшки разные?»
-Дидактические игры: «Матрёшечное лото», «Разрезные картинки»,
«Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине».
-Пальчиковые игры: «Мы - весёлые Матрёшки», «Раз – матрёшка, два – матрёшка».
-Подвижные игры: «Добрось мяч до матрешки», «Бегите к Матрешке».
-Речевые игры: «Назови ласково», «Опиши матрёшку».
-Художественная деятельность:
аппликация: «Матрёшка» (изготовление из бумаги)
Рисование: «Красавицы - подружки»
Лепка: «Самая красивая матрешка» (пластилинография)
III – этап заключительный
-Создание мини – музея «Матрешка».
-Оформление выставки «Русская матрёшка».
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером.
Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе создали своих матрешек, сделали выставку «Русская матрёшка».
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Реализация проекта: