СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная игра "Мой вопрос - ваш ответ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная игра "Мой вопрос - ваш ответ"

Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра "Мой вопрос - ваш ответ"»

Сценарий познавательной игры

«Наш вопрос — ваш ответ»

для детей


Ведущий 1: Добрый день, до­рогие друзья! Вам, наверное, не тер­пится узнать, что же сегодня будет происходить? Сегодня мы решили вот что...

Поговорим? О чем?

О разном и о прочем,

О том, что хорошо

и хорошо не очень.

Что-то знаете вы,

А что-то нам известно.

Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Начнем мы нашу познавательную игру с тура, ко­торый называется «Наш вопрос — ваш ответ». Я буду задавать вопросы из разных областей знаний, а вы — отвечать на них.



Ведущий 2: ТУР I «Наш вопрос – ваш ответ»

Название какого продукта переводится с итальянского языка как
«червячки»? (Вермишель.)

Плоды какого куста считаются самыми витаминными? (Шиповника.)

Сезон подсчета цыплят. (Осень.)

Куда не ходят с ненадежным человеком? (В разведку.)

У кого глаза велики? (У страха.)

Что остается на память о съе­денной конфетке? (Фантик.)

Назовите музыкальный ин­струмент, под который многие пля­шут. (Дудка.)

Назовите верхнюю одежду, под которой иногда оказывается се­ледка. (Шуба.)

Без пяти минут цветок назы­вается... (Бутон.)

Назовите слово, обозначаю­щее часть ореха и снаряд. (Ядро.)

Черный конь, прыгающий в огонь. (Кочерга.)

Что попросил старик у Золо­той рыбки в первый раз? (Корыто.)

Кто быстрее долетит до цвет­ка — бабочка или гусеница? (Гусени­ца не умеет летать.)

Что можно видеть с закрыты­ми глазами? (Сон.)

На чем играл осел в мульт­фильме по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»? (На ги­таре.)

Переносное укрытие от дож­дя. (Зонт.)

Как звали обладательницу цветика-семицветика? (Женя.)

Что делает кот ученый, когда идет направо? (Песнь заводит.)

Сколько в русском алфавите гласных букв? (Десять.)

Назовите фамилию дяди Сте­пы. (Степанов.)

Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)

Что теряет лось каждую зи­му? (Рога.)

Куда отправился Айболит по телеграмме? (В Африку.)

Заяц — ведущий популярной детской передачи. (Степашка.)

Не царь, а в короне; не всад­ник, а со шпорами. (Петух.)

Как зовут самого знаменито­го жителя Цветочного города? (Не­знайка.)

В чем медведь тащил Машу домой, думая, что несет пирожки? (В коробе.)

Как называется любимый та­нец моряков? (Яблочко.)

Ведущий 1: Молодцы! Ответи­ли хорошо на все вопросы. А сейчас немного интересных фактов.

(Перед тем, как давать объяснение, ведущий предоставляет возможность высказать свои версии игрокам.)

«Это интересно…

Почему со временем все забыва­ется?

У нас есть две памяти. Одна кратковременная, другая долговре­менная. Когда мы учим таблицу ум­ножения, она сначала попадает в кратковременную память. Сведения там не задерживаются. Они либо выкидываются прочь из головы за ненадобностью, либо перекладыва­ются в долговременную память. Но чтобы таблица умножения попала в долговременную память, ее нужно без конца повторять. Кратковре­менная память сначала накапливает информацию, а потом выкидывает все ненужное, чтобы голова не засо­рялась. Поэтому мы часто забываем разные даты и формулы. Кратко­временная память считает, что они не так уж важны, если мы их недос­таточно много повторяем.

  • Кто изобрел таблицу умноже­ния?

Известно, что китайцы изобрели фарфор, бумагу и порох. Возможно, что они первыми придумали и таб­лицу умножения. Недавно на юге Китая археологи обнаружили древ­нюю бамбуковую дощечку, «воз­раст» которой более 2 тыс. лет. На ней оказалась таблица умножения!

  • Откуда взялось слово «телеви­зор»?

