СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по БЖС: Тема: Анатомии и строения человека. Практическая работа Тема: Назначение органов и их функции в организме.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все в мире подчиняется закону единства и взаимопроникновения противоположностей. В природе все уравновешено, стремится к норме, к гармонии. Так и в организме человека.

Обязательным условием нормального функционирования каждой из систем организма (если рассматривать их в отдельности) является обеспечение благоприятных (оптимальных) условий. Функции систем заложены природой, как саморегулирующиеся. Ничто не может до бесконечности повышаться или понижаться. Все обязательно должно приходить к среднему значению.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по БЖС: Тема: Анатомии и строения человека. Практическая работа Тема: Назначение органов и их функции в организме.»



Практическая работа № 16.

Тема: Знание анатомии и строения человека.

Практическая работа № 17

Тема: Назначение органов и их функции в организме.


Цель работы: 1. Исследовать как внутренние, так и внешние связи организма

2. Изучить взаимозависимости органов с их функциями.

Время выполнения работы 4 часа.


Материальное обеспечение:

1. Схемы: Системы человеческого организма

2. Секундомер, ростомер, весы, тонометр.

3. Видеофильмы, слайды

4. Методическое пособие по практической работе

Ход выполнения лабораторной работы:

1. Знание анатомии и строения человека.

2. Назначение органов и их функции в организме.

3. Задание: Напишите органы, образующие каждую из систем организма, назовите болезни фактора риска, хронические и инфекционные заболевания ,которые могут образовываться в органах и системах организма

4. Задание: Заполнить таблицу «Воздействие никотина и алкоголя на организм человека»


Контрольные вопросы:

1. Костная система. Кости скелета туловища.

2. Как устроена мышечная система.

3. Как устроена нервная система человека.


Используемые источники:

2. 1. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека: учебник для ВУЗОв. СПб: Медицина. Т.1, т.2, 1994; т. 3, 1998.

2. Фетюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

3. Шмидт Р. Физиология человека / Р. Шмидт, Г. Тевс.
М.: Мир, 1996.

ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Знание анатомии и строения человека.

2. Назначение органов и их функции в организме.

3.Задание: Напишите органы, образующие каждую из систем организма, назовите болезни фактора риска, хронические и инфекционные заболевания ,которые могут образовываться в органах и системах организма.

4.Задание: Заполнить таблицу «Воздействие никотина и алкоголя на организм человека»










Теоретическая часть практического занятия №1

Знание анатомии и строения человека.


ДВЕНАДЦАТЬ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.




Содружество 12-ти систем даёт нам целостный организм. Если работа одной из систем равна нулю, то множитель тоже будет равен нулю.

Каждая система выполняет в организме человека определенную функцию. От качества ее исполнения зависит здоровье организма в целом. Если какая-нибудь из систем по каким-то причинам ослаблена, другие системы способны частично взять на себя функцию ослабленной системы, помочь ей, дать возможность восстановиться. Природа дала организму уникальный механизм саморегуляции и самовосстановления. Пользуясь этим механизмом экономично и бережно, человек способен выдерживать колоссальные нагрузки.

Для того чтобы понять, как сохранить здоровье, надо, прежде всего, понять взаимосвязь систем организма и правила их безопасной рациональной эксплуатации. Все в природе подчинено единому закону целесообразности и экономному принципу необходимости и достаточности.

Все в мире подчиняется закону единства и взаимопроникновения противоположностей. В природе все уравновешено, стремится к норме, к гармонии. Так и в организме человека.

Обязательным условием нормального функционирования каждой из систем организма (если рассматривать их в отдельности) является обеспечение благоприятных (оптимальных) условий. Функции систем заложены природой, как саморегулирующиеся. Ничто не может до бесконечности повышаться или понижаться. Все обязательно должно приходить к среднему значению.

Человек в идеальных условиях, при оптимальном режиме работы всех двенадцати систем физического мира, а также при наличии оптимального сенсорного, интеллектуального и духовного пространства, жил бы долго и не болел. Но к этому можно только стремиться.

Значит, на нашем уровне жизни мы должны выделить приоритетные направления воздействия на организм. Это зависит:

-от условий проживания,

- характера труда,

- уровня психо-эмоциональных нагрузок, наследственности, характера питания Каждый человек должен иметь программу оптимальной жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей существования. Только в этом случае он может создать себе условия для долгой и счастливой жизни.

Качество работы системы напрямую зависит от условий, в которых она находится. Индивидуальные условия формируют, особенностями оптимального функционирования.

Задание: Напишите органы, образующие каждую из систем организма, назовите болезни фактора риска, хронические и инфекционные заболевания ,которые могут образовываться в органах и системах организма


Система органов

Органы, образующие систему

1. Система органов движения

2. Дыхательная система

3.Сердечно-сосудистая система

4 Пищеварительная система

5.Мочевыделительная система

6.Эндокринная система


7.Система органов чувств

8.Нервная система


Теоретическая часть практического занятия №2

Назначение органов и их функции в организме.


Сердце. Включает в себя анатомический орган сердце, осуществляет функции управления кровью и сосудами, потовыделением, а также сознанием, мыслями, активностью мышления, регулирует жизненные силы ци. «Окном» сердца является язык, «зеркалом» — лицо. .

Легкие. В это понятие сходят сами легкие, дыхательные пути, нос, кожа, волосяной покров тела. Орган "легкие" управляет циркуляцией жизненных сил и жидкостей («соков тела») в организме, контролирует дыхание. «Окном» легких является нос, «зеркалом» — волосяной покров тела. При нарушении функции легких возникают изменения кожи (сухость, зуд), появляются кашель, одышка, а также нарушение мочеиспускания, отеки. С легкими сопряжен янский канал (фу)толстой кишки.

