СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное развитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательное развитие»

Габбасовой М.С.

42 группа


Реализация образовательной области

«Познавательное развитие»

Теплова Анна Борисовна


Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России». Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» при поддержке Фонда президентских грантов.


В рамках проекта «Детский сад и семья - единое пространство детства»

Тутова Лариса Николаевна - руководитель ВОО «Воспитатели России» заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке.


Данный вебинар посвящён познавательному развитию детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.


  • Какие требования предъявляет ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) к дошкольному образованию?


  • Какие современные подходы и практики существуют в данной области?


  • Чего ждёт ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) от современного работника детского сада в его работе по познавательному развитию детей, и другие актуальные вопросы данной сферы.


  • Реализация образовательной области «Познавательное развитие» - Теплова Анна Борисовна / Воспитатели России. 26 марта


Теплова Анна Борисовна - кандидат педагогических наук старший научный сотрудник ФГНУ (Федеральное государственное научное учреждение) «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»


Определение ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования

ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:


  • Расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.


  • Обеспечение условий ЗОЖ (здорового образа жизни) и безопасности ребёнка.

  • Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.


  • Развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству.


  • Реализации вариативных образовательных программ.


  • Соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.


Основные принципы:

  • Полноценного проживания ребёнком всех этапов детства:


    1. Младенческого.

    2. Раннего и дошкольного возраста.


Обогащения (амплификации) детского развития.


  • Детоцентризма образовательных программ.


  • Индивидуализации дошкольного образования.


  • Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.


  • Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.


  • Партнёрства с семьёй.


  • Учёта этнокультурной ситуации развития детей.


Цели:

  1. Повышение социального статуса дошкольного образования.


  1. Обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении дошкольного образования.


  1. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП (основной образовательной программы), их структуре и результатам их освоения.


  1. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации, относительно уровня дошкольного образования.


Задачи:

  • Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).


  • Обеспечение равных возможностей полноценного развития для каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от:


    • Места проживания.

    • Пола.

    • Нации.

    • Языка.

    • Социального статуса.

    • Психофизических возможностей. В том числе и дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).


      • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).


      • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений:


        1. С самим собой.

        2. Другими детьми.

        3. Взрослыми и миром.


Задачи:

  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах:


    • Человека.

    • Семьи.

    • Общества.


      • Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

  • Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.


  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.


  • Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей


Образовательные области ФГОС

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие


Основные направления развития

Социально-личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие



Требования, обязательные при реализации программы


К условиям реализации Программы, включающим требования:


  • К психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.


  • К предметно-пространственной среде.


  • К структуре Программы.


  • К результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.



Требования к результатам освоения программы


К целевым ориентирам дошкольного образования

относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования:


К завершению дошкольного образования (7 - 8 годам):


Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и другом. Способен выбирать себе род занятий, партнёров по совместной деятельности.


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования


  • Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и другом. Способен выбирать себе род занятий, партнёров по совместной деятельности.


  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается решать конфликты.


  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.


  • Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;


  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.


  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного повеления и личной гигиены.


  • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с книжной культурой, с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к приятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


  • Учебная модель организации образовательного процесса совершенно лишает ребёнка возможности проявления собственной инициативы. Очевидно, что в этой модели решать задачи познавательного развития совершенно невозможно. Поэтому прежде чем обучать воспитателя основам STEM образования или робототехники, необходимо научить его новым принципам организации образовательного процесса.



Воспитателю необходимо пересмотреть свой подход и функцию:

  • Сменить роль воспитателя – авторитета на роль со-ученика;

  • Дать больше свободы детским исследованиям в наблюдении и обсуждении;

  • Вооружиться терпением и отвечать на многочисленные уточняющие вопросы «Почему?», «Для чего?», «Как?»


Изменение концепции подхода к построению занятий:


Вместо введения понятия в начале занятий воспитатели предлагают детям через собственный опыт и наводящие вопросы педагога самим прийти к выводу о смысле и закономерностях эксперимента



Обучение через познание нового

Воспитатель вместе с детьми ставит цель и задачи эксперимента и, отсекая неверные суждения, поддерживает интерес ребят к проблеме эксперимента. Это сложная технология, которую должен освоить педагог, работающий по программе STEM.

Особенности дошкольного детства и те принципы, на которых строится современное дошкольное образование, ставят в цент любой образовательной программы ребёнка, его проблемы и задачи его развития. Поэтому для познавательного развития ребёнка целью является на освоение робототехники, а познание ребёнком окружающего мира, не развитие инженерного мышления, а способность к творчеству во всей полноте его проявлений.

Новые подходы

Согласно STEM педагогике ребенку должно быть интересно учиться, знание должно быть применимо на практике и непосредственно связано с практикой, само обучение должно быть занимательным по форме, увлекающим ребёнка и приносить реальные плоды в будущем, прежде всего в профессии.

Ребёнок и STEM – метод

  • поощрение любознательности и исследовательских навыков воспитанников во время учебно-воспитательного процесса;

  • дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно;

  • развивать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации.

Возрастно-нормативная модель развития:

  • Представляет собой педагогическую интерпретацию психологического понятия нормы развития и анализирует становление субъективности в сознании, в общности и в деятельности, как главных линиях развития человека как субъекта собственной жизни, своего развития и саморазвития.

  • Знание возрастной нормы поможет не только адекватным образом работать с этими условиями, но и ответить на вопрос – как и зачем строится данная форма образования.

