Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе
экспериментально-исследовательской деятельности
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребенка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.
Все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?
Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание творить.
Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально - исследовательская деятельность.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Ребенок наблюдает за опытами, проводимыми педагогом, воспроизводит их самостоятельно, познавая физические законы и явления в наглядно-образной, а затем в понятийной форме, получая, таким образом, начальные знания об этих законах и явлениях. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребѐнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.
Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника — значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия. Многие авторы подчеркивают, что в настоящее время необходима иная система организации познавательной деятельности детей, качественно более высокого уровня, ориентированная на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе.
Особая ценность экспериментирования состоит в активно-преобразующей деятельности ребенка. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений. Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда в процессе деятельности ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребенок может ставить перед собой новые, более сложные цели и пытаться реализовать их. Так происходит усложнение и развитие целеобразования и исследовательских умений. Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении необходимо конструировать на исследовательской основе, где ребенок становится первооткрывателем и экспериментатором. Для него это, прежде всего возможность личностной самореализации посредством активного освоения и воспроизводства исследовательского опыта.
В своей работе по исследовательской деятельности отдаем предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их проводим как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Начинается опытническая деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом. Далее выдвигается перед детьми задача и создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к факту, событию, которое можно решить способом экспериментирования.
Вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности: подбираем оборудование, определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат). Затем закрепляем последовательность действий, вспоминаем правила безопасности, проводим эксперимент, фиксируем результат на карточках или в альбоме, анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент эксперимента был самым интересным, в чём испытывали затруднения).
В опытно – экспериментальной деятельности с детьми уделяем методам наблюдения, рассматриванию натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, чтению познавательной литературы, а так же используем художественные образы по сказке.
Считаем, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер, а именно внедрение художественного образа по сказке, рассказу в опытнической деятельности принимается детьми успешно, что улучшает процессы умственной работы ребенка, увеличивает интенсивность его развития.
Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного материала необходимо для того, чтобы дети крепче усвоили изученный материал. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, познавательно - исследовательская деятельность актуальна как никогда. И только тогда ребѐнок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.
Литература
1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет».: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.
2. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддъяков Н.Н. Ребѐнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. - М.: ТЦ СФЕРА, 2017.
3. Дыбина О.В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и
эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ СФЕРА, 2018.
4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей
от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в средней группе группе
детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.