МБДОУ Детский сад № 101 «Берёзка»
Познавательно - творческий проект в старшей группе «Зима»
Подготовила: воспитатель Комиссина О.В.
Дзержинск, 2025г.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Тип проекта- краткосрочный – январь 2025 г.
Актуальность проекта Проект позволяет расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года. Познакомить с зимними праздниками и развлечениями, зимними видами спорта. Исследовать разные состояния воды и снега.
Кроме того, участие в проекте родителей, поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, развить их творческие способности и поисковую деятельность.
Цель: Сформировать в сознании детей целостных представлений о характерных особенностях зимы, зимних явлениях, зимних развлечениях через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
1.Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений), об особенностях жизни животных и птиц в зимний период.
2.Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
3. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними развлечениями.
4.Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц).
5. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображения, логическое мышление, коммуникативные качества.
6.Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширить формы работы с семьей.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
Усвоение детьми знаний об образе и жизни животных и птиц зимой.
Воспитание бережного отношения к природе. Здорового образа жизни.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Формы реализации проекта:
Занятия.
Беседы.
Наблюдения.
Досуговая деятельность.
Игровая деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
I этап – подготовительный
1.Создание необходимых условий для реализации проекта.
2.Разработка и накопление методических материалов.
3.Создание развивающей среды.
4.Подбор художественной литературы по теме. 5.Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический)
Дидактические и словесные игры
«Когда это бывает», «Волшебница вода», «Бывает -не бывает», «Времена года»,
«Кто, где живет?» ,«Лото».
«Доскажи словечко», «Из чего – какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».
Цель: совершенствование знаний и представлений у детей о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, развитие грамматического строя речи, обогащение словарного запаса детей.
Сюжетно-ролевые игры:
1.«Путешествие в зимний лес»
Цель: Воспитывать интерес и любовь к живому миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному.
2. «Новогодний праздник дома»
Цель: Продолжать учить детей играть в конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, брать на себя роль члена семьи. Создавать радостное и праздничное настроение.
3. «В семье заболел ребёнок»
Цель: Продолжать учить детей брать на себя роль врача и роль членов семьи.
4. «Новогоднее кафе «Сладкоежка»» Цель: Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять ранее полученные знания и расширять у детей представления о труде работников кафе. Воспитывать навыки культуры общения. Способствовать обогащению игровых навыков.
5. «Путешествие с героями любимых книг»
Цель. Привитие интереса к книгам детских писателей. Развитие способности принимать на себя роль сказочного героя.
Физкультминутки: «Я мороза не боюсь», «С неба падают снежинки», «Солнце землю греет слабо», «Новый год», «Ну, а снег летит, летит».
Цель физкультминуток: предупреждение утомления и восстановление умственной работоспособности, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Подвижные игры
1.«Два Мороза».
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции и закрепление умения действовать согласно правилам.
2. «Мороз красный нос».
Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
3. «Попади в ведро»
Цель: упражнение в метании в цель на расстоянии 1,5-2 м; развитие глазомера.
4. «Ледяные статуи»
Цель: развивать координацию движений, слух, физические качества, умение играть по правилам. Нужно кидать снежный ком прямо в руки. Внимательно слушать ведущего.
5. «Зимушка-зима»
Цель: развитие умения действовать по сигналу, развитие
двигательной активности, внимания.
Ход игры: по команде дети выполняют
следующие задания: «Мороз» - стоять, «Вьюга» - бег на
месте, «Метель» - присесть, «Снег» - кружиться на месте.
6. «Слалом на санках»
Цель: формирование умения скользить на санках, лежа на животе.
7. «Метелица»
Цель: упражнение в беге цепочкой.
8. «Кто выше подбросит снежок»
Цель: упражнение в метании снежков в высоту, развитие
силы броска.
Беседы: 1.«Зимние игры и забавы». Цель: знакомить с зимними видами спорта, зимними забавами, развлечения.
2.«Как звери в лесу зимуют» цель: закрепить и уточнить знания детей о животных, обобщить представления детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи.
3.«Как зимуют домашние животные». Цель: расширение представлений о домашних животных и их образе жизни зимой. Развивать диалогическую речь, слуховое внимание, мышление. Воспитывать любовь, бережное отношение к домашним животным, желание ухаживать за ними.
4. «Забота о здоровье зимой»
Цель: способствовать формированию представления о том, как заботиться о своем здоровье зимой; Закреплять знания о правилах закаливания организма зимой. Учить выбирать одежду и обувь для прогулок в зимнее время.
5.«Зимние явления в природе». Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе. Активизировать словарный запас (метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель).
