СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №2 МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа №2 МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Задание Перечислите профессиональные компетенции учителя начальных классов в области музыкального воспитания младших школьников. Определите способности, соответствующие каждой профессиональной компетенции. Задание Приведите в соответствие формулировки и пояснения необходимых способностей учителя начальных классов в области музыкального вос­питания детей (таблица). 

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Практическая работа №2

Задание 1.Перечислите профессиональные компетенции учителя начальных классов в области музыкального воспитания младших школьников. Определите способности, соответствующие каждой профессиональной компетенции.


1.Готовностью к организации различных форм музыкального воспитания. Обладание способностями:

 - выявлять цель, задачи и принципы музыкального воспитания;

- выбирать адекватные поставленным задачам методы музыкального воспитания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения музыкального искусства;

- реализовывать в музыкально-педагогической деятельности основные компоненты содержания музыкального воспитания;

- применять современные педагогические технологии в организации различных видов музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе в условиях кружковой работы/творческих объединений;

- осуществлять педагогический контроль над музыкальным развитием школьников;

2. Готовностью к методическому обеспечению процесса музыкального воспитания. Обладание способностями:

- использовать в работе по музыкальному воспитанию школьников учебники, рабочие тетради по музыке, аудио- и видеозаписи, компьютерные технологии;

- составлять учебно-тематические планы, рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста, а также конспекты уроков, занятий в кружках/творческих объединениях, сценарии внеклассных мероприятий;

- разрабатывать тезисы выступлений по вопросам музыкального воспитания детей на конференциях, педагогических советах и методических объединениях;

3.Готовностью к проявлению в музыкально-исполнительской, конструктивной, коммуникативно-организаторской деятельности приоритетных качеств личности педагога-музыканта:

- музыкальности: обладание музыкальными способностями, музыкальным вкусом, исполнительскими навыками и умениями (инструментальными, певческими и хормейстерскими);

- аттракции: способность к уважительному отношению к личности ребенка, признанию ребенка как самоценности;

- эмпатии: способность к душевности в отношениях с детьми1;

- артистизма: умение обладать своим телом, речевой выразительностью, режиссерским видением урока;

- креативности: творческий характер отношения к процессу музыкального воспитания;

- толерантности: терпимость и доброжелательность к различиям мнений;

- стремления к самообразованию: способность систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области музыкального воспитания на основе изучения литературы по вопросам музыкознания и эстетического развития младших школьников, самоанализа музыкально-педагогической деятельности и саморазвития исполнительских умений и навыков.

 


Задание 2.

Приведите в соответствие формулировки и пояснения необходимых способностей учителя начальных классов в области музыкального вос­питания детей (таблица)

Таблица

Способности

Сущностная характеристика

Организаторские

Способность к общению и сотрудничеству в освоении детьми музыкального искусства

Дидактические

Способность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности, объединять учащихся посредством коллективных видов деятельности (хорового пения, игры в оркестре) и направлять их интересы на реализацию по­ставленных задач

Коммуникативные

Способность к проектированию процесса музыкального воспитания школьников, раз­работке планов проведения уроков музыки и внеурочной музыкальной деятельности, в том числе в условиях школьных музыкальных объели не н и й / кружков

Конструктивные

Способность объяснять учащимся специфику музыковедческих понятий (нотной грамоты, средств музыкальной выразительности, дон-ров, форм, стилей и т.д.), обучать детей навы­кам творческой самореализации в различных вилах музыкально-исполнительской деятель­ности, формировать умения музыкально-слушательской деятельности

Гностические

Способность вызывать стойкий интерес к высокохудожественному искусству, эмоциональ­ной выразительности.яркости эмоций, владе­ние интонационной палитрой речи, мимикой, жестом, пластикой

Прогностические

Способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты раз­вития музыкальных способностей детей

Перцептивные

Способность к творчеству в планировании уро­ков музыки, составлении сценариев внеклас­сных мероприятий, выборе репертуара

Креативные

Способность к аттракции, эмпатии

Экспрессивные

Способность к познанию методологических основ теории и методики музыкального воспитания



Способности

Сущностная характеристика

Организаторские

Способность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности, объединять учащихся посредством коллективных видов деятельности (хорового пения, игры в оркестре) и направлять их интересы на реализацию по­ставленных задач

Дидактические

Способность объяснять учащимся специфику музыковедческих понятий (нотной грамоты, средств музыкальной выразительности, дон-ров, форм, стилей и т.д.), обучать детей навы­кам творческой самореализации в различных вилах музыкально-исполнительской деятель­ности, формировать умения музыкально - слушательской деятельности

Коммуникативные

Способность к общению и сотрудничеству в освоении детьми музыкального искусства

Конструктивные

Способность к проектированию процесса музыкального воспитания школьников, раз­работке планов проведения уроков музыки и внеурочной музыкальной деятельности, в том числе в условиях школьных музыкальных объели не н и й / кружков

Гностические

Способность к познанию методологических основ теории и методики музыкального воспитания

Прогностические

Способность к аттракции, эмпатии

Перцептивные

Способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты раз­вития музыкальных способностей детей

Креативные

Способность к творчеству в планировании уро­ков музыки, составлении сценариев внеклас­сных мероприятий, выборе репертуара

Экспрессивные

Способность вызывать стойкий интерес к высокохудожественному искусству, эмоциональ­ной выразительности.яркости эмоций, владе­ние интонационной палитрой речи, мимикой, жестом, пластикой



Задание 3.

