1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 9 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | №36 , 2 четверть |
Тема урока | Повторение темы «Сложносочиненное предложение» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: формирование языковой компетенции, читательской грамотности, воспитание сознательной дисциплины и любви к родине, к Героям Отечества. |
Метапредметные: Коммуникативные: умение работать с информационным материалом; умение грамотно строить устное монологическое и диалогическое высказывание; Познавательные: вырабатывать умение наблюдать, анализировать, аргументировать, доказывать, делать выводы. Регулятивные: учить школьников оценивать свою деятельность. Формировать установку на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач. |
Предметные: отрабатывать умения находить ССП в тексте, понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения; расставлять знаки препинания в ССП; уметь производить синтаксический разбор ССП. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): эпиграф о Героях Отечества, синтаксическое исследование ССП по тексту ОГЭ, подготовка к ОГЭ, сочинительные союзы, синтаксический разбор, знаки препинания в ССП, составление памятки по теме урока, словосочетание, творческая работа ( письмо солдату). |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по русскому языку в 9 классе на тему «Повторение ССП», урок повторения и закрепления материала. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования: Рабочие листы, текст по материалам ОГЭ (отрывок из книги русской советской писательницы Ф.А.Вигдоровой «Мой класс»), портрет Зои Космодемьянской, письма солдатам Презентация PowerPoint на тему урока, элементы материалов из сети Интернет, видеоролик о З. Космодемьянской Мультимедийный проектор, экран, ИКТ на данном уроке позволяют визуализировать условия контекстных задач, разнообразить деятельность обучающихся. Задание на актуализацию опорных знаний. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Цель этапа – подготовка учащихся к плодотворной работе на занятии в режиме сотрудничества. На данном этапе осуществляется психологический настрой учащихся на освоение знаний и новых способов действий, включение учащихся в деловой ритм работы. Учащиеся отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение. На данном этапе надо было учащимся из слов собрать предложение. Это был эпиграф к уроку, который «красной нитью» проходил через весь урок. На доске слова: не умрет, вечно, Герой, и, живет, память, никогда, о нем. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового. |
Цель этапа – установить правильность и осознанность выполнения задания самоподготовки всеми учащимися, выявить пробелы, выполнить коррекцию знаний. Стали рассуждать и приходить к общему выводу, кто такой герой, исходя из составленного предложения. Вспомнили, что отмечается 9 декабря. Учащиеся расставили необходимые знаки препинания, таким образом, определили тему и предложили постановку цели урока. Формы: фронтально, устно |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Цель: повторить и обобщить знания по теме «ССП». Научиться внимательно, детально анализировать текст, применяя лингвистические знания по теме урока. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
5 декабря Классная работа Тема: «___________________________________________» Эпиграф___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Качества героя: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Работа с текстом: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Памятка по ССП: ________________________________________________________________1.Схема:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Виды союзов: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.Запятая не ставится: ________________________________________ Учитель: Среди предложений 3-7 найдите предложение, соответствующее схеме. Выпишите ее в рабочие листы, в том числе и нашу схему. (Один ученик выходит к доске и записывает данное предложение по схеме). Учитель: Докажите, что оно соответствует схеме. Какой вид союза соединяет части ССП? (О: Противительный). (На экран выводится слайд 2) Учитель: Найдите еще предложение, которое соответствует схеме на экране. Зачитайте его, пожалуйста. Ответ: 7 Учитель: Какой здесь союз соединяет части сложного предложения? (соединительный). Таким образом, мы уже сказали, что есть какие виды союзов? (О: противительные и соединительные). |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Исследовательская деятельность (работа с текстом ОГЭ), работа у доски, заполнение рабочих листов , составление памятки с опорой на знания