СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа «Совершенствование навыков письма и говорения»

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа»

















































Практическая работа по теме «Нормы литературного языка».

Контрольные вопросы:

1. Определите понятие «литературный язык».

2. Дайте определение понятию «норма литературного языка».

3. Охарактеризуйте виды и типы норм.

4. Назовите известные вам нормативные словари.

Практическая часть.

Нормы произношения.

Задание 1. Расставьте ударения в словах:

Агент, арбуз, алфавит, анатом, апостроф, арахис, аристократия, атлас (собрание географических карт), атлас (ткань), баловать, бюрократия, валовой, верование, дефис, добыча, договор, дозвониться (дозвонишься, дозвонятся), документ, жалюзи, завидно, задолго, закупорить, звонить, звонишь, изобретение, искра, каталог, квартал, коклюш, колледж, красивее, мастерски, мельком, новорожденный, обеспечение, облегчить, осведомить, паралич, премировать, приговор, принудить, средства, столяр, туфля, феномен, ходатайство, черпать, щавель, эксперт, экспертный.

Задание 2. Произнесите правильно слова. В каких случаях возможно только произношение (шн), а в каких (чн)? В каких допустимы оба варианта?

Конечно, заочник, молочница, молочный, уличный, скучно, точно, нарочно, нарочный, прачечная, булочная, отличник, позвоночник, сердечно-сосудистый, яичница, Ильинична, порядочный, скворечник, почечный, пустячный, спичечный.

Задание 3. Правильно произнесите слова:

Афера, опека, бытие, дебелый, современный, одновременно, зев, хребет, шлем, всплеск, истекший, отцветший, оседлый, оседланный, одноплеменной.

Морфологические нормы.

Задание 4. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении имён существительных.

В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к различным социальным средам. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. Партизаны иногда попадали в окружения, но смело вырывались из них. Нужно воспитывать у молодёжи правильные отношения к явлениям окружающей действительности. Опытные шофера уверенно вели машины, лавируя между пешеходами.

Задание 5. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении форм имён существительных, прилагательных, числительных и местоимений.

Роль Несчастливцева в «Лесу» А.Островского исполнил молодой талантливый актёр. В магазине большой выбор туфлей, ботинок, носок, джинс. Участник шоу должен быть более увереннее и активнее. В зале присутствовало более пятиста известных учёных. Никто не выполнил тест лучше него. В числе пострадавших – шестеро женщин. Народные мастера пользовались самыми простейшими орудиями труда.

Лексические нормы.

Задание 6. Найдите и объясните ошибки в предложениях и словосочетаниях.

- Линяют лисицы, у куниц скоро появится наследство. И стоят наши дальневосточные берёзы в подвенечном саване.

- Подвести резюме, дефекты стиля, ограбить деньги, завоевать звание чемпиона, преклонить голову, закадычная подруга.

Задание 7. Определите, в каких из приведённых примеров допущена лексическая ошибка, а какие содержат стилистический приём.

Наконец правительство добилось значительного ухудшения жизни народа. Пушкин самый первый оценил всю полноту русской женщины. В постель её уложили ревность и слёзы (А.Чехов). В этом году нас постигло ещё одно событие – гуманитарная помощь запада. Морозом выпитые лужи Хрустят и хрупки, как хрусталь (И.Северянин). Яблоко с родинкой; кипучий лентяй (Ильф и Петров). И подумывают так: «Что за умница дурак!» (С.Маршак). Греки своими острыми носами пробивали корабли персов.

Синтаксические нормы.

Задание 8. Правильно запишите словосочетания:

Указать о правонарушении

Согласно справки

Оплата за операцию

Разговоры за нетрудоспособность

Ответить о письме

Задание 9. Проанализируйте предложения, объясните суть ошибок и их причины.

Приезжая из Петербурга, Хлебников тал вести тяжёлую жизнь. Прочитав повесть В.Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет. Провожая сына на войну, по его щеке катится слеза. Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.



















Практическая работа «Совершенствование навыков письма и говорения»

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение термина «культура речи».

2.Укажите направления совершенствования культуры речи.

3.Назовите и охарактеризуйте две формы речи, которые обеспечивают передачу информации.

4.Как связана речевая культура и успешное деловое общение.

Практическая часть.

Задание 1. Расставьте ударение в словах. Объясните их значение.

Дефис, саммит, маркетинг, диспансер, некролог, квартал, пуловер, феномен, эксперт, каталог.

Задание 2. Какой звук: (Е) или (О) произносится под ударением в приведённых ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка».

Желоб, жернов, желчь, шерстка, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, бесхребетный, дебелый, бревенчатый, издевка, маневр, маневренный, новорожденный, опека, несвоевременный, никчемный, приведший, принесший, истекший, передержка, острие, бытие, падеж (скота), падеж (в грамматике).

Задание 3. Произнесите правильно слова:

Афера, опека, дебелый, современный, одновременно, зев, хребет, всплеск, истекший, отцветший, оседланный, одноплеменной.

Задание 4. От данных глаголов при помощи суффиксов –ыва-, -ива- образуйте другие и запишите, выделив корневые гласные и расставьте ударение.

Заработать – зарабатывать, освоить, удостоить, усвоить, удвоить, затронуть.

