СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная сказка имеет существенное значение для умственного и речевого развития детей дошкольного возраста. Через знакомство с героями познавательных сказок (вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями), ребенок упражняется в решении очень многих интеллектуальных задач, учится рассуждать, мыслить логически и обосновывать свои действия, тем самым развивает свою речь. Детям постоянно приходится устанавливать причинно - следственные связи, доказывать и опровергать. Благодаря познавательным сказкам речь дошкольника приобретает новые качественные особенности. Исследования В.В. Гербовой, Т.Н. Дороновой, Е.В. Сербина показали, что наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.

Просмотр содержимого документа
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Печерская И.И.

ГБПОУ ВО «Павловский педагогический колледж»


Дошкольный возраст – это период развития ребенка от трех до шести – семи лет. Ребенок подрастает и, кроме любви, ласки и внимания взрослых, ему нужны новые знания об окружающем мире, приобретение которых способствует обогащению его словарного запаса, развитию речи и логического мышления, формированию яркой, цветной картины мира, расширению кругозора и проявлению фантазии.

Познавательная сказка имеет существенное значение для умственного и речевого развития детей дошкольного возраста. Через знакомство с героями познавательных сказок (вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями), ребенок упражняется в решении очень многих интеллектуальных задач, учится рассуждать, мыслить логически и обосновывать свои действия, тем самым развивает свою речь.

Детям постоянно приходится устанавливать причинно - следственные связи, доказывать и опровергать. Благодаря познавательным сказкам речь дошкольника приобретает новые качественные особенности. Исследования В.В. Гербовой, Т.Н. Дороновой, Е.В. Сербина показали, что наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.

Развитие речи происходит в процессе общения ребенка с окружающими, в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Всё это побуждает детей овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной словесной форме они показывают детям сущность явлений, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу, формируют мышление, развивают кругозор и речь. Вопросами развития детей дошкольного возраста посредством познавательных сказок занимались такие известные деятели в области психологии и педагогики, как Н. Я. Болынунова, В.В. Волина, Т.И. Ерофеева, Л.А. Левинова и другие.

В исследованиях А.П. Листопад, Н.А. Рыжовой, Е.А. Усатовой рассматриваются особенности животных, растений, природных явлений, ландшафтов, предлагается область применения экологических сказок. Для формирования элементарных экономических представлений у дошкольников используются сказки Л.В. Кнышовой, О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой. В целях формирования представлений о здоровом образе жизни находят применение валеологические сказки, разработанные Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко. Познавательные сказки успешно используются в развитии детской речи, о чем свидетельствуют исследования Т.В. Александровой, Е.Г. Карельской и других ученых.

Познавательная сказка - это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы. Для детей познавательные сказки остаются одной из ведущих форм получения новой информации.

Познавательная сказка позволяет детям в особой метаморфической форме обозначить для себя теоретические вопросы об устройстве мира (о добре и зле, жадности и щедрости, глупости и уме и т. д.) и решить проблему неопределенности, то есть научиться прогнозировать события, строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира.

В дошкольном возрасте увеличивается потребность ребенка в знаниях, в построении связной картины мира.

Для детской картины мира характерны субъективные отношения с предметным миром и живой природой (одушевление), что позволяет ребенку сделать мир доступным для собственного понимания. Именно поэтому доктор психологических наук Н.Я. Большунова, опираясь на работы известных ученых-психологов Л.А. Венгера (о наглядном моделировании), Н.Н. Поддьякова (о детском экспериментировании), предлагает обучение дошкольников осуществлять в форме сюжетно-ролевой игры средствами сказки, детского экспериментирования, в стратегии диалога между детьми и воспитателем и детьми между собой.

В.В. Гербова, Т.Н. Доронова и другие предлагают для обучения и развития речи детей использовать сказки с познавательным содержанием, так как содержательной основой сказок является познавательная информация; в сказках действуют вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (цветы разговаривают, цифры спорят); главное для воспитателя — вызвать у детей интерес, положительное отношение к героям сказки. В этом случае дети будут заинтересованно воспринимать всё, что с ним связано.

Главная особенность познавательной сказки для дошкольников зак­лючается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира.

