Практическая работа № 3
Тема: Слово в лексической системе языка.
Цель работы: 1. расширить словарный запас студентов.
2. Устранить ошибки, связанные с незнанием значений
слов (паронимы, плеоназмы).
Задание № 1. Приведите паронимы к словам. С подчеркнутыми
словами и паронимами к ним составить предложения.
Образец:
Биография – автобиография; невежа – невежда.
Абонемент (абонент), факт (фактор), романтический (романический), политический (политичный), рациональный (рационализаторский), эффективный ( эффектный), передний (передовой), искусный (искусственный), больной (болезненный), скрытный (скрытый), понятный (понятливый), командированный (командировочный). (12 слов).
Задание № 2. Исправить предложения.
1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания приставил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складках, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л. Н. Толстого к языку – о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не бывает больным.
Задание №3. Определите, чем отличаются сопоставляемые слова: лексическим значением, наличием/отсутствием образности, экспрессии, эмоциональности, оценки?
Бездельник – лодырь – лоботряс, болтун – балаболка – пустомеля – пустобрех, видоизменять – варьировать – модифицировать, размежевание – раскол, хилый – хлипкий – дохлый, белка – белочка, лошадь – кляча - буцефал – коняга – лошаденка – лошадушка - лошадка – савраска – рысак – конь, растратить – разбазарить, сочинитель – поэт – рифмоплет – стихотворец – стихоплет, беспечный – бесбашный - сумасбродный, несообразительный – тупой, милый – дорогой - ненаглядный, плакса – нюня, лицо – физиономия – морда харя - рыло, воин – вояка, муж – супруг благоверный, скупец – скупердяй – жадина жадюга.
Задание №4. (Индивидуальное). Выполнить лексико – психологический тест.
ТЕСТ: Типология поведенческих стратегий.
У каждого человека есть две жизненные заботы – достижение личных целей (которые могут быть субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) – сохранение хороших взаимоотношений с людьми (что также может переживать как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологий поведенческих стратегий.
Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.
Внимательно прочитайте утверждения и по 5-ти бальной шкале, в какой степени каждое из них типично для Вашего поведения в условиях конфликта: 5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем нетипично. Внести свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Итого | Итого | Итого | Итого | Итого |
Худой мир лучше доброй ссоры.
Если не можете другого заставить думать так, как Вы хотите, заставьте его делать так, как Вы думаете.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Рука руку моет (Почеши мне спинку, а я тебе почешу).
Ум хорошо, а два лучше.
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
Кто сильнее, тот и прав.
Не подмажешь, не поедешь.
С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
Слово «Победа» четко написано только на спинах врагов.
Убивай врагов своей добротой.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть , что добавить.
Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
Ты мне, я тебе.
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
Кто спорит – ни гроша не стоит.
Кто не отступает, тот обращается в бегство.
Ласковое дитятко двух маток сосет, а упрямое ни одно.
Кто дарит – друзей наживает.
Выноси заботы на свет и держи со всеми совет.
Лучший способ решать конфликты – избегать их.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Кротость торжествует над гневом.
Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
Взаимные уступки прекрасно решают дела.
Копай и копай без устали – и докопаешься до истины.
ТИП 1 «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа, как от достижения личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими.
ТИП 2 «Акула» - Силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
ТИП 3 «Медвежонок» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
ТИП 4 «Сова» - стратегия открытой честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения.
Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких – либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.
Большое спасибо!