Профессиональная готовность к музыкальному воспитанию детей предполагает владение учителем музыкальными знаниями из области теории и истории музыки. В этой связи, подготовьте ряд творческих работ по вопросам музыкознания и теории музыки:

  • презентацию о творчестве русских или зарубежных компози­торов. Требования к выполнению: выявить принадлежность музыки композитора к национальной школе (русской, польской, норвеж­ской, немецкой и т.д.), стилю эпохи (барокко, классицизм, венская классическая школа, романтизм, импрессионизм, реализм, экспрес­сионизм), этапы творчества в биографии, жанры, в которых работал композитор, и отличительные черты индивидуального стиля письма. Требования к презентации: содержательность; эстетичность художественного оформления, аудио - и видео наглядность;

  • конспект «Многообразие классификаций жанров в музыкальном искусстве» Требования к выполнению: содержательность изложения, умение структурировать материал в выявлении первичных и вторич­ных жанров, камерных и концертных, вокальных, инструментальных и вокально-инструментальных;


Литература:

Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания:учебник.-М.:Академия,2013.


«Многообразие классификаций жанров в музыкальном искусстве».

Многозначность понятия музыкального жанра связано c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Поэтому в музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это прежде всего разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Так, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр).

Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики — взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления. Понятие музыкального жанра может рассматриваться в более широком и более узком аспекте. В более широком аспекте говорят об оперном, симфоническом, камерном жанре и т. д. В более узком аспекте различают жанры лирической и комической оперы; симфонии и симфониетты; арии, ариозо, каватины и т. п.

Различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные непосредственно связаны с условиями их бытования, а вторичные жанры формировались в условиях концертного исполнительства. Первичные жанры зарождались в народном искусстве и древних ритуальных действах. К ним относятся песня, танец, хорал, декламация и речитативность (их предтечами в фольклоре являются плачи, причеты, псалмодии). Первичные жанры подразделяются на видовые. Так, песня может быть лирической, хороводной, протяжной, коллективной, сольной и т.д.

Вторичные жанры возникают в композиторском творчестве. Например, мазурки и полонезы Шопена – это вторичные жанры по отношению к народной музыке. Обычно эти жанры автономны и связаны с первичными жанрами через словарный фонд. Их общественная функция – удовлетворение эстетических потребностей людей, это художественные музыкальные жанры.

Наиболее сложным жанром является симфония, которая может включать в себя песенность, декламационность, танцевальность, хоральность.

Вторичные жанры делятся на родовые и видовые. К родовым жанрам высшего уровня относятся:

- вокальная музыка,

- инструментальная музыка,

- вокально-инструментальная музыка,

- музыка для театра (от оперы и балета до музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам),

- электроакустическая музыка,

- электронно-инструментальная музыка,

- аудиовизуальные жанры (так называемый инструментальный театр).

Родовые жанры имеют подвиды. Так, инструментальная музыка может быть симфонической, ансамблевой, сольной, фортепианной и т.д.

Эволюция жанров продолжается непрерывно, порождая новые типы, виды и разновидности музыкальных произведений.

Жанровые границы довольно подвижны. Так, музыка балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (театральный жанр), исполненная в концерте, воспринимается как программная инструментальная сюита.

Если первичные жанры отличаются сравнительной стабильностью, то вторичные жанры гораздо более изменчивы. Среди вторичных жанров встречаются настоящие «долгожители». Так, сформировавшийся в начале XVII века жанр оратории живёт и в наши дни, а зародившиеся на целое столетие позже жанры канта, партесного концерта давно уже вышли из употребления. Развитие жанров идёт разными путями. Наиболее наглядна их историческая трансформация. Примером может служить жанр клавирно-фортепианной сонаты. К нему обращались И.С. Бах, Д. Скарлатти, И. Дуранте, Д. Грациоли, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, А. Скрябин, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, А. Шнитке и др. В этом жанре происходили изменения типа сонаты, основ драматургии. В других случаях можно наблюдать расслоение, расщепление жанра. Так, вальс, появившийся в Австрии и Южной Германии во второй половине XVII века, стал родоначальником бального вальса, вальса-бостона, джаз-вальса. Кроме того, в истории музыки много примеров жанрового взаимодействия, синтеза уже сложившихся самостоятельных жанров. Например, Л. Бетховен, Г. Малер, Д. Шостакович и другие композиторы вводили в свои симфонии хор, солистов-вокалистов, обогащая жанр чертами кантаты.

Для того чтобы уяснить себе форму музыкального произведения, необходимо дослушать его до конца. Чтобы уяснить жанр музыки, часто достаточно первых тактов. Это происходит потому, что музыка как бы пропитана свойствами своего жанра на всём своём протяжении. Вместе с тем ни одно музыкальное средство не может однозначно определить жанр. Признаком жанра является многосоставный комплекс, включающий определённые, хотя и разнородные элементы.