СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное развитие детей 4-5 лет в процессе игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра- основной вид еятельности у дошкольников. В процессе игры у детей развивается физические качества, психологические процессы.

Просмотр содержимого документа
«Познавательное развитие детей 4-5 лет в процессе игры»

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»




Итоговая работа

по программе модуля Вариативной части Именного образовательного чека

«Реализация требований ФГОС ДО: Проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»

с 13.04.2015 г. по 24.04.2015г.

Итоговая работа “Познавательное развитие детей 4-5 лет в процессе игры”





Выполнила: Крайнова Алла Владимировна

воспитатель МБДОУ д/с № 105 г.о. Самара







Самара, 2015 г.



Содержание:

Введение

Актуальность 3

Педагогический проект 8

Заключение 11

Список литературы 12

Приложение 13



































Введение:

Актуальность.



ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. На наш взгляд, такое понимание познавательного развития   дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Именно в игровой деятельности развиваются и формируются физические качества и психологические процессы у дошкольников.

Игра для ребенка – средство самореализации, средство самовыражения.

Она позволяет ему выйти за пределы «детской комнаты» и построить свой собственный мир. Но у ребенка есть и другие занятия, которые игрой – то не назовешь: лепка, рисование, конструирование. Хотя, в них он вроде бы тоже свободен в реализации своих желаний. Однако в отличии от игры в них есть ощутимый материальный результат – рисунок, постройка и т.п.,- и от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление материала, получить желаемый продукт.

В игре нет таких проблем, как в рисовании, когда краска течет куда не нужно, или в практической деятельности, когда пуговицы не слушаются.

Вопрос: - Что же привлекает ребенка в игре?

Сам процесс действования – не настоящее, «понарошку». Ребенок участник интересных событий. Игра позволяет ему остановить мгновение, повторить и прожить его много раз.

Таким образом:

Игра обеспечивает:

- эмоциональное благополучие,

- позволяет реализовывать самые разные желания и стремления;

- желание действовать как взрослый;

 - желание управлять вещами (которые на самом деле пока еще не очень подчиняются ему)

Однако игра - не только источник удовольствия, она чрезвычайна важна для развития ребенка.

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развиваются способность к воображению, образному мышлению.

Ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может с помощью условных действий. Сначала – это действие с игрушками, замещающими настоящие вещи. Невозможность реализовать события взрослой жизни через предметные действия с игрушками ведут за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий совершаемых в «уме». Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности в «уме», создает основу для перехода к более сложным формам мышления, творчества.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития личности в целом.

Принимая на себя в игре различные роли, ребенок проникается их чувствами, сопереживает. А это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности. Дети учатся в игре взаимодействовать с другими людьми, осваивать правила и способы взаимодействия, обретают опыт взаимопонимания, учатся объяснять свои действия и намерения, согласовывают их с другими детьми.

В игре ребенок получает опыт произвольного поведения - учится управлять собой, соблюдая правила игры. Учится сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля взрослых.

Детские игры очень разнообразны и могут иметь разные классификации. Выделим наиболее распространенные детские игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные, настольно-печатные. Есть и другая классификация игр для детей дошкольного возраста по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой: игры, возникающие по инициативе детей, игры, возникающие по инициативе взрослого, народные игры.

Рассмотрим психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. 

     У детей пятого года жизни происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

     Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

      Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков 

и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.



Цель проекта.

Развитие познавательных способностей в процессе игры у детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС ДО.



Задачи проекта.



  1. Способствовать развитию познавательных интересов у детей 4-5 лет.

  2. Формировать взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе игры.

  3. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе.



Участники проекта.



Дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта.

Краткосрочный.



Ожидаемые результаты.

Развитие познавательных способностей в процессе реализации проекта.

Получение знаний об изменениях в природе с приходом весны.

Формирование коммуникативных навыков в совместной деятельности со сверстниками.









Педагогический проект.

Погружение в проект.

Цель: выявление первоначальных представлений у детей о том, как изменяется природа с приходом весны, какие птицы прилетают из теплых стран, какие звери просыпаются; привлечение родителей к теме проекта; вовлечение их в совместную деятельность.

Цель проекта возникла в процессе проблемной ситуации: рассматривая иллюстрации о весне, дети задались вопросом: «Как просыпается природа после зимней спячки?» Решили организовать проект, который так и называется «Весна пришла!». Реализовали через направления развития ребенка: “Познавательное”, “Художественно-эстетическое”, “Речевое” в соответствии с ФГОС ДО.



Планирование деятельности.

Цель: провести работу с методической литературой, разработать виды деятельности, выбрать темы для беседы, подобрать иллюстрации и раздаточный материал об изменениях в природе весной, стихи о весне, загадки, литературные произведения.

Проконсультировать родителей, какую художественную литературу необходимо прочитать детям об изменениях в природе весной.

Разработать комплекс мероприятий по реализации проекта: праздника, НОД по художественно-эстетическому развитию; подобрать комплекс игр по данной теме.





Осуществление деятельности по решению проблемы.

  1. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации: весна в природе, дикие животные весной.

  2. Рассказывание детям об изменениях в природе. Показ презентации «Дикие животные весной».

  3. Составление и отгадывание загадок о весне, диких животных.

  4. Беседы о диких животных нашего края.

  5. Проведение игр: «Чудесное дерево», «Кто где живет», «Угадай и нарисуй» (дидактические игры), «На лесной полянке» (музыкальное развлечение), «Наряди дерево» (сенсомоторная игра).

  6. Чтение с детьми произведений о весне:

Н. Сладков «Медведь и солнце»

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Е. Чарушин «Воробей»

С. А. Есенин «Черемуха»

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

7.НОД: художественное творчество (рисование, лепка).



Оформление результатов.

