Познавательно-исследовательский проект
«Башкирский мед».
Участники проекта: Дети в возрасте 5-7 лет, педагоги, родители.
Цель. Познакомить детей с башкирским пчеловодством.
Задачи. Приобщать к традициям и обычаям башкирского народа. Углублять знания о башкирском пчеловодстве. Уточнить представления о пчелах, их значении в природе. Формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Длительность проекта - 2 недели.
Ход проекта.
Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
В гости к детям приходит бабушка Айгуль с берестяным туеском. В этом туеске липовый мед. Она угощает ребят душистым медом. Интересуется, понравилось ли детям угощение.
Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель. Как вы думаете, откуда берется мед?
Дети предлагают узнать об этом у взрослых, из энциклопедий, художественной литературы.
Работа над проектом.
Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие в мир пчеловодства и разрабатывают его маршрут:
- Познакомиться с жизнью и занятиями башкир в прошлом и в наши дни.
- Узнать как можно больше о пчелах, жизни пчелиной семьи, роли пчел в экосистеме.
- Узнать, какие медоносные растения произрастают в нашем крае.
- Познакомиться с трудом пчеловода (пасечника).
- Узнать, чем полезен мед, где используют продукты пчеловодства.
Из художественной литературы, энциклопедий, наблюдений, из общения с педагогами и родителями дети выясняют, что башкиры издавна занимались бортничеством: сначала собирали мед диких пчел в дуплах деревьев, затем возникло бортевое пчеловодство, а еще позже башкиры стали специально устраивать пасеки и разводить пчел.
Затем дети знакомятся с пчелой, ее строением, отличием от других насекомых, узнают о том, что пчелы живут семьями. В рое есть матка – царица, самцы – трутни и рабочие пчелы. Дети узнают о медоносных растениях и о том, как образуется мед: рабочие пчелы лепят из воска соты в виде шестигранных ячеек, собирают в них цветочный нектар и пыльцу цветов, из цветочного нектара испаряется вода и постепенно превращается в мед. Кроме меда пчелы производят воск, а также выделяют особое вещество, которое называется прополис.
На занятиях дети знакомятся с трудом пчеловода (пасечника) – он ухаживает за пчелами, качает мед, строит для них улья.
Дети узнают, что мед и прополис очень полезны. Ими лечат раны, простуду, заболевания горла, легких. Мед используют при приготовлении башкирских блюд и напитков, в косметике. А воск идет на изготовление свечей и полировочных средств.
Презентация.
Совместно с воспитателями и родителями дети готовят к презентации альбом «Башкирский мед», в котором размещают свои рисунки, рассказы, сказки, загадки, стихотворения о пчеле и меде; оформляют выставку поделок «Мастерская бабушки Пчелы»; изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Пасека».
Система работы по реализации проекта «Башкирский мед».