«Теле» по-гречески значит «да­леко», «визор» — «видеть». Получа­ется, что «телевизор» значит «далековидение». В слове «телеграф» вто­рая часть — «граф» — «пишу». Значит, «телеграф» — это «далеко-пишущий».

Ведущий 2:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Как вы уже, наверно, догадались, речь пойдет о пословицах и пого­ворках.

Ведущий 1: Тур II «Рассыпавшиеся пословицы и поговорки»

(Участникам раздаются конверты, в которых находятся отдельные слова, из этих слов необходимо собрать пос­ловицы и поговорки.)

  • Книга — наш друг, без нее как без рук.

  • Золото из земли добывают, а зна­ния из книги.

  • Доброе слово лучше мягкого пи­рога.

  • Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

  • Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет.

  • Новых друзей наживай, а старых не теряй.

• За добрые дела всегда ждет по­хвала.

  • Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

  • Друзья познаются в беде.

  • Ученье — свет, а не ученье — тьма.

  • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

  • За глупой головою и ногам нет покою.

  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

• Терпенье и труд все перетрут.



Ведущий 2: А сейчас мы снова предлагаем вам познакомиться с несколькими интересными фактами.

«Это интересно»

Почему урчит живот?

Мы любим вкусно кушать. Но когда мы едим, мы... работаем! Точнее, наши кишки и желудок трудятся изо всех сил, чтобы переварить пищу. Поэтому ничего удивительного нет в том, что иногда мы слышим звуки этой работы. Но бывает, что живот действительно урчит от недовольства — он расстроен. Это значит, что мы неправильно питаемся. Или просто желудок пуст и требует еды. Когда мозг обнаруживает, что мы голодны, он приказывает желудку начать работать, и мы слышим недовольное ворчание.

Из чего делают сахар?

Из чего только не делают сахар. Американские индейцы получали сахар из сока сахарного клена. Ацтеки умудрялись делать его из кукурузы. На Востоке сахар производят из корней гранатового дерева. В Таиланде — из сока пальмы. Но основные «сахарные» продукты — это сахарный тростник и сахарная свекла. Сахарная свекла — это не та красная, которую кладут в борщ, а особенная, серебристо-белая. А вот тростниковый сахар — коричневый. Тростник измельчают так, чтобы получилось как можно больше сока. Сок фильтруют, нагревают, выпаривают. В конце - концов образуется сироп почти черного цвета. Из этого сиропа получают кристаллы сахара и подсушивают их.



Из чего делают мармелад?

Тот самый цветной мармелад в виде машинок, зверьков и змеек делают из сахара, лимонной кислоты и одного интересного вещества, которое называется пектин. Еще в мармелад добавляют патоку. Это такой густой сироп, который получается после обработки сахара.

Почему молоко прокисает?

В молоке живут невидимые глазу живые организмы. Это они делают из молока кефир и простоквашу! Если молоко вскипятить, эти бактерии погибнут. Так почему же тогда и кипяченое молоко скисает? Потому что в него снова попадают бактерии! Из воздуха! Прокисшее молоко превращается в простоквашу, ке­фир. Из них получается творог, а уже из творога — сыр. Так что если бы молоко не кисло, у нас бы не бы­ло многих вкусных продуктов!

Ведущий 1: Готовясь к встрече с вами, мы нашли у себя на полке одну старую книгу, в которой собраны сказки русских и зарубежных писа­телей. Вот мы и подумали, что, навер­но, нет человека, который бы не любил сказок. И сейчас мы хотим пред­ложить вам поучаствовать в третьем туре который называ­ется «Сказка, сказка, сказка...» . Мы будем зачитывать отрывки из сказок, а вам надо узнать каждую сказку, вспомнить ее название и автора.

Тур III «Сказка, сказка, сказка...»

«В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с доч­кой и падчерицей. Дочку она люби­ла, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица всё не так, как ни повернется — все не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчери­це с утра до ночи и присесть неког­да было: то воды натаскай, то хво­росту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огоро­де выполи.

Знала она и зимний холод, и лет­ний зной, и весенний ветер, и осен­ний дождь. Потому-то, может, и до­велось ей однажды увидеть все две­надцать месяцев разом». (С. Маршак «Двенадцать месяцев».)