Обусловить – обусловливать, опорочить, подытожить, сосредоточить, упрочить.

Задание 5. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, которые зависят от ударения.

Атлас, видение, ледник, характерный, рожки, уже, острота

Задание 6. Поставьте ударение в кратких формах прилагательных.

Бедна, бедно, бедны; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны.

Задание 7. Поставьте ударение в глагольных формах.

Звал, звала, звало, звали; начал, начала, начало, начали; отнял, отняла, отняло, отняли; понял, поняла, поняло, поняли; нанял, наняла, наняло, наняли.

Задание 8. Составьте все возможные сочетания с производными предлогами.

СОГЛАСНО постановление

приказ

статья

закон

ВОПРЕКИ распоряжение

деятельность

старание

БЛАГОДАРЯ усилие

Задание 9. От существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

1.

1.Башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, туркмены, цыгане, турки.

2.Киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты.

3.Вольты, амперы, микроны, аршины. Метры, граммы, килограммы, гектары. Лимоны, баклажаны, помидоры, апельсины, мандарины.

4. Валенки, чулки, носки, сапоги, ботинки, ремешки.

2.

1.Ставня, басня, песня. Ступня, западня, ноздря.

2.Кегля, сакля, распря. Вафля, туфля, оглобля. Свадьба, усадьба.

3.

1.Окошки, зернышки. Войско, яблоко.

2.Число, кресло, бревно, полотно, ребро, ядро.

3.Одеяльце, полотенце, блюдце. Болотце, кружевце, копытце, корытце.

4.

1.Часы, щипцы, мостки, очки. Заморозки, мемуары, счёты, плоскогубцы. Обои, побои.

2.Брызги, брюки, бусы, каникулы, макароны. Деньги, потёмки, носилки, салазки.

3.Будни, ясли, клещи. Дрожжи, люди, отруби, сани.

Задание 10. От существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.

1.Борт – борта, ворох, директор, инспектор, катер, купол, невод, окорок, округ, ордер, паспорт, профессор, фельдшер, штемпель.

2.Бухгалтер – бухгалтеры, возраст, госпиталь, диспетчер, договор, инженер, лектор, пекарь, порт, приговор, прожектор, редактор, ректор, свитер, торт, тренер, шофёр, штаб.

Задание 11. Запишите словами числительные в следующих сочетаниях.

С 8 подругами, 50 километрами, с 400 рублями, с 1027 рублями, в 2014 году, по 25 больных, по 10 окон, массой в 1548 тонн.

104 (сутки), 23 (ножницы), 15 (щипцы), 33 (сани).

К 2007 году, о 2022 годе.

Задание 12. Просклоняйте числительные четверо друзей, оба фельдшера.

Задание 13. В конструкции заявление кому? Какие имена, отчества и фамилии меняются?

Гадагатль Аскер Хасанович

Литвиненко Наталья Михайловна

Жук Матвей Иванович

Маркарьян Артур Аршакович

Задание 14. Исправьте предложения.

Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых лекарственных препаратов на организм. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. Подготовить проект к сроку – для них самая наисложнейшая проблема. Всё это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании колледжа. В продаже имеется украшение стоимостью 30 миллиона рублей.

Задание 15. Составьте словосочетания.

Аллергия (на что?)

Заплатить (за что?)

Оплатить (что?)

Внести (что?)

Жалоба (на кого?)

Надеть (что?)

Одеть (кого?)

Указать (на что?)

Отзыв (на что?)

Рассказать (о чём?)













Упражнения по теме «Лексика и фразеология».

Задание 1. Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарём паронимов, найдите 5 паронимических рядов.

Дипломат – дипломант – дипломник; цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый.

Задание 2. Укажите случаи нарушения традиционной контекстно-лексической сочетаемости.

А) Автор учебника, автор платья, автор концерта, автор урока, автор гарнитура, автор скандала, автор произведения.

Б) Снизить количество изделий, снизить учёбу, снизить успеваемость, снизить запросы, снизить требования.

Задание 3. Укажите ошибки, связанные с незнанием сочетаемости слов.

Ученики дважды прослушали беседу о творчестве М.Булгакова. Повесть «Поединок» А.Куприна подготовлена плеядой рассказов, посвящённых жизни армии. «Слово о полку Игореве» поймёт каждый человек, который подлинно любит свою Родину. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности. Каждый студент выказал своё кредо.

Задание 4. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких – в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное – невероятное, большая или меньшая половина, зайтись лёгким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

Задание 5. Определите, каким синонимом следует заменить выделенное слово и почему.

Ему было печально, но в то же время интересно читать эту книгу. Студенты малость переигрывают в новом спектакле. Я уже давно не кушаю в этой столовой. Я мыслю, что сдам экзамен. Преподаватель литературы поведал о жизни и творчестве писателя.

Задание 6. Определите значения данных омонимов, составьте с ними словосочетания.

Компания – кампания, колос – колосс, адаптировать – адоптировать.

Задание 7. Пользуясь словарями, объясните значения новых фразеологизмов.

Белая пудра, вставные челюсти, детский сад, каменный век, красный карандаш, крёстный отец, пожарная команда, стиральная доска.