Раздел программы | Формы и методы работы с детьми |
Познавательное развитие | «Увлекательное путешествие в мир пчеловодства» - рассказ воспитателя о пчеловодстве, о труде пчеловода, о дикой пчеле - «бурзянка»; Устный журнал «Башкирский мед»; Занятие по экологии «В гостях у пчелки»; Занятие «Пчеловод»; Интегрированное занятие «Чей дом под листом?»; Интегрированное занятие «Божья угодница»; Комплексное занятие «Чудесный мешочек»; Занятие по развитию познавательных интересов «Тайны царства насекомых»; Занятие по экологии «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых»; Беседа о полезных свойствах меда «Мед – источник здоровья и красоты»; Беседа «Почему пчелы танцуют»; Беседа о правилах поведения на пасеке; Беседа «Как растения привлекают пчел»; Знакомство со свойствами воска – опыты; Викторина «Знатоки пчеловодства»; Экскурсия по экологической тропинке «Маленький эколог» - остановки «Пасека», «Медоносы»; Просмотр видеофильмов «Заповедные места Башкортостана», «Башкирский мед» |
Речевое развитие | Составление творческих рассказов «Приключения пчелки», «Если бы я был пчелой»; Составление описательных рассказов по картинам башкирских художников А.Ситдиковой «Аромат меда», Ф. Кащеева «Башкирский мед»; Занятие по сюжету башкирской сказки «Медведь и пчелы»; Занятие по рассказу К.Ушинского «Пчелки на разведках»; Чтение и пересказ рассказов К.Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»; Заучивание башкирских стихов, загадок, пословиц, поговорок о пчеле; Сочинение сказки на новый лад «Медведь и пчелы», «Куница-лакомка»; Детское словотворчество: стихи, сказки, загадки, реклама о пчеле и меде Чтение и обсуждение башкирской сказки «Медведь и пчелы», сказок башкирских писателей А.Ягафарова «Пчелка», Г.Тукая «Шурале»; Чтение и обсуждение рассказов Г.Зайцева «Цветы и пчелы», «Пчелиный доктор», «Пчелы и трутни», К.Ушинского «Пчелки на разведках», М.Пришвина «Цветущие травы», В.Бианки «Кто где живет», «Теремок», «Утренний хор», Н.Павловой «Находка», «Зеленый друг», «Летом», С.Бадретдинова «Заповедные места Башкортостана», К.Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»; Чтение и заучивание стихов башкирских поэтов Р.Тимершина «Пчела», М.Гафури «Пчела»А.Игебаева «Пчела и комар», М.Бородецкой «Разговор с пчелой» |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры «Пасека», «В лечебнице у доктора Медуницы»; Дидактические игры: «Медоносные растения», «Кто больше назовет отличий» (пчела, оса, шмель), «Кто как поет?», «Найди пары. С каких цветов собирают пчелы нектар», «Пчеловод и его инструменты», «Зоологическое лото», «Растения-медоносы», «Кто больше назовет продуктов пчеловодства»; Игры-эмпатии «Пчела на цветочном лугу», «Разговор пчелы и цветка»; Игры-драматизации «Шурале», «Доктор Медуница», «Пчела и муха», «Зосима-пчельник»; Игры-импровизации «разговор цветов», «Пчела-царица со своей свитой», «Пчелы-воспитатели в яслях», «Сражение пчел-воинов», «В гостях у Шурале», «Танец пчелы-разведчицы», «Полет пчелиного роя», «Куница-лакомка»; Инсценировка и драматизация: «Медведь и пчелы» (по мотивам башкирской сказки), «Сорока и медведь», «Пчела и комар» (по стихотворению А.Игебаева) |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Цветущая поляна»; Рисование «Ложка для меда»; Рисование «Башкирский мед»; Лепка «Медовница»; Лепка «Медведь с бочонком меда»; Лепка из соленого теста кондитерских изделий башкирской и русской кухни (чак-чак, юаса, пряники); Коллаж «На пасеке» (коллективная работа); Рисование воском по сюжетам башкирских сказок Конструирование из бумаги «Пчела», «Туесок для меда»; Конструирование из коробок «Ульи для пчел»; Конструирование из бумаги сот, книжек-малюток «Пчелка»; Конструирование из бумаги мобиля «Пчелиный рой»; Музыкально-литературная композиция «Легенда о башкирском меде»; Развлечение «Праздник лета»; Заучивание песен «Летние цветы» (муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой), «Качается цветок» (муз. Раухвергера, сл.Френкеля),»Пчелка» (муз. Виленского, сл. Ковальчука), «Хор пчелок» (сл. И муз. Л.Олиферовой), «Песенка пчел» (муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой) |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Дикие и домашние пчелы», «Медведь и пчелы», «Быстрая пчела», «Улей», «Пчелы и цветы», «Пчела и ласточка» |
Работа с родителями | Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной и игровой деятельности; Оборудование остановки «Пасека» на экологической тропинке детского сада; Посадка медоносных растений на экологической тропинке детского сада; Оборудование летнего кафе «Медуница» на экологической тропинке детского сада |