СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-экспериментальная деятельность по формированию элементарных, экологических представлений у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательно-экспериментальная деятельность по формированию элементарных, экологических  представлений у детей дошкольного возраста

Форма организации – экспериментирование.

Возрастная группа: 2-младшая.

Тема: «Воздух и вода – нам друзья »

Цель: расширение и закрепление представлений о свойствах воды и воздуха.

Программные задачи:

1. обобщить и уточнить знания детей о воздухе и воде, их свойствах: невидимые, прозрачные, бесцветные. Сформировать понятие о ветре: что ветер - это движение воздуха. Расширять представления о воде и воздухе.

2. побуждать детей к проведению опытно познавательной деятельности посредством экспериментирования. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать любознательность, внимание.

3. Формирование  умения  сравнивать, анализировать, делать  выводы.

4. воспитывать интерес к окружающему, экспериментальной деятельности, музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.                   

Материал и оборудование: стаканчики с чистой водой (на каждого ребенка), воздушные шарики (на каждого ребенка), половинка лимона, баночка с сахаром, баночка с солью, три стаканчика для опытов с водой, наглядное пособие «Воздух» «Вода», запись со звуками ветра, воды, кораблики, веера.

 

Этапы         работы

           Методы и приемы

Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности

 

Дети входят в группу и слышат музыку ветра.

Воспитатель: Дети, кто это поет?

Волшебник воздуха: Ребята, здравствуйте. Я - воздух, я прилетел к вам в гости. Мне солнышко сказало, что вы много про меня знаете. Вот и захотел я это проверить! Ребята, я волшебный воздух, необыкновенный. Вы меня сейчас можете видеть, а так меня никто увидеть не может.

Воспитатель надевает шапочку воздуха, появляется - Волшебник воздуха.

 

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

 

Волшебник воздуха: Посмотрите вокруг, вы видите воздух? Может, его и нет? Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.

Как мы можем обнаружить воздух?

Дети: провести эксперимент.

 

 

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

 

Воздух: Ребята попробуйте, подуйте на свои ладошки.

(Дети дуют на ладошки.)

Что мы почувствовали на своих ладошках?

Дети: (Ветерок, дуновение.)

Волшебник воздуха: Молодцы! Ребята, мне подарили воздушные шарики, а они у меня не летают. Что же мне делать?

Дети: надуть

 

 

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

 

Воздух: помогите мне, пожалуйста. (Воздух раздает каждому ребенку шарики и дети их надувают.)

Воздух: Ребятки, а что у вас внутри шариков?

Дети:  Воздух.

Воздух: Попробуем его выпустить.

Можно увидеть воздух?

Дети: нет.

Воздух: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Ребята, а я могу создавать ветер, я ведь волшебник.

Можем ли мы увидеть ветер?

Дети:  Нет, ветер невидим.

Воздух: Ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие?

Дети:  Качаются ветки деревьев, облака плывут по небу, листья шелестят, колышутся, флаги развиваются.

Воздух: А почувствовать ветер можно?

Дети: Да.

Воздух: Попробуем создать легкий ветерок, что бы освежить себя. А помогут нам в этом веера, которые приготовил я для вас. Легко помашем. Что почувствовали?

Дети: Легкий ветерок.

Воздух: Сильнее помашем. Что почувствовали?

Дети:  Ветер усилился.

Воздух: Ветер - это движение воздуха.

Воздух стоит - нет ветра, движется - возникает ветер.

Игра с ветром под музыку.

Наши ноги - это корни,

Наше туловище - ствол,

Наши руки - это ветви,

Наши пальцы - это листья.

- Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Шевелят пальчиками.)

Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки. (Шевелят кистями рук.)

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле. (Наклоняются из стороны в сторону.)

Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (выпрямиться, шевелить только пальцами рук).

Воздух: Молодцы, все вы про меня знаете. Спасибо вам! А веера я вам дарю! Когда вам будем жарко, вы будете и махать и меня вспоминать! А теперь пора пришла, прощаться. До свидание!

Воздух улетает.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам еще в гости идет.

Закройте глазки и послушайте!

Вода: Я - волшебница-Вода. Здравствуйте ребята! Я сегодня встретила Воздух. Он был такой счастливый, он мне все рассказал про вас. Я тоже хочу посмотреть, что вы знаете обо мне. Посмотрите, я принесла с собой стаканчики. (На столе стоят три стаканчика с водой, стоит баночка с солью, баночка с сахаром, половинка лимона.) Давайте рассмотрим стаканчики с водой.

Вода: Ребята, расскажите мне какая вода. Давайте ее понюхаем. Есть запах у воды?

Дети: Вода без запаха.

Вода: Правильно, а теперь попробуем воду. Что вы можете сказать?

Дети: Вода без вкуса.

Вода: Ребята, я знаю, что вы умеете делать воду сладкой, соленой и кислой. Покажите, как вы это умеете делать? (Трое детей проводят эксперимент с водой.)

Вода: Молодцы! Ребята, Вода - волшебница потому, что умеет превращаться в лёд и может менять цвет.

Вода задает вопросы детям:

- если я попаду на улицу зимой, что со мной станет?

Дети: замерзнешь.

- если в меня попадет красная краска, каким цветом я стану?

Дети: красным.

Воздух: Ну а теперь, давайте вспомним, какая вода. (Дети рассказывают о свойствах воды, используя наглядное пособие.)

Вода: Ребята, с вами хочу поиграть. Вы превратитесь в маленькие капельки - капитошки.

Выходите.

Мы капитошки - капитошки (руки на поясе, ноги широко расставлены)

Мы - капельки воды

Мы прыгаем по травке (прыгают на двух ногах)

С жуками мы дружны (кружатся друг с другом)

Мы дарим всем улыбки (улыбаются друг другу)

Мы песенки поем

Стучим по крышам звонко (стучат кулачками)

И слышен всюду звон:

Кап-кап-кап (имитируют падение капелек).

Вода: У меня для вас есть маленький подарок. Я хочу подарить вам кораблики, и вы сможете запускать их по воде.

До свидания, мои друзья, рада встречи с вами я была!

Вода уходит.

 

Воздушные шарики. Дети надувают.

 

 

 

 

 

Дети отпускают шарики.

 

 

 

Картина «Признаки ветра».

 

 

 

 

 

 

 

 

Веера для детей.

 

 

 

 

 

Воздух предлагает детям выйти на середину группы и поиграть с ветром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит запись со звуком воды. Воспитатель надевает на голову ободок голубого цвета. Появляется Волшебница Вода.

 

 

3 стаканчика с водой, баночка с солью, с сахаром и половинка лимона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперимент с  водой по изменению вкуса.

 

 

 

Достать с карниза стаканчик с замороженной водой.

 

Покрасить воду красной краской.

 

Нарисовать пособие о свойствах воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вода раздает детям кораблики. Дети запускают кораблики в ванночке.

 

Подведение итогов обсуждение результатов

 

Воспитатель: Ребята кто у нас сегодня был в гостях?  Что мы узнали нового про воздух?  Какой бывает ветер?, А про воду? А какой бывает вода?