МБДОУ «Детский сад № 101»
ПРОЕКТ
в старшей группе
«Земля – наш общий дом»
проект разработал воспитатель:
Комиссина О.В.
Г. Дзержинск
2025 г
Проект «Земля – наш общий дом»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Характер проекта: познавательный, поисково-исследовательский, творческий.
По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.
По времени: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность данного проекта заключается в следующем:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на
духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является
источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто
запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой,
пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и
удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская,
поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении
играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и
всему окружающему.
Задачи проекта:
Дети:
Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитывать желание охранять и укреплять здоровье детей.
Воспитатели:
Создание при реализации проекта атмосферы праздника, чтобы вызвать у всех участников положительные эмоции.
Пополнить развивающую среду в центре экологии и экспериментирования.
Родители:
Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
Расширить знания родителей о значении экологических знаний в развитии детей.
Ожидаемый результат:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей;
-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:
1. Подготовка информационного пространства:
- анкетирование родителей
- консультации для родителей
2. Сбор и анализ литературы по данной теме.
3. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
2. Основной этап:
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
Совместная деятельность педагогов и детей.
Понедельник 21.04.2025г «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. |
1 половина дня | 2 половина дня |
Беседа «Мусор земле не к лицу» Цель: Формировать ответственное отношение к окружающей среде. Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Дидактическая игра Лото «Сортируем мусор» Цель: Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены. Пальчиковая гимнастика «Весна» Зрительная гимнастика «Глазки видят всё вокруг» Прогулка. Игра-эстафета «Собери мусор» | Дыхательная гимнастика «Трубач» Чтение детям. Экологическая сказка. «Сказка про хламище - окаянище» Цель: экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты. Просмотр презентации «Самая лучшая планета в Галактике» Акция на участке детского сада «Дети против мусора» Цель акции: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. |
Вторник 22.04.2025г «День Земли» |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. |
1 половина дня | 2 половина дня |
Беседа «Наш дом - природа» Цель: Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом; Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы, освоение правил поведения в ней; Дидактическая игра «Экологический светофор» Цель: закрепить у детей знания правил поведения в природе; развивать у детей умения соотносить схему к определенному правилу поведения в природе. Пальчиковая гимнастика «В этом домике пять этажей» Зрительная гимнастика «Цветы» Прогулка. Подвижная игра «Перепрыгни через ручеёк» | Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочки» Чтение детям «Десять заповедей от тётушки Совы» |
Среда 23.04.2025г «Лес богатство и краса! Береги свои леса!» |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. |
1 половина дня | 2 половина дня |
Беседа «Лес наше богатство. Правила поведения в лесу» Цель: Раскрыть значение природы в жизни людей. Формировать у детей нормы поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Дидактическая игра «Кто живет в родном лесу?» Цель: Сформировано произвольное внимание, быстрота реакции. Закреплены знания о животном мире России Пальчиковая гимнастика «Деревья» Зрительная гимнастика «Ёлка». Прогулка. Подвижная игра «Бездомный заяц» | Дыхательная гимнастика «Сосна» Чтение детям. Экологическая сказка «Почему у земли платье зеленое» А. Лопатина Физ. минутка «Прогулка в лес» Самостоятельная художественная деятельность. Рисование: «Природоохранные знаки» Цель: Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее. Развивать интерес к рисованию, придумать свой природоохранный знак. |
Четверг 24.04.2025г «Почва — живая Земля» |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. |
1 половина дня | 2 половина дня |
Беседа «Почва — живая Земля» Цель: ознакомление детей с понятием «почва», её ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли. Дидактическая игра «Кто лишний?» Цель: закрепить знания о животных земли, и их классификация, воспитывать бережное отношение к ним. Пальчиковая гимнастика «Крот» Зрительная гимнастика «Видеть лучше будем мы» Прогулка. Подвижная игра «Земляные червяки» | Дыхательная гимнастика «Эхо» Чтение детям. Экологическая сказка «Дождевой червяк» Загадывание загадок о явлениях природы. Просмотр презентации «Обитатели почвы» |
Пятница 25.04.2025г «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. |
1 половина дня | 2 половина дня |
Беседа «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека» Цель: дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле. Дидактическая игра «Экологические цепочки» Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Пальчиковая гимнастика «Апрель» Зрительная гимнастика «Лучик солнца» Прогулка. Подвижная игра «Капельки и тучка» | Дыхательная гимнастика «У кого дольше колышется ленточка» Чтение детям. Экологическая сказка. «Все живое нуждается в воде» Экспериментирование «Свойства воздуха» Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведения опытов. Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе» Цель: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление. |
3 этап. Заключительный.
Цель:
- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
Литература
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика- Синтез, 2017.
2.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Просвещение, 2007.
3.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность: Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
4.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2014.
5.Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ автор – составитель Е.Н. Панова.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010
6.Мир природы. Животные. Серия демонстративных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Учебно – наглядное пособие/ Составитель и автор метод. 7.Рекомендаций Н.В. Нищева.- СПб.: Детство-Пресс, 2014
8.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014