
СОДЕЙСТВИЕ В СОЗДАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, АДМИНИСТРАТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, А ТАКЖЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Северо-Кавказский институт-филиал
Тема итоговой аттестационной работы:
методическая разработка внеклассного занятия по теме:
«Сундучок с деньгами»
Составители:
Керимова Оксана Курбановна, учитель начальных классов, МКОУ «СОШ № 5», г. Кизляр, Республика Дагестан;
Курбанова Майран Асадуллаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Михеевская СОШ», с. Михеевка, Кизлярский р-н, Республика Дагестан;
Магомедова Изагат Гаджиевна, учитель начальных классов, МКОУ «Краснооктябрьская СОШ», с. Краснооктябрьское, Кизлярский р-н, Республика Дагестан;
Магомедова Халум Аслудиновна, учитель начальных классов, МКОУ «Вышеталовская СОШ», с. Выше-Таловка, Кизлярский р-н, Республика Дагестан;
Маркелова Лилия Вячеславовна, учитель физической культуры в начальных классах, МКОУ «Прогимназия «Ласточка», г. Кизляр, Республика Дагестан;
Парфенюк Наталья Александровна, воспитатель группы продленного дня, МКОУ «Прогимназия «Ласточка», г. Кизляр, Республика Дагестан;
Рабаданова Динара Курбановна, учитель начальных классов, МКОУ «Бондареновская ООШ», с. Бондареновское, Кизлярский р-н, Республика Дагестан;
Шахбанова Джумай Жапаровна, учитель начальных классов, МКОУ «Косякинская СОШ», с. Косякино, Кизлярский р-н, Республика Дагестан.
Старший методист РМЦ по Ставропольскому краю
____________ Григорьева А.В.
г. Кизляр, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1.1. Общая характеристика занятия 4
1.2. Педагогическая и методическая характеристика занятия 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
Приложение 1 10
ВВЕДЕНИЕ
Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. – Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн.
На данном занятии учитель ставит перед собой цель донести до учащихся значимость денег в жизни человека. Предложенная разработка классного часа позволит учащимся получить более четкие знания об истории возникновения денег. По итогам классного часа учащиеся научатся размышлять, различать древние монеты разного достоинства и разной ценности. Данный классный час позволит расширить кругозор, знаний о бартере как операции взаимообмена товарами.
Данная методическая разработка по проведению классного часа проводится с целью формирования и закреплению знаний по теме «История возникновения денег».
За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль:
“Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Я считаю, что гипотеза, которая была обозначена мной в начале моего исследования нашла, своё подтверждение
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1. Общая характеристика занятия
Объект:
Место: г. Кизляр
Учреждение: МКОУ «Вышеталовская СОШ»
Участники проекта:
Педагог: Магомедова Халум Аслудиновна
Обучающиеся 2 класс
Название темы: «Сундучок с деньгами»
Вид деятельности обучающихся: внеклассное занятие
Тип занятия: комбинированное
Оборудование и характеристика образовательной среды: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточные материалы (карточки, задачи и т.п.), листы формата А 4, цветные карандаши.
Учебно-методическое обеспечение:
Основная литература
Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 c.
Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.
1.2. Педагогическая и методическая характеристики занятия
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о роли денег в жизни человека; познакомить с историей возникновения денег.
Задачи занятия:
1. Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.
2. Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности.
3. Познакомить с древними монетами разного достоинства и разной ценности.
4. Расширить кругозор, знания о бартере как операции взаимообмена товарами
предметные: усвоение понятий по теме деньги
личностные: овладение предметными умениями и навыками, воспитывать бережливость.
Продолжительность занятия «Сундучок с деньгами» - 45 минут.
Таблица 1
Этап | Продолжительность | Действия обучающихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Организационный | 1 мин | Готовят рабочее место, приветствуют учителя. |
Мотивация Мини-беседа о деньгах | 5 мин | Учащиеся сами определяют тему урока на основании мультфильма Простоквашино(эпизод с кладом). Отвечают на вопросы о деньгах (что это?) |
Приход гостя. Письмо- презентация | 8 мин | Приветствуют гостя почтальона Печкина. Слушают письмо об истории денег |
Физминутка | 1 мин | Выполняют упражнения |
Практический этап (работа в группах) | 10 мин | Учащиеся разбиваются на 4 группы и выполняют задания (разгадывают загадки, собирают пословицы, дописывают слов) |
Презентация результатов (Подведение итогов игры) | 8 мин | Демонстрируют результаты своих работ (каждая группа отдельно) Оценивают результаты соперников |
Творческая работа | 9 мин | Рисуют деньги будущего |
Рефлексия | 3 минуты | Отвечают на вопросы обсуждают, высказывают свое мнение. Показ смайликов (настроений) |
Организационный этап предполагает приветствие, проверку отсутствующих учащихся и готовности к началу уроку. Данный этап помогает сконцентрировать внимание учащихся. Продолжительность этапа составляет 1минуты.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
-У.: -Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный классный час, а именно урок-игра.