• «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал отпор со всех сторон!» (А. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)



  • «Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баран­ками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две ба­ранки с сахаром для себя и одну ма­ленькую розовую баранку для бра­тика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой...» (В. Катаев «Цветик -семицветик»).

  • «Жил мельник. Жил он, жил да и умер, оставивши своим трем сы­новьям в наследство мельницу, осла и кота. Мельницу взял старший сын, осла взял средний, а меньшему дали Кота». (Ш. Перро «Кот в сапогах»).

  • «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вош­ла...». Толстой «Три медведя»).

  • «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточ­ки, жил король. Было у него один­надцать сыновей и одна дочь Элиза. Одиннадцать братьев принцев хо­дили в школу со звездами на груди и саблями у ноги. Писали они на зо­лотых досках алмазными грифеля­ми и наизусть умели читать не хуже, чем по книжке. Сразу было видно, что они настоящие принцы. А их сестрица Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматри­вала книжку с картинками, за кото­рую было отдано полкоролевства...» (X. К. Андерсен «Дикие лебеди».)

  • «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомер­ной женщине, какой свет еще не ви­дывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая — вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая краси­вая и добрая. И вот новая хозяйка вошла в дом. Тут-то и показала она свой нрав. Все было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже». (III. Перро «Золушка, или Хрустальная ту­фелька»).



  • «В некотором царстве, в некото­ром государстве жил был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богат­ства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая луч­ше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, а меньшую дочь любил больше, пото­му что она была собой лучше всех и к нему ласковее. (С. Аксаков «Алень­кий цветочек»).

  • «Жила-была в одной деревне ма­ленькая девочка, такая хорошень­кая, что лучше ее на свете не было. Мать любила ее без памяти, а ба­бушка еще больше. Ко дню рожде­ния подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке...» (Ш. Перро «Красная шапочка»).

  • «Осел идет, кричит по - ослино­му, собака идет, лает по-собачьи, кот идет, мяукает по-кошачьи, пе­тух идет, кукарекает. Шли они, шли, и вот настала ночь. Осел и со­бака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на са­мую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам» (Братья Гримм «Бременские музыканты»).

  • «"Оловянные солдатики!" — вот первое, что услышали братья, когда открылась коробка, в которой они лежали. Это крикнул маленький мальчик и захлопал в ладоши. Сол­датиков ему подарили на день рож­дения, и он тотчас же стал расстав­лять их на столе. Оловянные солда­тики походили друг на друга как две капли воды, и лишь один отличался от своих братьев; у него была одна нога...» (X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).

Ведущий 2: Теперь мы вернем­ся к нашим любопытным фактам.

«Это интересно»

  • Почему медведь лапу сосет?

В начале ноября медведь ложится спать до весны. Он делает себе бер­логу под упавшим деревом, в куче хвороста, которую потом засыплет снегом. Говорят, что зимой медведь «сосет лапу». Это не так. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на ладошках. Ладоши чешутся, зудят, молодая нежная кожа мерз­нет. Мишка во сне слизывает старую грубую кожу и одновременно греет горячим языком новую — тонкую.

  • Почему бывает радуга?

Солнечный лучик только кажет­ся белым. На самом деле в нем сме­шаны лучи разного цвета. Чтобы в этом убедиться, нужна призма. Ког­да белый лучик проходит сквозь нее, он становится полосатым — разноцветным. Но как же это про­исходит в небе? Во время и после дождя в воздухе висит много капе­лек. Каждая капелька — это крохот­ная призма. А так как их много, ра­дуга получается в полнеба. И мы ви­дим все цвета, из которых состоит солнечный лучик: красный, оран­жевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый!

  • Почему лампочка светит?

Самое главное в лампочке — это тоненькая, как волосок, металли­ческая пружинка. Именно она и «горит» в лампочке. Лампочка пото­му и называется электрической, что светится благодаря электрическому току. Но почему же, когда ток бежит по проводам, они не светятся? По­тому что медные и алюминиевые провода хорошо проводят электри­ческий ток, легко разрешают ему бежать через себя. Но вот ток добе­гает до спиральки внутри лампочки. Она сопротивляется току, плохо его пропускает. Поэтому раскаляется и светится. Но трогать ее нельзя — вас ударит током!