  1. Организация мини-выставки «Весна пришла!».

  2. Фотовыставка «Наш участок».

  3. Проведение игр.







Презентация результатов.

Защита проекта.



Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

В процессе реализации проекта:

  1. Дети расширили свой кругозор: узнали, как изменяется природа весной. Работа способствовала развитию познавательного интереса. Дети в процессе игр стали дружнее.

  2. Улучшилось взаимодействие детей друг с другом после совместной деятельности.
























Заключение


В соответствии с требованиями ФГОС ДО мной были изучены классификации игр, изучены особенности детей среднего возраста. В соответствии с поставленной задачей: развитие познавательных интересов у детей 4-5 лет мной было изучено взаимодействие детей друг с другом. По второй задаче было рассмотрено: деятельность детей в игре. Цель нашего проекта достигнута, задачи нашли практическую реализацию.

Мной были получены продукты проекта: составлены и поведены следующие игры: «Чудесное дерево», «Кто где живет», «Угадай и нарисуй» (дидактические игры), «На лесной полянке» (музыкальное развлечение), «Наряди дерево» (сенсомоторная игра).


















Литература

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 316с.

  2. Вострухина Т. Н. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. -128с. (Детский сад с любовью).

  3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников: Средняя группа. –2-е изд., перераб. и доп. –М.: ВАКО, 2007. -320с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).


Электронный ресурс: http://www.firo.ru Министерство образования и науки РФ. Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»

http://www.maam.ru/detskijsad Международный образовательный портал


http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt16.htm












































П Р И Л О Ж Е Н И Е









































Воспитатель. Ребята, что сейчас идет на улице?

Дети. Дождь.

А что еще бывает вместе с дождем, отгадайте?

За рекой

За рощей дальней

Бьет кузнец по наковальне:

Бим-бом!

Бим-бом!

Искры в небе голубом. (Гром.)

Дождик идет, а на улице тепло. Какое время года наступило? Отгадайте загадку.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной.)

Весна какая?

Дети. Зеленая, нарядная.

Воспитатель. Затих дождик. Выглянуло солнышко. Все вокруг улыбнулось, засияло, засверкало. Давайте пройдем по участку и посмотрим кто умылся, кто напился?

Подходят к цветочной клумбе.

Кто умылся?

Дети. Цветы.

Воспитатель. Пройдем дальше. (Подходят к дереву.) Кто умылся? Кто напился?

Дети. Листья умылись, а дерево напилось.

Воспитатель. Ребята, мне дерево сказало, что оно погибает, что ест его страшный вредитель – тля. Как вы думаете, кто его спасет от тли?

Дети. Муравьи, жуки.

Воспитатель. А теперь представим, что вы жуки.

Физкультминутка «Жук»

Я нашла себе жука Дети показывают.

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук, Нагибаются.

Нос испачкал пылью.

Улетел мой милый жук, Машут руками.

Улетел на крыльях.

Воспитатель. Спросим у травки: кто умылся? Кто напился?

Дети. Травка умылась.

Воспитатель. А земля, на которой растет травка, напилась и травка получила воды.

Проводится игра «День и ночь».

День-дети бегают, кружатся, ночь наступает- вылетает сова, все замирает.





Технологическая карта работы над проектом

1

Название проекта: Весна пришла.

2

Тема проекта: Познавательное развитие детей 4-5 лет в процессе игры в условиях реализации ФГОС ДО.

3

Проблемное поле проекта: ограниченный кругозор, недостаточный уровень социализации дошкольников.

4

Цель

Развитие познавательных способностей в процессе игры у детей 4-5 лет.

5

Задачи

Способствовать развитию познавательных интересов у детей.

Формировать взаимоотношения ребенка со сверстниками в процессе игры.

Воспитывать у детей заботливое отношение к природе.

6

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, проведение игр.


7

Описание продукта, полученного в результате проекта

Выставка рисунков «Весна пришла!»

Проведение итогового мероприятия «Дождик песенки поет». Проведение игр.

8

Вид проекта: краткосрочный.

9

Состав участников: воспитатели, воспитанники, родители, музыкальный работник.



10

Интеграция образовательных областей Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

Задачи

1

Познавательное развитие

Просмотр альбомов, беседы, игры.

Формирование духовно-нравственных




.отношений.

2

Художественно-эстети-

НОД: изобразительная деятельность,

Становление эстетического отношения к


ческое развитие

Лепка, рисование

природе нашего края

3





Речевое развитие

Чтение художественных произведений,

Развитие речевого творчества.

4


отгадывание загадок.



11

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта


12

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Атрибуты для проведения мероприятия, занятий, литература, раздаточный материал.

13

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

5 дней.


№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Погружение в проект

Выявление первичных представлений

1 день

2

Планирование деятельности

Выбор темы для беседы, работа с методической работой, подбор литератур

1 день

3

Осуществление деятельности по решению проблемы

Просмотр иллюстраций, альбомов, чтение произведений, беседы, игры, отгадывание загадок, НОД.

В течении реализации проекта.

4

Презентация результатов

Выставка рисунков, поделок.

2 дня

5

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Опрос детей

1 день


14

Организационные формы работы над проектом


№№ пп

Формы работы

Название

Сроки

1

Непосредственно образовательная деятельность

Изобразительная деятельность: «Весна пришла!»

по сетке

2

Наблюдение



3

Экспериментирование,

моделирование



4

Игра

«Чудесное дерево», «Наряди дерево».

в течении недели

5

Самостоятельная работа детей

Просмотр иллюстраций, раскрасок, книг.

в течении недели

6

Взаимодействие с родителями

Приобретение необходимых материалов.

в течении недели

7

Групповое обсуждение

опрос воспитанников

1 день


15

Форма проведения презентации

Защита проекта.