1 | 2 | 3 | 4 |
Умение использовать знаково-символические средства для решения задач (Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач) |
Не умеет самостоятельно использовать знаково-символические средства для решения учебных задач в соответствии с предложенным алгоритмом (испытывает большие трудности даже под руководством учителя) | Умеет при поддержке учителя применять знаки, символы и модели (простые схемы и модели) в соответствии с предложенным алгоритмом выполнения учебной задачи; представлять информацию в развернутом и сжатом виде с помощью знаково-символических средств | Умеет использовать готовые знаки, символы, предложенные модели выполнения учебной задачи в стандартной ситуации; создаёт и преобразовывает знаки, символы, модели и схемы с помощью учителя или одноклассников | Умеет самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в стандартной и нестандартной ситуации |
Умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям |
Не умеет проводить сравнение, классификацию по заданным критериям (испытывает трудности даже под руководством учителя), сопоставлять факты; отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, не может устанавливать причинно-следственных связи | Способен под руководством учителя провести сравнение, классификацию по заданным критериям или основаниям; отобрать и сопоставить факты, информацию, полученную из разных источников, выделить признаки различия и сходства | Умеет из предложенного перечня выбрать основание или критерии для проведения сравнения, классификации, типологии; выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте, признаки различия и сходства | Самостоятельно определяет основание или критерии для сравнения, классификации, типологии (проводит классификацию, сравнение, типологию); умеет выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте, признаки различия и сходства |
Умение осуществлять проектную, в том числе учебно-исследовательскую деятельность |
Слабо владеет навыками проектной, учебно-исследовательской деятельности: планирования, выполнения, оформления и представление продукта учебной деятельности (низкий уровень самостоятельности, большую часть делает учитель) | Способен при помощи учителя спланировать и провести проектную и/или учебно-исследовательскую деятельность: определить тему, проблему, цель, задачи (низкий уровень новизны; нарушена структура, низкая культура оформления) | Ученик при незначительной помощи учителя осуществляет проектную и исследовательскую деятельность предполагающую получение нового знания, требующую различных инновационных подходов и методов решения (умеет спланировать, провести, оформить, но допускает отклонения от требований) | Ученик самостоятельно осуществляет проектную, исследовательскую деятельность, занимается творческой деятельностью, предполагающую и получение нового знания, требующую инновационного подхода в решении учебных задач, демонстрирует результат своей работы с использованием компьютерных средств и технологий; умеет планировать, выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме, оформляет в соответствии с требованиями |
Умение самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета |
Не умеет применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, формулировать поисковый запрос, сочетать тематический и предметный поиск информации (выделять ключевые слова для информационного поиска, находить информацию в сети Интернет) | Недостаточно развиты умения поиска информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет, извлечения наиболее значимой информации из текста, выделения главного; испытывает затруднения в определении индикаторов поиска информации в соответствии с поставленной целью | Способен определить недостаточность информации для выполнения учебной задачи; осуществить ее сбор под руководством учителя; извлечь необходимую информацию из нескольких источников, и/или большого объема; определить индикаторы поиска информации в соответствии с поставленной задачей | Умеет самостоятельно извлекать наиболее значимую информацию из текста, из наглядного материала: карты, таблицы, графики, диаграммы и др.; владеет навыками работы с различными источниками информации; применяет различные методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (моделирует множество индикаторов поиска информации, используя расширенные параметры поисковых систем) |
Умение планировать информационный поиск |
Не умеет определять недостающую информацию, ее источник, планировать информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств; с помощью учителя (или в источниках, указанных учителем) находит необходимую учебную информацию | Определяет недостающую информацию, с помощью учителя, способен планировать информационный поиск из различных источников (делит информацию на известную и ту, что нужно найти) | Способен определить какой информации не хватает для решения задания, определить ее источник, спланировать ее поиск | Самостоятельно определяет стратегию поиска необходимой недостающей информации и его источник (формулирует вопросы, ответы на которые необходимо найти), в том числе с помощью компьютерных средств |
Умение преобразовать информацию в другие формы |
Не умеет самостоятельно перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы/вида в другую для решения учебных задач/ситуаций (составлять схему, алгоритм, таблицу, план и др.) | Испытывает затруднения в самостоятельном преобразовании информации из одного вида в другой по указанным учителем критериям и формой представления информации (допускает ошибки в подборе, систематизации материала); преобразовывает информацию с помощью простого алгоритма или опоры | Способен преобразовать информацию из одного вида в другой в соответствии с требованием задачи по указанным индикаторам и форме; переводит сложную по составу информацию из графического или формализированного (символьного) представления в текстовое и обратно | Самостоятельно преобразовывает информацию в другие формы исходя из поставленных задач, умеет представлять информацию в развернутом и сжатом виде в форме текста, таблицы или опорного плана (самостоятельно определяет индикаторы и формы представления информации в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач) |
