МКДОУ д/ с « Красная шапочка » р.п. Линево
633216 Новосибирская область, Искитимский район, р.п. Линево, 4 – микрорайон д. 15.
тел/ факс 8 (383) -433-38-21
Е -mail: shapochka-linevo@mail. ru
Выполнила воспитатель 1 квалификационной
категории: Колонцова Татьяна Юрьевна
Заведующая: Мельникова Галина Владимировна
Линево 2014
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта:
- Семья Кулешовых
- Семья Поповых
- Родин Андрей
- Родин Сергей
- Михайлова Елена
- Нерознак Алина
- Педагог по ИЗО – деятельности
- Педагог по музыке
Сроки реализации проекта:
15 ноября – 15 апреля
Проблема
Ребенок принес в детский сад кусочек угля. Ребята разглядывали его: черный, блестящий. Что это за камешек? Кто-то сказал: «Уголь» Другой спросил: «А для чего он нужен?» Решили узнать вместе, используя «модель трех вопросов»
Как можем найти ответы на свои вопросы?
- В книгах
- Задать вопросы папе, маме, дедушке, бабушке
- В энциклопедии
- Провести эксперименты
- Спросить у старшего друга, брата, сестры
Что мы знаем?
- Уголь – черный, блестящий камешек
- Углем топят печку в деревне
- Он горит и дает тепло
- Можно жарить шашлыки
Что еще хотим узнать?
- Как появился уголь?
- Где люди берут уголь? (Как добывают?)
- Для чего уголь нужен еще, кроме как топить печь?
- Уголь, какой он? (свойства угля)
- Надолго ли хватит запасов угля?
Бесконечны ли запасы угля в Новосибирской области?
Гипотеза:
Цель:
Формирование у детей бережного отношения к полезным ископаемым, как источникам тепла и света
- Познакомить детей с месторождениями каменного угля на территории Новосибирской области
- Расширить представления детей о способах добычи угля и о профессии людей, добывающих уголь, формировать уважительное отношение к ним.
- Учить детей делать выводы о свойствах угля на основе опытов
- Выяснить где применяется каменный уголь
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
Задачи:
Предполагаемые результаты:
Дети узнают о месторождении каменного угля на территории Новосибирской области
Познакомятся с разными способами добычи угля и профессиями людей, добывающих уголь
Будут уважительно относиться к труду горняков
Выяснят, где применяется уголь
У детей сформируется бережное отношение к природным ресурсам
Подготовительный этап
- Обсуждение проекта с детьми. родителями
- Подбор литературы, иллюстраций, фотографий
- Сбор материалов для проведения экспериментов
- Создание слайд-программы о способах добычи угля и его применении
- Создание видеоролика о добыче угля в угольном карьере
Познавательное развитие
- Что означает «полезное ископаемое», «месторождение»
- Как образовался каменный уголь?
- Кто и как добывает уголь?
- Эксперименты с углем
- Зачем каменный уголь нужен людям?
Практический этап
проекта «Его величество уголь» реализуется в пяти образовательных областях
Социально - коммуникативное развитие
- Существуют ли загадки о полезных ископаемых?
- Какие есть пословицы и поговорки о каменном угле?
- Делают ли поделки из каменного угля?
- Что можем сделать мы для сохранения полезных ископаемых?
Художественно-эстетическое развитие
- Можно ли рисовать углем?
- Существуют ли песни про уголь?
- Какие сказки, рассказы есть про каменный уголь?
- Можно ли сделать макет угольного разреза? карьера?
Речевое развитие
- Где найти стихи о каменном угле, о людях, добывающих уголь?
- Кто–нибудь из родителей работает в угольном карьере?
Физическое развитие
- Подвижные игры
- Физкультминутки
- Рассматривание карты полезных ископаемых НСО
- Знакомство с понятиями «полезные ископаемые», «месторождение»
- Рассказ об истории возникновения нашего поселка
- Беседа «История образования каменного угля»
- Беседа с одновременным показом слайдов «Кто и как добывает каменный уголь»
- Просмотр видеоролика о добыче угля в угольном карьере
- Эксперименты с углем (определение свойств каменного угля)
- Рассказ «Для чего людям нужен каменный уголь»
Познавательное развитие
Познавательное развитие
- Экскурсия в краеведческий музей Гимназии №1
- Экологическая акция «Берегите тепло и свет!»