В познавательной сказке персонажи могут встречаться с чем-то или кем-то им неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного (в сказке «Почему Льдинка исчезла?» герои встречаются с мудрой Совой, которая им объясняет, куда весной исчезла Льдинка). Герои могут попадать в трудные ситуации и, преодолевая их, получать новые знания (в сказке «Золушка» фея знакомит главную героиню с одним из способов измерения сыпучих веществ). Персонажи также могут встречаться с интересными собеседниками, которые в своих рассказах сообщают им новые сведения.

Т.Н. Доронова выделяет познавательные сказки, где сказочные герои — вымышленные персонажи (Золушка, гномы) и реальные образы (геометрические фигуры, мальчики, девочки).

Н.Я. Большунова предлагает использовать модифицированные русские народные сказки («Колобок», «Теремок») и литературные («Золушка», «Муха-Цокотуха»), либо для реализации целей конкретного занятия создавать авторские сказки.

Н.Я. Большунова определяет некоторые особенности содержания познавательной сказки. Прежде всего, содержание выступает в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Содержание может быть правилом действия героев. Наконец, познавательное содержание включается в сказку в форме особого рода задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей.

Познавательные сказки нужно рассказывать, а не читать, так как в рассказе они звучат более правдоподобно. Именно рассказывание помогает ребенку из пассивного слушателя и бездеятельного наблюдателя превратиться в активного участника сказки.

Прежде чем рассказывать сказку, педагог должен сам поработать с текстом: выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данной сказки; подготовить наглядный материал.

Чтобы настроить детей на слушание сказки, можно использовать сюрпризные моменты (появление персонажей из сказки, волшебного сундучка, волшебные слова, книжки – самоделки). Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю. Сказку надо рассказывать эмоционально, выразительно, ярко; педагог должен выступать как артист, рассказчик и режиссер волшебного спектакля, активными участниками которого являются дети. В процессе рассказывания сказки следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Познавательные сказки следует преподносить детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала. Прежде чем рассказывать сказку, необходимо продумать мотив для организации взаимодействия детей и взрослых в совместном поиске решений. По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять свободу выбора материала для самостоятельных упражнений.

Необходимо настраивать дошкольников на сотрудничество, а не на соревнование, не забывая при этом, что и познавательная сказка несет в себе нравственный смысл.

Таким образом, организация образовательной деятельности с использованием познавательных сказок, положительно влияет на более прочное усвоение детьми знаний и представлений об окружающем мире, а также помогает им ощутить силу своего интеллекта, способствует развитию их речи.

Трудно отрицать роль познавательных сказок в формировании языковой культуры, так как при их слушании и чтении происходит развитие диалогической речи, при их воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) осуществляется развитие монологической речи. Л.Ф. Обухова отмечает, что познавательная сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами), новыми понятиями.

Познавательная сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развить интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.

Общаясь, ребёнок принимает нормы поведения среди сверстников, учится выходить из трудных ситуаций, познаёт границы дозволенного, решает эмоциональные проблемы, узнаёт мир, узнаёт себя и окружающих. При слушании сказок социального характера дети узнают, что надо находить друзей, потому что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»), надо быть вежливым и надо уметь общаться («Сказка о невоспитанном мышонке»).

Старшие дошкольники могут усваивать экономические представления, как показали исследования таких ученых-практиков, как Л.М. Кларина, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова и других. Этому способствуют познавательные сказки экономического характера.

Дети, познавая азы экономики в сказочной форме, начинают понимать, что такое реклама, что такое деньги, что такое товар. Содержание сказок разворачивается в виде проблемной ситуации. При их решении у ребёнка развивается самостоятельность, логичность, оригинальность мышления. Можно использовать сказки: «Как муха и её семья чайную открыли» (Е. Терехова), «Как мужик на базаре корову продавал» (В. Колесникова).

В образовательном процессе важно использовать и экологические познавательные сказки. В этих сказках точно отмечены особенности многих животных, описываются национальные праздники и традиции. Данные сказки раскрывают главные понятия и законы экологии. Экологические сказки можно разделить на следующие виды: сказки - «рассказки», сказки- «почемучки», сказки-«катастрофы». В сказках - «рассказках» главные герои вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и другие). Встречаясь с ними, дети узнают много нового о живой природе.