Умение структурировать тексты, информацию |
Не умеет систематизировать, структурировать информацию в соответствии с требованием задания и (или) полностью заимствует с литературы, интернета | Способен систематизировать информацию в соответствии с требованием задания; извлекать информацию по двум и более заданным основаниям (из одного-двух источников, простых по составу, не содержащих избыточную информацию) | Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (из двух и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию), в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация (самостоятельно анализирует, отбирает, упорядочивает, преобразует полученную информацию в соответствие требованием задания, но допускает незначительные неточности в выполнении задания, слабо систематизирует материал) | Самостоятельно анализирует, отбирает, упорядочивает, преобразует полученную информацию из различных источников; извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы (из двух и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой) |
Умение выполнять задания, выходящие за рамки стандартных ситуаций |
Не способен выполнять задания, выходящие за рамки стандартных ситуаций даже при помощи алгоритма; не владеет приемами выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выполняет только предписанные действия с опорой на инструкцию в известной неизменяющейся ситуации | Способен самостоятельно выполнять типовые действия, требующие выбора методов из числа известных в предсказуемых изменяемых условиях (решение учебных задач, выходящих за рамки стандартных ситуаций с помощью учителя) | Ученик организовывает собственную познавательную деятельность, применяет знания, освоенные способы решения проблем, задач в новых незнакомых ситуациях; способен выполнить задания, выходящее за рамки стандартных ситуаций при помощи учителя (самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера, творческого при помощи учителя) | Умеет самостоятельно выполнять задания с применением знаний, освоенных способов, предлагает новые способы решения задач в новых нестандартных ситуациях (выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера) |
Умение использовать современные компьютерные технологии при работе с информацией |
Не способен самостоятельно без помощи учителя использовать современные компьютерные технологии при работе с информацией, в оформлении работы | Способен использовать современные технологии при работе с информацией, но нуждается в поддержке учителя; испытывает затруднения при создании теста, графиков, таблиц, схем и др., компьютерных презентаций | Способен определить и представить информацию в виде текста, таблицы, схемы с использованием ИКТ, при этом допускает незначительные ошибки; самостоятельно выбирает программный пакет из изученных для реализации поставленной цели | Умеет использовать современные технологии при работе с информацией, создавать электронные презентации, схемы, графики, таблицы, диаграммы и др.; предлагает к использованию программные пакеты, изученные и исследованные самостоятельно; стремится к совершенствованию своих знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и работы с информацией |
Умение публично представлять свои результаты с использованием компьютерных технологий |
Не умеет публично представлять свои результаты с использованием ИКТ, создавать презентацию в программе Power Рoint для представления результатов своей деятельности | Демонстрация своих результатов с использованием компьютерных технологий с помощью учителя (большой объем работы делает учитель); для публичного выступления использует презентацию (информация, изложенная в презентации, не соответствует обозначенной теме, переизбыток или недостаток текстовой информации, полностью заимствованная с литературы, Интернета; иллюстрации низкого качества) | Самостоятельно или при незначительной помощи учителя демонстрирует результаты своих исследований с использованием ИКТ; для публичного выступления использует презентацию, буклеты (информация по проблеме изложена не полностью, присутствуют незначительные недочеты, использованы различные источники информации, материал проанализирован; иллюстрации хорошего качества, подобранна соответствующая графическая информация) примененные эффекты затрудняют усвоение информации | Умеет публично демонстрировать результаты своих исследований с использованием компьютерных средств и технологий (выполняет самостоятельно, без ошибок); презентация разработана самим учащимся, текст на слайде представляет собой опорный конспект, отсутствует переизбыток информации; дизайн презентации четко продуман, примененные эффекты помогают усвоению информации, не отвлекают внимание; используя презентацию, комментирует слайды, поддерживает визуальный контакт с аудиторией; прослеживается логика рассуждений при переходе от одной части к другой |
Умение публично представлять результаты своей деятельности |
Не умеет публично представлять результаты своей деятельности, испытывает страх перед аудиторией (публично не выступает) | Затрудняется в публичном представлении своих результатов; только с помощью учителя выбирает форму или способ и выстраивает логику выступления; испытывает трудности при ответе на вопросы, допускает ошибки в речевых высказываниях | Способен к публичному представлению результатов своей деятельности, но испытывает затруднения в выборе формы, способа и в выстраивании логики выступления; допускает неточности в ответах и аргументации требует поддержки со стороны учителя или одноклассников; испытывает затруднения в использовании компьютерных технологий | Умеет публично представить результаты своей собственной деятельности, самостоятельно в полном объеме, выбрать способ или форму, выстроив логику выступления, адекватно подобрав наглядные средства (в том числе и с помощью компьютерных технологий); аргументировано отвечает на дополнительные поставленные вопросы, речь соответствует правилам публичного выступления |
Смысловое чтение |
- | - | - | - |