СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-исследовательский проект "Башкирский мед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательно-исследовательский проект "Башкирский мед" для дошкольников 5-7 лет

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект "Башкирский мед"»

Познавательно-исследовательский проект

«Башкирский мед».


Участники проекта: Дети в возрасте 5-7 лет, педагоги, родители.

Цель. Познакомить детей с башкирским пчеловодством.

Задачи. Приобщать к традициям и обычаям башкирского народа. Углублять знания о башкирском пчеловодстве. Уточнить представления о пчелах, их значении в природе. Формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Длительность проекта - 2 недели.

Ход проекта.

  1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

В гости к детям приходит бабушка Айгуль с берестяным туеском. В этом туеске липовый мед. Она угощает ребят душистым медом. Интересуется, понравилось ли детям угощение.

  1. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель. Как вы думаете, откуда берется мед?

Дети предлагают узнать об этом у взрослых, из энциклопедий, художественной литературы.

  1. Работа над проектом.

Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие в мир пчеловодства и разрабатывают его маршрут:

- Познакомиться с жизнью и занятиями башкир в прошлом и в наши дни.

- Узнать как можно больше о пчелах, жизни пчелиной семьи, роли пчел в экосистеме.

- Узнать, какие медоносные растения произрастают в нашем крае.

- Познакомиться с трудом пчеловода (пасечника).

- Узнать, чем полезен мед, где используют продукты пчеловодства.

Из художественной литературы, энциклопедий, наблюдений, из общения с педагогами и родителями дети выясняют, что башкиры издавна занимались бортничеством: сначала собирали мед диких пчел в дуплах деревьев, затем возникло бортевое пчеловодство, а еще позже башкиры стали специально устраивать пасеки и разводить пчел.

Затем дети знакомятся с пчелой, ее строением, отличием от других насекомых, узнают о том, что пчелы живут семьями. В рое есть матка – царица, самцы – трутни и рабочие пчелы. Дети узнают о медоносных растениях и о том, как образуется мед: рабочие пчелы лепят из воска соты в виде шестигранных ячеек, собирают в них цветочный нектар и пыльцу цветов, из цветочного нектара испаряется вода и постепенно превращается в мед. Кроме меда пчелы производят воск, а также выделяют особое вещество, которое называется прополис.

На занятиях дети знакомятся с трудом пчеловода (пасечника) – он ухаживает за пчелами, качает мед, строит для них улья.

Дети узнают, что мед и прополис очень полезны. Ими лечат раны, простуду, заболевания горла, легких. Мед используют при приготовлении башкирских блюд и напитков, в косметике. А воск идет на изготовление свечей и полировочных средств.

  1. Презентация.

Совместно с воспитателями и родителями дети готовят к презентации альбом «Башкирский мед», в котором размещают свои рисунки, рассказы, сказки, загадки, стихотворения о пчеле и меде; оформляют выставку поделок «Мастерская бабушки Пчелы»; изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Пасека».


Система работы по реализации проекта «Башкирский мед».


Раздел

программы

Формы и методы работы с детьми

Познавательное развитие

«Увлекательное путешествие в мир пчеловодства» - рассказ воспитателя о пчеловодстве, о труде пчеловода, о дикой пчеле - «бурзянка»;

Устный журнал «Башкирский мед»;

Занятие по экологии «В гостях у пчелки»;

Занятие «Пчеловод»;

Интегрированное занятие «Чей дом под листом?»;

Интегрированное занятие «Божья угодница»;

Комплексное занятие «Чудесный мешочек»;

Занятие по развитию познавательных интересов «Тайны царства насекомых»;

Занятие по экологии «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых»;

Беседа о полезных свойствах меда «Мед – источник здоровья и красоты»;

Беседа «Почему пчелы танцуют»;

Беседа о правилах поведения на пасеке;

Беседа «Как растения привлекают пчел»;

Знакомство со свойствами воска – опыты;

Викторина «Знатоки пчеловодства»;

Экскурсия по экологической тропинке «Маленький эколог» - остановки «Пасека», «Медоносы»;

Просмотр видеофильмов «Заповедные места Башкортостана», «Башкирский мед»