правила по теме урока. Учитель: А теперь найдите среди предложений 19-25 предложение с разделительным союзом. (О: 24) Учитель: Зачитайте его. Выпишите в рабочий лист. (Один ученик записывает на доске.) Учитель: Докажите, что это ССП? Почему нет запятой между частями ССП? (О: все его части являются вопросительными). Учитель: В этом же абзаце укажите еще одно ССП, в котором отсутствует запятая. (Дети читают, один ученик записывает у доски ). Почему здесь нет запятой? (О: есть общий второстепенный член). В каких еще случаях не ставится запятая? (дети отвечают). СЛАЙД №4 вывести на экран. А теперь давайте попробуем сделать так, чтобы вначале предложения было вводное слово.. (Дети составляют устно). Учитель: таким образом, ребята, мы, выполняя задания по тексту, составили памятку по ССП. Определите, какое значение вносят сочинительные союзы в ССП. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Творческая работа: письмо солдату (раздать заготовки). Учитель: употребив данные словосочетания и одно- два ССП, напишите письмо Герою нашего времени, солдату СВО. Читают (2-3 человека), складывают в конверт. Учитель: эти письма мы отправим нашим солдатам, которые стойко, мужественно, отважно защищают нашу Родину и оберегают наш покой. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
На уроке шла взаимосвязь русского языка и истории. Ученица 9 класса рассказала в видеоролике краткую биографию Зои Космодемьянской. Учитель: Давайте посмотрим небольшой видеоролик о нашем герое. Учитель: А что вы знаете о Зое? В истории и памяти благодарных потомков она навсегда останется 18-летней девушкой.( В ноябре 1941 года, в самые тяжелые дни наступления немцев на Москву, она выполняла боевое задание в немецком тылу на подступах к столице, была схвачена гитлеровцами в деревне Петрищево и зверски убита ими. ) Образ Зои Космодемьянской отражен в разных видах искусства. В нашем городе тоже есть памятник З.К., который находится по улице Рошаля. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
На уроке идет частичная подготовка к ОГЭ: задания 9(словосочетания), часть 2 работа с текстом. Эта памятка поможет вам для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Учитель:Кроме заданий, связанных со сложными предложениями, в заданиях по ОГЭ встречаются словосочетания. Вернемся к 9 предложению. Прочитаем его. Попробуем с данными словами, такими как: «прямота», «стойкость», «мужество» (мы их прикрепили к нашему эпиграфу) составить словосочетания трех видов (согласование, управление, примыкание) по схеме: Сущ.+прил- согласование Гл+сущ- управление Гл+ нар.-примыкание. Составляют и выходят записывать к доске. Остальные записывают словосочетания в рабочий лист. (О: мужественный поступок, проявленное мужество, проявить мужество, выдержать стойко, переносить мужественно). |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Работа с текстом (читательская грамотность) Учитель: Вы поняли о ком этот текст? (О: о герое). Учитель: О каком герое идет речь в этом отрывке? О: О Зое Космодемьянской. Учитель: А что вы знаете о Зое? Учитель: Какими качествами должен обладать герой по мнению автора этого текста? (Дети отвечают). Учитель: Найдите строки и прочитайте . Учитель: На ваш взгляд, какими качествами еще должен обладать герой? О: смелость, отвага, самопожертвование и т.д.). Учитель: Действительно, Зоя никогда не отказывалась помочь тем, кто нуждался в ее помощи. Она обладала стойкостью, силой, волей, готовностью служить народу и Родине. Учитель: Определите тип текста? (О: повествование с элементами рассуждения) Учитель: В каком стиле написан текст? (О: Художественный). |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Учитель: употребив данные словосочетания и одно- два ССП, ориентируясь на составленную памятку, напишите письмо Герою нашего времени. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы. Выставление оценок за урок. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Дополните предложения: Я понял (а)… Я узнал (а)… Я разобрался (ась)… Я похвалил (а ) бы себя … Было интересно … Было трудно… Как символ героизма и мужества является георгиевская ленточка. Перед вами лежат кусочки ( элементы) георгиевской ленточки. Ребята, если цель урока достигнута, и мы смогли повторить с помощью художественного текста ССП, то давайте в память о героях прошлого и настоящего сделаем одну большую георгиевскую ленту. (Оформляют доску георгиевской лентой). И наша георгиевская лента как символ нашей памяти, связи поколений и воинской славы героям. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Выписать 6 ССП с разными союзами из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». |