Практическая готовность к педагогической деятельности
Подготовила:
Соловьева Виктория
Ш-22 группа
Практическая готовность учителя к педагогической деятельности в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях – умениях педагогически действовать , которые представлены организаторскими и коммуникативными умениями.
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива.
К организаторским умениям относятся:
Мобилизационные умения. Связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формированием потребности к знаниям и вооружением учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда; актуализацией знаний и жизненного опыта воспитанников с целью сформировать у них творческое отношение к окружающему миру; созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков.
Информационные умения. Обычно их относят только к непосредственному изложению учебной информации, между тем они имеют место и в способах её получения. Это умения и навыки работы с печатными и электронными источниками, умения дидактически преобразовывать, т.е. интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.
Развивающие умения. Они предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления; формулирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
Ориентационные умения. Направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, их отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.
От коммуникативных умений зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимися, коллегами, родителями.
К коммуникативным умениям относятся:
Перцептивные умения. Связаны с восприятием человека
человеком. Они необходимы педагогу при изучении
особенностей другого субъекта
общения, его расположенности к
общению и сводятся к наиболее
общему умению понимать
других (учащихся, учителей,
родителей).
Умения собственно общения. Направлены на моделирование предстоящего общения и установление психологического контакта с классом; создание обстановки коллективного поиска, совместной творческой деятельности; формирование настроенности воспитанников на общение с педагогом и предметом его преподавания.
Умения педагогической техники. Являются необходимым условием повышения эффективности общения . Это умения стимулировать активность как отдельных учащихся, так и коллектива в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в общении с воспитанниками , управлять их вниманием , темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.
Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы педагог в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: массовика-затейника, тренера-общественника по одному или нескольким видам спорта, инструктора по труизму, экскурсовода, художника-оформителя, руководителя кружка, хоровика-дирижера, постановщика танцев, кинодемонстратора, инструктора по техническим средстав и др.
Список литературы:
1. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений/В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М. : Издательский центр «Академия»,2008.- 576 с.