Для формирования математических представлений и развития познавательного интереса можно использовать занимательные проблемные ситуации. Можно использовать такие сказки: «Волшебный город» (Л. Пономарёва), «Приключения Единицы» (Н. Дильман), «Золушка» (Н. Малых).

Познавательную сказку можно использовать и в логопедической работе с детьми. Со старшими дошкольниками можно изучить такие сказки, как «Живые звуки», «Как Буква А всех подружила» (И. Тебенькова), «Как слуга Пётр за зельем ходил» (А. Кожевникова).

Применение сказок положительно влияет на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению, к рассказыванию, общению.

Использование познавательных сказок на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста занимает одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Дети, с которыми проводятся постоянные занятия с использованием познавательных сказок, со временем правильно и самостоятельно подбирают сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам, правильно воспринимают и понимают художественную информацию. Они могут излагать свое высказывание в логической последовательности, точно передавать художественный замысел произведения, умеют правильно строить простые и сложные предложения, в своем высказывании используют разнообразные средства связи, различные изобразительно-языковые средства.

Прослеживается связь познавательной сказки с приобретенным опытом, знаниями, развивается воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. Использование сказки на занятиях также способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, лексико-грамматических средств языка, расширению словарного запаса.

Наряду с быстрым ростом словаря идет практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. Тексты познавательных сказок расширяют словарный запас, помогают правильно оформлять диалоги, влияют на развитие связной речи. Речь детей старшего дошкольного возраста становится эмоциональной, образной, красивой. Дети вырабатывают умение правильно задавать вопросы взрослым и своим ровесникам, что является показателей успешного речевого развития дошкольников.

Ребенок способен поставить шуточный вопрос героям сказки, сконструировать словосочетания и предложения, срифмовать сначала два слова, а потом перейти к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества. Важным является воспитание посредством познавательной сказки чуткости к слову. Дети к концу семилетнего возраста могут выделить в речи ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и в то же время смешное слово; разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях, объяснить этимологию слова. Дошкольники с удовольствием придумывают новые названия сказок, не искажая идеи произведения. Дети не только узнают по конкретному эпизоду из познавательного произведения показанную иллюстрацию, но и подбирают с объяснениями иллюстрации к сказке, что дает возможность почувствовать стиль автора, развить речь, эстетическую память. В ходе игр-бесед дошкольники используют образные слова и выражения, услышанные ими в сказке. Проведение сюжетно-ролевых игр, драматизаций с использование познавательных сказок благоприятно влияет на развитие ревой активности детей. Беря на себя роль какого-нибудь персонажа, ребенок невольно употребляет в речи характерные для него слова и выражения. Дошкольники могут пересказывать по собственной инициативе или по предложению воспитателя содержание познавательной сказки, интонационно передают диалоги действующих лиц, дают характеристики персонажам, составляют повествовательное рассуждение, развивают сюжетную линию в серии картин к сказке, соединяют части высказывания в одно целое. В своих рассказах выдерживают композицию произведения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что обучение родному языку средствами познавательной сказки должно быть осознанным, осмысленным, так как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком способствует овладению им. Планомерная работа над содержанием познавательной сказки позволяет обучить детей правильному построению предложения, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, требует четкого произношения звуков и слов. Изучение познавательной сказки способствует развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и личность в целом. Познавательная сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности. Систематическое привлечение познавательной сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.


Библиографический список

  1. Большунова, Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании / Н.Я. Большунова // Вопросы психологии: издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. – 1993. – №5 октябрь-ноябрь 1993. – с. 39-42. 

  2. Гербова, В.В. «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада» / В.В. Гербова. - М.: «Мозаика - Синтез». – 2009.

  3. Леушина, А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей / О.М. Леушина // Психология дошкольника: Хрестоматия. – 2000. – С.81-90.

  4. Формирование познавательной активности дошкольников: сб. науч. тр. / Шадр. гос. пед. ин-т ; ред. И. М. Леушина. – Шадринск. – 1992. 

  5. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. – М.: АСТ, – 2000.

  6. Флёрина, Е.А. Рассказывание в дошкольной практике. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е.А. Флёрина. – Москва: Русская сказка. – 2000.



10