Просмотр содержимого документа
«Практическая психология»
Практическая психология в школе
Для каждого ребенка пришедшего в школу, встреча с первым учителем это встреча с новым и неизвестным. Это встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести уверенность в будущем, найти в его лице друга и старшего товарища. А может, и нет. Это полностью зависит от профессионализма и компетентности, а также от личностных качеств, преподавателя.
Это произойдет только в том случае, если учитель увидит в каждом ученике уникальную личность. Будет чувствовать и принимать близко к сердцу проблемы детей. Нужно отойти от опыта авторитарного и перейти на опыт сотрудничества, личностно-гуманный подход.
Для этого учителю необходимо пополнять свои личностные ресурсы, углубить свои знания о сущности гуманизации педагогического процесса.
Мы прекрасно понимаем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности. Ребенок осваивает новую для себя роль- роль ученика, включающая в себя новые требования, однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает сложно и болезненно.
Понятие школьная адаптация стало использоваться для описания различных проблем и трудностей у детей различного возраста, возникающих в связи с обучением в школе. В это понятие укладывается отклонения учебной деятельности, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у условно здоровых детей или у детей с ОВЗ.
Школьная дезадаптация - это появление не адекватных механизмов, во время приспособления ребенка к школе. Главная причина школьной дезадаптации, младших школьников, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок не чувствовал дома переживание «МЫ», он и в социальную общность школы входит с трудом. Ещё одной причиной дезадаптации школьников является то, что трудности в учебе и поведении, осознаются в основном через отношения к ним учителя, часто связаны с отношением к ребенку, к его учебе в семье.
Вполне естественно, что преодоление любой формы дезадаптации должно быть направлено на устранение причин её вызывающих. Для этого существуют коррекционные программы.
Любая коррекционно-развивающая программа строится на диагностической основе. В любом случае диагноз-это выявленные трудности ребенка. Если программу реализует психолог, он может провести психодиагностическое исследование.
Другой вариант- совместная работа учителя и психолога. Такой подход представляется наиболее продуктивным, особенно если это один человек. Почти все коррекционные программы содержат несколько этапов: ориентировочный, реконструктивный, формирующий и закрепляющий, они проводятся с постоянной группой детей примерно одного возраста, желательно разного пола (класс до 15 человек) . Каждое занятие длиться от 30 до 45 минут(кроме детей с ОВЗ, для них программа разрабатывается индивидуально с учетом рекомендаций ПМПКа). Минимальное число занятий 5 максимальное 30.
В процессе занятий нужно использовать элементы изотерапии, музыкотерапии, танцевальнотерапии, библиотерапии. Каждое занятие можно заканчивать цветописью настроения.