  • Зачем нужен почтовый индекс?

После того как мы опускаем письмо в почтовый ящик, за ним приезжает машина и отвозит его на почту. Там письма раскладывают по мешкам. В каждый мешок складыва­ют письма, которые отправляются в один город или район. Как же быстро рассортировать тысячи писем по мешкам? Тут-то и помогает индекс. Первые три цифры обозначают об­ласть, город и даже район города, три последние цифры — это номер поч­тового отделения. Специальные ма­шины-сортировщики считывают ин­декс и раскладывают письма по сто­почкам. А уж почтальон города, куда отправлено письмо, прочитает адрес и отнесет конверт в нужный дом.

Ведущий 1: Следующий тур нашей познаватель­ной игры, называется «Верно ли что...». Смысл его заключается в сле­дующем. Мы будем задавать вопросы, которые начинаются со слов: «Ве­рите ли вы, что...», а вы стараетесь определить, верно это или нет, и, по возможности, давать пояснение.

  • «Верно ли, что…

  • ...В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чер­нилами? (Верно.)

  • ...В Австралии практикуется применение одноразовых школь­ных досок? (Неверно.)

  • ...Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Верно.)

  • ...Шариковая ручка сначала при­менялась только военными летчи­ками? (Верно.)

  • ...На зиму пингвины улетают на север? (Неверно; пингвины не умеют летать.)

  • ...Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой? (Да.)

  • « ...Спартанские воины перед бит­вой опрыскивали волосы духами? (Верно; это была единственная рос­кошь, которую они себе позволяли.)

  • ...Мыши, подрастая, становятся крысами? (Неверно; это два разных отряда грызунов.)

  • ...Некоторые лягушки умеют ле­тать? (Верно; эти лягушки живут в тропических лесах Азии и Африки.)

  • ...Дети могут слышать более вы­сокие звуки, чем взрослые? (Верно.)

  • ...Глаз наполнен воздухом? (Не­верно; глаз наполнен жидкостью.)

  • ...Утром вы выше ростом, чем ве­чером? (Верно.)

  • ...В некоторых странах люди по-прежнему моются с помощью олив­кового масла? (Верно; это практи­куется в некоторых жарких странах, где не хватает воды.)

  • ...Летучие мыши могут прини­мать радиосигналы? (Неверно.)

  • ...Совы не могут вращать глаза­ми? (Верно.)

  • ...Лось — родственник оленя? (Верно.)

  • ...Жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? (Неверно.)

  • ...Дельфины — это маленькие киты? (Верно.)

  • ...Рог носорога обладает маги­ческой силой? (Неверно.)

• ...В некоторых странах жуков-светлячков используют в качестве осветительных приборов? (Верно.)

• ...Мартышка обычно бывает размером с котенка? (Верно.)

• ...Счастливая монета Скруджа была достоинством в 10 центов? (Верно.)

• ...Дуремар занимался продажей лягушек? (Неверно; он продавал пиявок.)

...Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба? (Верно.)

• ...Радугу можно увидеть и в полночь? (Верно.)

• ...Больше всего репы выращивают в России? (Неверно; в Америке.)

• ... Настоящее имя Ханса Кристиана Андерсена было Свесен? (Неверно; Ханс — настоящее имя писателя.)

• ...Слон, встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается следующим образом: кладет ему хобот в рот? (Верно.)



Ведущий 2: А сейчас снова немного интересных фактов.

«Это интересно»

Почему мы спим?

Сон — это не потерянное время! Сон нам необходим. Во сне наш мозг отдыхает и перерабатывает всю информацию, полученную за день, раскладывает все по полочкам. Не зря говорят — утро вечера мудренее. За ночь организм восстанавливает энергию для нового дня. Если лампочку все время держать включенной, она очень быстро перегорит. То же произойдет и с человеком. Если не спать хотя бы неделю, можно сойти с ума. Есть теория, согласно которой у нас в организме даже вырабатываются специальные вещества, благодаря которым мы засыпаем.

Кто такие лунатики?