  • Субъективность в деятельности.

  • Ребёнок имеет конкретное намерение – цель, работает над материалом в соответствии с целью, конечный результат фиксируется, демонстрируется или уничтожается. Самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования – в разных материалах.

  • Дошкольник проявляет любознательность относительно предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного. Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение; стремиться к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов; проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам, составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения.


Субъектность в общности


Внеситуативно-познавательное общение сохраняет свое значение на протяжении всей ситуации. Появляется внеситуативно-личностное общение (после 5 лет), формирующееся на основе личностных мотивов и служащее целям познания мира людей. Взрослый человек как особая человеческая личность – основной мотив этого общения. Ребенок усваивает правила социального поведения, приобретает понятие о своих правах и обязанностях по отношению к другим, приобщается к нравственным ценностям общества. Ребенок воспринимает взрослого как носителя норм школьной жизни, которого необходимо слушаться и выполнять все требования. Выделяет позицию другого как отличную от своей (децентрация).

У ребенка появляется потребность в общении с ровесником как собеседником.

Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть.., рисовать…»). Использует простой договор («Я буду ..,, а вы будете …»), не ущемляя интересы и желания других. Может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы. Легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему. Избирателен в выборе партнеров. Осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.


Субъектность в сознании


Становление самосознания как открытия своих переживаний и осмысленная ориентировка в них. Осознание своего места в системе отношений с другими людьми. Складываются начальные общие представления о природных и общественных явлениях, формируется прообраз мировоззрения. К концу дошкольного возраста у ребенка складывается самооценка, общая схема образа Я (Я-концепция). Осознание себя как «не знающего» («Я еще маленький»)


На основании представлений о последовательности ситуаций развития, компонентах структуры и проекциях модели можно построить схему возрастно-нормативной модели развития в дошкольном возрасте.

Развитие ребёнка через организацию познавательно-исследовательской деятельности

Значение экспериментирования в развитии ребёнка

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова « experimentum» что переводится как «проба, опыт».

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Отличие детского экспериментирования: сходство с игрой, на главном плане манипулирование с предметами.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание изучаемого объекта.

Теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития

Основной путь развития ребёнка – амплификация развития, т.е. обогащение процесса развития, наполнение наиболее значимых для дошкольника формами и способами деятельности.

«Самоценность» подразумевает отсутствие насилия над ребёнком, навязывания ему чуждых его интересам форм обучения


Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой – во время исследовательской деятельности ребёнок видел это явление сам, мог увидеть, потрогать, почувствовать!

Влияние опытнической деятельности на разностороннее развитие ребёнка

Познавательное развитие

  • Размышления над причинами явлений и выдвижение гипотез;

  • Операции анализа и синтеза, сравнение;

  • Удержание внимание и концентрирование на объекте;

  • воображение предлагаемого результата и фантазирования;

  • наблюдение процессов, протяженных во времени;

  • фиксирование промежуточных и итоговых результатов;

  • развитие умения читать знаки и символы;

  • классификация и обобщение;

  • формулировка вывода.


Речевое развитие

  • обсуждение проблемы;

  • формулирование вопросов и гипотез;

  • желание рассказать об увиденном;

  • обсудить обнаруженные закономерности и сделать выводы


Развитие регулятивной сферы

  • Целеполагание

  • осознание мотива;

  • выбор способа действия;

  • реализация намеченного плана действий;

  • яркое эмоциональное переживание интеллектуальных чувств – любознательности, удивления, восторга, радости от узнавания нового


Личностное развитие

  • самостоятельность;

  • целеустремленность;

  • ответственность;

  • инициативность;

  • настойчивость


Развитие ручных умений и творческих способностей

  • фиксация хода и результатов эксперимента;

  • выдвижение гипотез


Экспериментирование в экологическом образовании

Познание взаимосвязей, существующих в природе

Формирование осознанного отношения к объектам природы

(на основе собственных знаний)

Развитие желания глубже познавать природу и беречь ее

Фундамент для изучения предметов естественно - научного цикла: физика; химия; биология; география; астрономия


Принципы исследовательского обучения по А.И.Савенкову

  • Принцип ориентации на познавательные интересы ребёнка (опора на внутреннюю потребность ребёнка в познании)

  • Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение (соответствие образования индивидуальным целям личности)

  • Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения (знакомство ребёнка со способом получения знаний - опытом)

  • Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации (развитие способности самостоятельно добывать знания, на этой основе превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребёнком)

  • Принцип самостоятельного порождения знания ребенком (в условиях, когда в качестве главной ценности образования рассматриваются не знания, а способы их получения, становится не важно, насколько добытая ребёнком информация нова);

  • принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения (использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных. В работе любого исследователя много задач репродуктивного характера, которые могут рассматриваться как рутинные, но от этого не становится ненужным)

  • Принцип формирования представлений о динамичности знания (содержание исследовательского обучения должно строится так, чтобы опыт человечества представал перед учащимися не как сумма догм, свод незыблемых законов и правил, а как живой постоянно развивающийся организм);

  • Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни (исследовательская деятельность - не просто занимательный способ освоения деятельности, а фундамент развития поведения, основанного на доминировании проявлений поисковой активности в различных жизненных ситуаций).

Методика проведения экспериментов


Главная задача педагога - превратить эксперимент не в «фокус», в истинно исследовательскую деятельность, наполненную познавательным содержанием.