Роль преподавателя: коммуникатор
Мотивация учебной деятельности. Мини-беседа о деньгах: Используется иллюстративный метод. Просмотр иллюстраций из мультфильма «Трое из Простоквашино», учащиеся называют персонажей и отвечают на вопросы учителя. Он проводит с ними беседу и задает следующие вопросы:
У.: Давайте с вами посмотрим на доску. Из какого мультфильма этот фрагмент?
Д.: Простоквашино.
У.: Что интересного вы увидели в фрагменте мультфильма?
Д.: Кот Матроскин, пес Шарик и дядя Федор нашли клад (сундук с деньгами).
У.: А для чего нужны им деньги? Что они с ними сделают?
Д.: Они купят корову.
У.: А для чего им нужна корова?
Д.: Корова дает молоко, а молоко они будут продавать.
У.: А зачем продавать молоко?
Д.: Что заработать деньги.
У.: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
Д.: О деньгах.
У.: Молодцы, ребята, вы догадались! Мы сегодня с вами будем говорить о деньгах. Кто-нибудь из вас сейчас сможет сказать, что такое деньги?
- А знаете ли вы что такое деньги?
- Откуда они появились?
А какими деньгами пользовались раньше?
Д.: Варианты ответов детей.
Роль учителя: собеседник, коммуникатор.
Письмо-презентация: Стук в дверь. Входит почтальон Печкин с письмом в руках и передает его учителю в руки. Дети встречают почтальона Печкина, учитель предлагает зачитать письмо, присланного из древних времен с использованием слайдов. Учитель посредством слайдов рассказывает о происхождении денег, о том, что в древние времена вместо денег использовали различные предметы такие как: ракушки, клыки, курочек, перышки и т.д.
У.: Ребята, давайте откроем это письмо и прочтем его (учитель зачитывает письма, показывая презентацию).
Письмо: Основная причина, из-за которой появились первые «деньги» - развитие торговли. А случилось это очень давно - 7 тысяч лет назад. Люди обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины.
Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины- победители – своих пленников.
Первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы. Нам бы, ни за что не догадаться, что это они и есть: в одних местах деньгами был живой скот: овцы, коровы, быки. В других местах деньгами служили птичьи перья, зерно, соль, сушенная рыба. А в Мексике, например, какао-бобы, в Сибири и Канаде в ходу были «меховые» деньги — шкуры зверей.
Постепенно же, через века, они уступили место деньгам более удобным. Таким, например, как ракушки морского моллюска каури.
Ни много, ни мало — просуществовали каури в качестве платежного средства до самого ХХ века.
Это и понятно — они же удобнее шкур или зерна. Не повторятся и не теряют вида. Их можно нанизать на шнурок — вот и кошелек для хранения.
Но стоили они не очень дорого – за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин.
Считалось, чем больше раковина, тем богаче человек, который ею обладает.
Сегодня такие раковины продаются как сувениры.
А вот еще удивительная единица — фея — это самая крупная и странная форма каменных денег. Феи — это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты — феи лежали перед домом владельца, что говорило о его богатстве.
Люди перепробовали немало «денег», пока их развитие не привело к деньгам металлическим. Но и эти деньги мы бы с вами не узнали. Они были в виде брусков, колец, полуколец, прутиков, слитков.
Мини-беседа:
У.: О чем говорилось в письме?
Д.: Ответы детей.
У.: Что нового узнали?
Д.: Ответы детей.
Роль учителя: организатор, инструктор, коммуникатор
Физминутка: Учитель вместе с детьми выполняет зарядку. Продолжительность этапа -1 минута.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.
Роль учителя: организатор, инструктор.
Практический этап проходит к групповой форме игры с проблемными ситуациями. Продолжительность этапа составляет 10 минут. У каждой группы на парте сундук с заданиями (загадки, пословицы, задачи, допиши словечко). Учащиеся делятся на команды в 4 группы и выполняют задания, связанные с деньгами.