Лунатиками называют землян, которые любят ходить во сне. Раньше считалось, что на них так влияет полнолуние. Но Луна тут почти ни при чем. Вместо Луны можно просто включить яркий фонарь, и лунатик примется бродить, не просыпаясь. Почему? Дело в том, что сон бывает разным. Иногда мы дремлем и можем проснуться от любого шороха. А бывает очень-очень глубокий сон. Хоть со шка­фов прыгай, а разбудить человека не получается. Именно во время такого глубокого сна лунатики как бы частично просыпаются и начи­нают разгуливать по дому. Когда во сне гуляет ребенок, нечего пугать­ся. Это от избытка впечатлений и со временем пройдет. Кстати, если вам повстречался лунатик, лучше его не будить. Это может его силь­но напугать. Надо мягко отвести его обратно в кровать.

  • Почему мы смеемся?

Человеку достаточно посмеяться всего несколько минут, чтобы у него проснулся аппетит, чтобы ему стало легче учить уроки, а разбитая колен­ка стала меньше болеть. Смех действительно продлевает жизнь. Ученые заметили, что смех может да­же побеждать разные болезни. Во время одного эксперимента люди смотрели веселые мультики, и у них проходила аллергия на коже. Когда мы смеемся, в организме появляются «гормоны удовольствия», увеличива­ется количество «клеток-убийц», ко­торые расправляются с вирусами. Так что побольше смейтесь!

  • Почему солнце делает кожу тем­нее, а волосы светлее?

Когда кожа находится на сол­нышке, она темнеет. Почему? Так она защищается от ожогов! Кожа заставляет свои клетки вырабаты­вать защитную коричневую краску, которая называется пигмент. У раз­ных людей количество этой краски разное. А вот с волосами все наобо­рот. Каждый наш волосок одет в за­щитную одежку. Она как бы скрое­на из малюсеньких чешуек. Между собой чешуйки склеены специаль­ным веществом. А жаркое солныш­ко это вещество разрушает. Чешуй­ки распадаются, и если посмотреть на волос под микроскопом, он ста­новится похожим на рассохшуюся шишку. К тому же солнышко разру­шает тот самый пигмент, который окрашивает наши волосы. Поэтому они и становятся светлее.

Ведущий 1: И, наконец, самый интересный тур нашей познавательной игры, кото­рый мы назвали «Вопросы из волшебной шкатулке». Как вы уже догада­лись, в шкатулке находят­ся некие предметы. Мы будем вам опи­сывать их, а вы должны догады­ваться, что там находится.

Тур IV «Вопросы из волшебной шкатулке».

  1. Обычно с первого взгляда об­ладателя этой вещи все принимают за отличника. (Очки.)

  2. Вещества, которые необходи­мы человеку в количестве лишь не­скольких миллиграммов в день, но без них человек болеет и быстро ус­тает. Не зря и название их образова­но от латинского слова «жизнь». (Витамины.)

  3. Вода, содержащая сложный комплекс солей, макро- и микроэ­лементов. Не зря ее называют также «живой водой». (Минеральная вода.)

  4. Цветок, который рекоменду­ют обязательно иметь в жилом по­мещении, так как он очищает воз­дух. (Хлорофитум.)

  5. Однолетнее травянистое рас­тение семейства пасленовых, кото­рое цветет белыми или фиолетовы­ми цветками. В Европе оно появи­лось благодаря пирату Френсису Дрейку. (Картофель.)

  6. Предмет, с помощью которого можно изготовить самые замеча­тельные вещи, а можно уничтожить одного страшного персонажа рус­ских народных сказок. (Игла.)

  1. Предмет, который указывал путь-дорожку не только Ивану-ца­ревичу, но и одному из мифических героев Древней Греции. (Клубок.)

  2. С помощью этих предметов герой русской сказки нашел свое счастье — мудрую и красивую жену, заколдованную злым волшебником. (Лук и стрела.)

  1. Предмет, находящийся в короб­ке, появился в Китае более 2000 лет назад, а в Европе — не позднее XII в. Человек его использует, когда от­правляется в поход. В честь него было названо одно из созвездий южного полушария. (Компас.)

Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша позна­вательная игра, все вы славно потру­дились, показали свои знания. Мо­лодцы!

(Самые активные участники игры награждаются призами.)