Селезенка. Она является второй «матерью» для организма человека (первая «мать» — почка). В понятие «селезенка» входят анатомический орган селезенка, мышцы, жировая ткань и присущие ей функции: управление транспортом питательных веществ, их переработкой и распределением ^контроль питания); контроль состояния крови и управление мышцами. «Окно» селезенки — рот, губы, «зеркало» — мышцы конечностей. Селезенка очищает кровь, а достаточность ее жизненных сил предохраняет от кровотечений. Селезенка связана с желудком.

Печень. В нее входят анатомический орган печень, расположенные на ее уровне боковые стороны тела, а также присущие ей функции: (фильтрация и транспортировка, выведение различных веществ), хранение и распределение крови, контроль выведения желчи. «Окно» печени — глаза, а «зеркало» — ногти. Нарушение функций печени приводит к изменениям психики, пищеварения Печень связана с желчным пузырем.

Почки. В это понятие восточная медицина включает анатомический орган почки, уши, волосы, кости, мочеполовую систему, поясницу, а также присущие им функции: «Окно» почек — уши, «зеркало» — волосы. С почками связана воля человека (духовная активность). При нарушении функции почек возникают усталость, боли в пояснице, шум в ушах, головокружение, отеки, бессонница, снижение памяти, замедленное мышление, выпадение зубов и волос. Почки связаны с мочевым пузырем.

ПЯТЬ ПОЛЫХ ОРГАНОВ

Желчный пузырь. В это понятие входит желчный пузырь, который накапливает желчь, способствующую пищеварению, и управляет психикой. При нарушении функций желчного пузыря появляются желтизна глаз и кожных покровов, горький вкус во рту, рвота, страх, бессонница, интенсивность сновидений.

Желудок. В это понятие входят сам желудок и присущие ему функции — прием и переваривание пищи, частичное ее всасывание. Нарушение этих функций сопровождается тошнотой, рвотой, потерей аппетита и т. п.

Тонкая кишка. Это анатомический орган тонкая кишка и присущие ей функции — разделение «чистых» и «замутненных» жидкостей («чистая» часть направляется в селезенку, «мутная» — в толстую кишку), При ее заболевании могут возникнуть нарушения пищеварения и мочеотделения.

Толстая кишка.  Она считается зеркалом здоровья человека, ибо на толстую кишку проецируются все жизненно важные органы человеческого организма. Толстая кишка ответственна за всасывание воды, образование кала и выведение его наружу. При расстройстве функций нарушается процесс выделения (понос — при пустоте, запор — при полноте). Следовательно, возникает токсикоз в тех зонах, где образуется застой и затвердение кала, — и страдает орган, проекция которого находится в этой зоне.

Мочевой пузырь. Включает в себя мочевой пузырь и его функции — накопление жидкости и выведение мочи. При нарушении этих функций уменьшается количество выделяемой мочи или теряется контроль за ее выведением.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЛОТНЫХ ОРГАНОВ

  

Сердце и легкие. Легкие ведают поступлением жизненной энергии   а сердце ведает кровью, обеспечивая ее нормальное перемещение. Если функция сердца ослаблена, то застаивается кровь в сосудах легких, вызывая удушье и кашель (сердечная астма).

Сердце и печень. Они совместно решают задачу перемещения крови. При недостатке крови в сердце может возникнуть и ее недостаток в печени, что сопровождается головокружением, мельканием в глазах, тремором конечностей и пр. Они вместе также оказывают влияние на психику человека.

Сердце и селезенка. При нарушении функции селезенки изменяется поступление питательных веществ в кровь, наблюдаются сердцебиение, ослабление памяти, слабость пульса, нездоровый цвет лица.

Сердце и почки. Сердце и почки постоянно контролируют друг друга. При нарушении работы наблюдаются сердцебиение, отеки.

Легкие и селезенка. Если нарушается функция селезенки по перемещению жидкости, она застаивается, вызывая мокроту, — отсюда кашель и одышка. И наоборот, если ослаблена функция легких, то нарушается отвод жидкости вниз; скапливаясь , она неблаготворно влияет на функцию селезенки, вызывает отеки, вздутие живота, жидкий стул.

Печень и легкие. Если нарушается функция легких, то нарушается функция печени, что вызывает усталость, ослабление голоса, колебания настроения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЫХ ОРГАНОВ

  

Связь между сердцем и тонкой кишкой прослеживается, например, при заболевании (жара) тонкой кишки, когда появляются изъязвления во рту и на языке.

Связь между легкими и толстой кишкой. Например, при приступах удушья, сопровождающихся повышенной температурой, наблюдается запор. .

Селезенка и желудок — органы пищеварения. Если нарушается функция селезенки, то возникают потеря аппетита, чувство переполнения после приема пищи, общая слабость и другие жалобы на работу желудка. Тогда появляются рвота, отрыжка, что неблагоприятно отражается на селезенке.

Желчный пузырь соединен с печенью. Он накапливает и выделяет желчь, которая образуется в печени, и поддерживает пищеварение в желудке и кишечнике. При нарушении функции печени наблюдается изменение в образовании желчи; в то же время нарушение процесса выделения желчи отрицательно сказывается на печени.



Задание: Заполнить таблицу «Воздействие никотина и алкоголя на организм человека»




Органы человека

Никотин

Алкоголь

Головной мозг

Сердце

Печень

Желудок

Половые железы