Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 25 рабочего посёлка Переяславка муниципального района имени
Лазо Хабаровского края
Познавательно– творческий проект в
подготовительной к школе группе
«Перелетные птицы»
Подготовила воспитатель:
Задорожная О.А
Тип проекта - информационно – творческий.
Длительность - краткосрочный (октябрь.)
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Форма организации : групповая
Цель : развитие свободной творческой личности
Задачи: Обучающие
назвать перелётных птиц: название, части тела, питание;
описать особенности внешнего вида и поведения птиц;
сформулировать предложение, используя предметный, глагольный, словарь признаков по лексической теме
Развивающие:
1. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать влияние смены времен года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных, на основе установления связи между характером корма и возможностью (способностью) к прогнозированию будущих изменений.
2. Активизировать словарь детей: перелётные, насекомоядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилет, отлет.
3. Знакомить детей с понятиями: лететь «клином», «стайкой».
Воспитательные:
Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым
Актуальность проекта: недостаточный объём знаний детей о перелётных птицах; отсутствие в активном словаре детей названий перелётных птиц и знаний причин отлёта в тёплые края.
Участие детей в проекте позволит:
- закрепить в памяти детей названия перелётных птиц;
- обогатить словарь детей о перелётных птицах;
- совершенствовать диалогическую монологическую форму речи через
объяснение причин отлёта птиц;
- познакомить с таким осенним явлением как отлёт птиц;
- поддержать интерес к жизни перелётных птиц;
- воспитать бережное отношение к птицам.
Современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии;
технологии личностно – ориентированного обучения;
игровые технологии.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемый результат : (дети)
знают и называют перелётных птиц: грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей;
рассказывают об особенностях внешнего вида птиц (частях тела, повадках);
могут составить описательный рассказ о перелётной птице;
(воспитатель) пополняет развивающую среду группы материалами по теме проекта и воспитывает у детей интерес к перелётным птицам.
Материалы: картинки с изображением птиц, аудиозаписи, произведения про птиц, маски птиц, цветная бумага, альбомные листы, карандаши, карточки с заданиями.
Предварительная работа:
1.Подготовка презентаций. Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Цапля», В. Бианки «Кто чем поёт», Л. Толстой «Лебеди», А. М Сибиряк «Серая шейка» и просмотр м/фильмов.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, взаимодействие с семьёй.
Содержание проекта
Социально – коммуникативное развитие.
Спортивное развлечение « Птицы наши друзья»
Слушание: аудио «Голоса птиц».
Настольно игры:
Разрезные картинки «Собери и назови птицу», «Какая птица улетела из домика».
Речевое развитие.
Беседы: «Почему птицы улетают на юг?, «Что ты знаешь о перелётных птицах?»,
«Жизнь перелётных птиц осенью»
Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, учить составлять рассказы о пернатых; различать по картинке птиц.
Дидактические игры и упражнения:
Цель: расширение словарного запаса: птицы (что делают?) летают, плавают, клюют, вьют гнезда.
Скажи ласково "утка- уточка, перо- перышко, хвост- хвостик".
Образование сложных слов: красный клюв - красноклювая, длинная шея- длинношея и т.д.
«Четвертый лишний»; «Посчитай сколько птиц»; «Назови ласково (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Птица-… Крыло -, Голова -, Лапа -, Хвост -…
«Узнай по описанию и назови перелётную птицу»
«Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений).
-За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
Первыми улетают на юг ласточки, потому что…
Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…
Птиц нужно любить и охранять, потому что…
«У кого какое тело?»
Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? Значит, скворец какой?
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?
Это грач, у него острый клюв. Какой грач?
У него чёрное крыло? Значит, он…
Рассматривание картинок и составление рассказов о птицах.
Познавательное развитие
НОД: Перелётные птицы – кто они?»
Цель: закрепить в памяти детей названия перелетных птиц; помочь им уяснить строение птиц, их внешние признаки. Уточнить понятие перелетные, насекомоядные и водоплавающие птицы.
«Составление описательного рассказа о птицах.
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о птицах
Загадки и пословицы о перелётных птицах.
Художественно – эстетическое развитие.
Рисование «Красивые лебеди»
Цель: познакомить детей с возможностями белой краски, побуждать детей к изображению
и созданию образа лебедя, развивать чувство формы и пропорций, творческое воображение, воспитывать интерес к познанию природы, умению отражать впечатлении
Рисование птиц.
Цель: продолжать учить рисовать птиц, выстраивая изображения из составных частей.
Конструирование из бумаги « Грач» в технике оригами.
Цель: Изготовление поделки грач из бумаги в технике оригами.
Аппликация и ручной труд «Перелётные птицы»
Обрывная аппликация «Птицы — наши друзья».
Цель: продолжить учить детей работать в технике обрывной аппликации, аккуратно пользоваться клейстером и кистью.
Лепка «Перелетные птицы»:
Цель: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.
Физическое развитие.
Подвижные игры:
«Ласточки», «Гуси-лебеди», «Птицелов», «Скворцы и кошка», Филин и пташки, «Перелет птиц», «Охотник и утки».
Физкультминутки:
«Цапля», «Покажи птицу», «Узнай меня, я - птица…».
Работа с родителями .
Чтение детям книг по теме проекта, участие в акции наблюдений за птицами.
Вывод :
Участие детей в проекте открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка в данной теме. Позволяет обогатить знания о перелетных птицах, расширить кругозор в разных областях науки и в быту. Реализация данного проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.
Благодаря проекту д ети знают названия, внешний вид и причины отлёта перелётных птиц;
умеют составлять рассказ о перелётных птицах по плану;
у детей появился интерес к жизни перелётных птиц, желание больше узнавать о них.
Развивающая среда группы пополнена материалами по теме проекта.
В продолжение проекта возможен проект в марте-апреле «Жизнь перелётных птиц весной».
Я считаю, что проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты
Литература
1. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
2. Морозова И. А. Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. 5-7 лет
3. Николаева С. Программа «Юный эколог». М. 4. Н. С. Русланова Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет «Птицы», АРКТИ, 2005.
5. Гранович М. Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы». http://nattik.ru/?
Рисование «Красивые лебеди»
Лепка «Перелетные птицы»
Обрывная аппликация «Птицы — наши друзья».
Конструирование из бумаги « Грач» в технике оригами.
Дидактические игры
«Собери и назови птицу»
«Какая птица улетела из домика»
«Четвертый лишний»
«Посчитай сколько птиц»
Презентаций
«Перелётные птицы»
«Составление описательного рассказа о птицах.
Подвижные игры:
«Птицелов»
«Перелет птиц»
«Гуси-лебеди»
«Охотник и утки»
Филин и пташки
Развлечение: «Птицы наши друзья ».
Спасибо за внимание!