Задание для 1 группы «Отгадай загадки»
1. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)
2. Мала, кругла, покатана, как убежит, не догонишь. (Монета)
3. Кто меня сделал – не сказывает.
Кто меня знает – принимает,
А кто знает – на двор не пускает. (Фальшивая деньга)
4. Одно брюхо, четыре ухо. (Кошелек)
5. Книга - раздвига,
Два листа, а середка пуста. (Бумажник)
Задание для 2 группы «Собери пословицу».
1. Без нужды живет, кто деньги бережет.
2. Не деньги нас наживали, а мы деньги нажили.
3. Через золото слезы льются.
4. Пушинка к пушинке, а выйдет перинка.
5. Не по деньгам товар – не по товару деньги.
Задание для 3 группы «Допиши словечко».
На товаре быть должна
Обязательно… (цена)
На товаре быть должна
Обязательно… (цена)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в … (банке).
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет… (бизнесмен)
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
Задание для 4 группы «Реши задачки»
Мама дала Грише денег на покупку хлеба. Он потратил 25 руб. на хлеб и у него осталось 15 руб. Сколько денег дала мама Грише?
Стул стоит 32 руб., кресло 59 руб., а диван столько, сколько стул и кресло вместе. Сколько стоит диван?
Роль преподавателя на данном этапе – фасилитатор, наблюдатель.
«Презентация работ учащихся - этап занятия, который составляет 8 минут. Учащиеся презентуют свои столы, обосновывают целесообразность выбора тех или иных вариантов ответов, рассказывают решение задач.
Учитель наблюдает, следит за соблюдением временных рамок. Каждому ученику дается по 2 минуты на представление сделанного задания
Роль учителя: организатор, наблюдатель, собеседник.
Творческая работа: продолжительность этого этапа составляет 7 минут. Дети рисуют деньги будущего. Работы детей поощряются медалями (шоколадными).Учитель наблюдает за работой детей.
У.: Ребята, представьте деньги будущего. Какими вы их видите?
Давайте их нарисуем.
Роль преподавателя на данном этапе: организатор, наблюдатель.
Подведение итогов урока: на этом этапе учитель подводит итог, опираясь на слайд в котором персонажи из Простоквашино нашли клад, учитель и ученики приходят к выводу, что деньги играют огромную роль в жизни людей.
У.: Что нового мы узнали на уроке?
Д.: Варианты ответов детей.
У.: Что больше всего понравилось?
Д.: Варианты ответов детей.
У.: Понравилось ли вам мероприятие?
Д. Варианты ответов детей.
Роль учителя: организатор, модератор
Последним этапом является рефлексия, которая длится на 2 минуты.
На этом этапе обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя и оценивают эффективность проведенного занятия:
С какой новой информацией вы познакомились сегодня?
Так какими были первые деньги?
Какими деньгами удобнее пользоваться?
Расскажите о своих ощущениях по итогам занятия?
Таблица 2
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
Организационный | словесный | - |
Мотивация. Мини- беседа о деньгах | Иллюстративный, словесный | вопросы |
Приветствие гостя. Письмо- презентация | наглядный | - |
Физкультминутка | практический | |
Практический этап (работа в группах) | проблемный | Задачи, загадки, пословицы |
Презентация результатов. Подведение итогов игры | наглядный | - |
Творческая работа | практический | Рисунок |
Рефлексия | словесный | Вопросы |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе занятия учащиеся приобрели первичные навыки возникновения денег , их использования. Для достижения цели занятия мы использовали следующие методы: словесный, наблюдательный, организаторский, иллюстративный, игровой. Выбор данных методов обучения обусловлен, в первую очередь, целями и задачами занятия, а так же возрастными и личностными особенностями учащихся. Комбинация методов позволит педагогу сформировать у учащихся соответствующие компетенции (познавательные, развивающие, игротехнические), а так же в не навязчивой форме освоить важный практический материал. Изучение данной темы будет продолжено в последующих классах, что позволит расширить знания учащихся по заявленной проблематике. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература
Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 c.
Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.
Дополнительная литература
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.
Интернет-источники
Финграмотность в школе.рф
«История денег» URL: http://pro.lenta.ru/money
Приложения
Слайд 1

Приложение 1
Приложение
Собери пословицу».
1. Без нужды живет, кто деньги бережет.
2. Не деньги нас наживали, а мы деньги нажили.
3. Через золото слезы льются.
4. Пушинка к пушинке, а выйдет перинка.
5. Не по деньгам товар – не по товару деньги
0