Речевое развитие

Составление творческих рассказов «Приключения пчелки», «Если бы я был пчелой»;

Составление описательных рассказов по картинам башкирских художников А.Ситдиковой «Аромат меда», Ф. Кащеева «Башкирский мед»;

Занятие по сюжету башкирской сказки «Медведь и пчелы»;

Занятие по рассказу К.Ушинского «Пчелки на разведках»;

Чтение и пересказ рассказов К.Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;

Заучивание башкирских стихов, загадок, пословиц, поговорок о пчеле;

Сочинение сказки на новый лад «Медведь и пчелы», «Куница-лакомка»;

Детское словотворчество: стихи, сказки, загадки, реклама о пчеле и меде

Чтение и обсуждение башкирской сказки «Медведь и пчелы», сказок башкирских писателей А.Ягафарова «Пчелка», Г.Тукая «Шурале»;

Чтение и обсуждение рассказов Г.Зайцева «Цветы и пчелы», «Пчелиный доктор», «Пчелы и трутни», К.Ушинского «Пчелки на разведках», М.Пришвина «Цветущие травы», В.Бианки «Кто где живет», «Теремок», «Утренний хор», Н.Павловой «Находка», «Зеленый друг», «Летом», С.Бадретдинова «Заповедные места Башкортостана», К.Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;

Чтение и заучивание стихов башкирских поэтов Р.Тимершина «Пчела», М.Гафури «Пчела»А.Игебаева «Пчела и комар», М.Бородецкой «Разговор с пчелой»

Социально-коммуникативное развитие


Сюжетно-ролевые игры «Пасека», «В лечебнице у доктора Медуницы»;

Дидактические игры: «Медоносные растения», «Кто больше назовет отличий» (пчела, оса, шмель), «Кто как поет?», «Найди пары. С каких цветов собирают пчелы нектар», «Пчеловод и его инструменты», «Зоологическое лото», «Растения-медоносы», «Кто больше назовет продуктов пчеловодства»;

Игры-эмпатии «Пчела на цветочном лугу», «Разговор пчелы и цветка»;

Игры-драматизации «Шурале», «Доктор Медуница», «Пчела и муха», «Зосима-пчельник»;

Игры-импровизации «разговор цветов», «Пчела-царица со своей свитой», «Пчелы-воспитатели в яслях», «Сражение пчел-воинов», «В гостях у Шурале», «Танец пчелы-разведчицы», «Полет пчелиного роя», «Куница-лакомка»;

Инсценировка и драматизация: «Медведь и пчелы» (по мотивам башкирской сказки), «Сорока и медведь», «Пчела и комар» (по стихотворению А.Игебаева)

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Цветущая поляна»;

Рисование «Ложка для меда»;

Рисование «Башкирский мед»;

Лепка «Медовница»;

Лепка «Медведь с бочонком меда»;

Лепка из соленого теста кондитерских изделий башкирской и русской кухни (чак-чак, юаса, пряники);

Коллаж «На пасеке» (коллективная работа);

Рисование воском по сюжетам башкирских сказок

Конструирование из бумаги «Пчела», «Туесок для меда»;

Конструирование из коробок «Ульи для пчел»;

Конструирование из бумаги сот, книжек-малюток «Пчелка»;

Конструирование из бумаги мобиля «Пчелиный рой»;

Музыкально-литературная композиция «Легенда о башкирском меде»;

Развлечение «Праздник лета»;

Заучивание песен «Летние цветы» (муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой), «Качается цветок» (муз. Раухвергера, сл.Френкеля),»Пчелка» (муз. Виленского, сл. Ковальчука), «Хор пчелок» (сл. И муз. Л.Олиферовой), «Песенка пчел» (муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой)

Физическое развитие

Подвижные игры: «Дикие и домашние пчелы», «Медведь и пчелы», «Быстрая пчела», «Улей», «Пчелы и цветы», «Пчела и ласточка»

Работа с родителями

Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной и игровой деятельности;

Оборудование остановки «Пасека» на экологической тропинке детского сада;

Посадка медоносных растений на экологической тропинке детского сада;

Оборудование летнего кафе «Медуница» на экологической тропинке детского сада