6.Зимующие и перелетные птицы. Зачем зимой помогать птицам». Цель: учить детей доброте, бережному отношению к природе. Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать обобщение представление о зимующих и перелётных птицах. Дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.
1.Наблюдение за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом). Наблюдение за солнцем Цель: дать знания об изменении светового дня в зависимости от времени года, сформировать понятие о роли солнца в жизни животных и растений, развить наблюдательность.
Наблюдение за зимним небом Цель: обратить внимание на красоту неба, воспитать любовь к природе, развить любознательность и творческое воображение.
Наблюдение за ветром Цель: расширять и углублять знания о неживой природе, формировать интерес к природным явлениям, учить определять силу ветра.
Наблюдение за снегом Цель: установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега (липкий, рассыпчатый, сухой).
2.Наблюдение за птицами Цель: учить называть птиц и части их тела; учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения; расширять представление о зиме и поведении птиц в это время года; закреплять представление о птичьем мире.
3.Наблюдение за деревьями.
Цель: продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада и формировать представления об зимних изменениях в их жизни. учить рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе.
Опыты и эксперименты.
Цель опытов зимой в старшей группе — формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Опыт «Какие свойства?». Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Опыт «Чудесный мешочек». Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать.
Опыт «Почему снег мягкий?». Совершенствовать знание детей о снеге.
Опыт «Замерзание жидкостей». Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Чтение художественной литературы:
Цель: расширить кругозор и обогатить нравственный опыт; сформировать эмоциональное отношение к событиям и героям произведения, а также к природе и окружающим людям.
В. Одоевский «Мороз Иванович»
С. Иванов «Каким бывает снег»
Е. Трутнева «Первый снег»
В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Бр.Гримм «Госпожа Метелица»
Продуктивная деятельность
Рисование
1.Зимний город.
Цель: Учить детей изображать городской пейзаж, используя для этого различные изобразительные средства
Задачи:
- Учить детей передавать в рисунке картину зимнего вечера в городе, закреплять способы рисования различными изобразительными материалами (мелок).
- Развивать умения детей отличать предметы по форме, величине, пропорциям частей, побуждать передавать эти отличия в рисунках. Развивать наблюдательность, воображение, память.
- Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
2.Снегири на ветке.
Цель: совершенствование умения детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей.
Задачи: углублять знания об окружающем мире; учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивающие: совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
3.Узор из снежинок.
Цель: Учить рисовать узор в форме розетты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по своему желанию; закреплять умение рисовать концом кисти; воспитывать самостоятельно; развивать воображение.
4. Зимний пейзаж
Цель: Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы; развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного. Подводить детей к видению того, что с помощью холодных тонов (цветосочетаний) художник передаёт радостное, приподнятое и т.д. настроение.
5.Снеговик
Цель: Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы и маленьких овалов. Учить предавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Развивать самостоятельность и творческие способности в изображении снеговиков с разными деталями. Совершенствовать приемы работы с красками, способы получения новых оттенков.
Аппликация
1.Птицы наши друзья.
Цель: формирование умения передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста, а также красиво располагать изображения на листе
2.Снеговик.
Цель: учить детей создавать выразительный образ снеговика, по возможности, точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.
Задачи:
-Развивать творчество, побуждая украшать фигуру снеговика дополнительными деталями.
-Закреплять знания о величине предмета (большой, средний, маленький цилиндр, о пространственном расположении.)
-Продолжать учить вырезать круг из квадрата, обрезая углы; резать по прямой.
-Развивать эстетическое восприятие и вкус, мелкую моторику рук.
-Воспитывать интерес к аппликации, аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Лепка
1. Снегурочка
Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.
2.Зайка беленький.
Программное содержание. Закреплять умение детей лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движении фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки ♦ и потных, отмечать их выразительность.
Просмотр мультфильмов
«Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Волк и лиса», «Зимовье зверей».
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к просмотру советских мультфильмов.
Работа с родителями
Консультация на тему: «Зимние игры и забавы», «Безопасность во время зимних прогулок. Консультация для родителей: «Зимний отдых вместе с детьми». Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
Создание совместной поделки на тему: «Зима».
3 этап - заключительный
Продукт проектной деятельности:
-Выставка поделок совместно с родителями на темы: «Зима»
В ходе реализации проекта, дети научились понимать красоту природы, благодаря стихотворениям и картинам о красавице зиме. Научились быть более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным. У детей расширились представления о зимних играх и забавах. Родителям воспитанников понравилось участвовать в выставке поделок и рисунков, они стали активнее принимать участие в жизни детей и детского сада, укрепились детско – родительские отношения.