*Экологическая акция в детском саду:
а) в группах
б) в коридорах
*Экологическая акция в микрорайоне, где находится детский сад
Социально-коммуникативное развитие
- Оформление мини-выставки «Волшебный уголек»
- Загадки про полезные ископаемые
- Пословицы, поговорки об угле
Экскурсия в краеведческий музей
Экологическая акция «Берегите тепло и свет!» (листовки на дома, которые находятся рядом с детским садом)
Экологическая акция в детском саду («Энергокомитет гр. «Почемучки» проверяет и награждает те группы, в которых днем свет не горит)
Вот такие объявления повесили дети на входных дверях и доске объявлений в детском саду! (сотворчество родителей и детей)
- Чтение и заучивание стихов об угле и о профессии горняка
Речевое развитие
- Рассказ ребенка о своем папе, работающим в угольном разрезе ( с показом слайдов)
- Сочинение сказок и рассказов про Уголёк
Художественно-эстетическое развитие
- ИЗО – деятельность
- Музыкальное развитие
- Чтение художественной литературы
- Аппликация
- Оформление придуманной детьми сказки «Уголёк и заяц»
- Знакомство с художниками – графиками Я.Славиным и В.П.Мандриченко. Рисование графитным карандашом «Карандашные рисунки»
- Рисование методом пуантилизм (точка)
- Рисование «Угольный карьер»
- Рисование листовок для экологической акции «Берегите тепло и свет!»
Вот такие листовки у нас получились к экологической акции «Берегите тепло и свет!»
- Разучивание песни о маленьком черном щенке, которого зовут Уголек потому, что он черного цвета
- Слушание песни В. Высоцкого «Черное золото»
- Шумовой оркестр
- Чтение художественной литературы
- Сказка «Соломенка, уголь и боб»
- «История, похожая на сказку» (по Г.Юрмину)
« Рабочая техника угольного карьера»
Вот такая сказка у нас получилась!
Сотворчество детей и родителей (сочинение сказок про уголёк»)
Физическое развитие
- Подвижные игры «Гора и камешки»,
«Классики», «Перейди через ручей по камушкам»
Итоговый заключительный этап
Оформление персональных выставок художественного творчества по теме
Творческая работа
Создание макета угольного карьера
Создание книги сказок про Уголёк
Мини – выставка поделок из угля
«Волшебный уголёк»
Персональная выставка
художественного творчества Родина Андрея
Персональная выставка работ по изо-деятельности Михайловой Лены
Взаимодействие с родителями воспитанников
- Беседы с родителями по теме проекта
- Привлечь родителей к активному участию в подготовке проекта (видеоролик о добыче угля в Ургунском разрезе, слайд – программа о работе в угольном карьере одного из родителей воспитанников)
- Помощь родителей в материалах для опытов (кусочки угля, перчатки)
- Помощь в организации мини-выставки «Волшебный уголек»
- Привлечь родителей к заучиванию стихов с детьми
- Сотворчество детей и родителей: придумывание сказок про Уголёк; создание объявлений о необходимости экономии тепла и света
Результаты реализации проекта
Дети узнали, что процесс образования угля очень долгий, в течении многих веков и что запасы угля не восстанавливаются.
Дети поняли, что экономя электроэнергию мы экономим запасы каменного угля
Узнали о месторождениях каменного угля в НСО,узнали кто и как добывает каменный уголь
Узнали, что каменный уголь играет важную роль в жизни людей. Ведь без угля не было бы в домах ни тепла, ни света; не было бы ни машин, ни механизмов
Сделали вывод, что нужно бережно относиться к природным ресурсам!
В результате работы над проектом выдвинутая нами гипотеза подтвердилась : Уголь образуется в течении многих веков. В Новосибирской области запасы угля не бесконечны !
Поэтому уголь надо беречь!
Наш вклад в дело охраны полезных ископаемых:
- Беречь тепло в квартире
- Без необходимости не включать свет и электроприборы
Спасибо за внимание!
633216 НСО
Искитимский р-он,
р.п. Линево,
пр. Мира №46 кв.40
Колонцова Т.Ю.
Тел. 89231281621
[email protected]
.