Группа Т(О), ТГ(О), С(О)–24-02, 2025 год
Занятие по рабочей программе №5
Дисциплина: ОД.08 «Информатика»
Раздел 3. Информационное моделирование.
Тема: ПР №3. Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц.
Цель занятия: Дидактическая:
сформулировать представление студентов об алгоритме и основных алгоритмических структурах;
выяснить способы описания алгоритмов;
определение порядка построения простейших алгоритмов;
систематизировать и обобщить знания о алгоритмических структурах;
углубить и закрепить знания по дисциплине «Информатика».
Воспитательная:
развивать коммуникативные способности;
развивать аналитические способности;
развивать творческий подход к процессу обучения.
воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;
стимулировать студентов к изучению дисциплины;
побуждать к формированию активной жизненной позиции;
прививать уважение и любовь к будущей профессии.
Вид занятия: практическое занятие.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения занятия: репродуктивная и эвристическая беседа.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие Математика, Охрана труда, Безопасность жизнедеятельности.
Обеспечиваемые
Информационные технологии в профессиональной деятельности, и др.
Методическое обеспечение: опорный конспект.
Литература:
Филимонова, Е. В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Е. В. Филимонова. – Москва: Юстиция, 2019. – 213 с. – (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-4365-2703-1.
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 126 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11851-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514893
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ознакомление с темой, целью и планом занятия.
Тема: ПР №3. Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц.
Цель работы: изучить алгоритмические конструкции и их описание, научиться составлять алгоритмы в виде блок-схем и на псевдокоде. Анализ с помощью трассировочных таблиц.
ПЛАН
Теоретические сведения к практической работе.
Вопросы и задания.
Изложение и изучение нового материала, практическое занятие.
ЛИТЕРАТУРА: [1], стр.
1. Теоретические сведения к практической работе
1.1. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц.
Для анализа свойств алгоритма и проверки его соответствия решаемой задаче используются трассировочные таблицы. В них фиксируется пошаговое исполнение алгоритма (программы), что позволяет наглядно представлять значения переменных, изменяющиеся при его выполнении. Поэтому трассировочные таблицы иначе называют таблицами значений.
Используются трассировочные таблицы двух видов:
1) таблицы, каждая строка которых отражает результат одного действия;
2) таблицы, каждая строка которых отражает результат выполнения группы действий.
Пример 1. Определим значения переменных а и b, полученные в результате выполнения следующей программы:
Составим трассировочную таблицу первого вида. В её заголовке поместим имена всех переменных, используемых в программе. В отдельном столбце будем записывать команды и условия, имеющиеся в программе. Каждая строка таблицы соответствует одному шагу алгоритма.
Чтобы не загромождать таблицу, будем записывать в каждой строке только то значение переменной, которое получено на соответствующем шаге.
Из таблицы видно, что в результате работы переменные приняли значения: а=2 и b=4.
Пример 2. Определим значение переменной s, полученное в результате выполнения следующей программы:
Построим трассировочную таблицу второго вида, отражая в каждой строке результат группы действий. Группу действий ограничим контрольной точкой: выполнение алгоритма продолжается до контрольной точки и приостанавливается после выполнения отмеченной ею строки.
Будем считать, что контрольная точка (КТ) поставлена на строке s := s + d.
Итак, в результате работы программы переменная приняла значение s = 60.
Каким должно быть значение d, чтобы в результате работы программы переменная приняла значение s = 186? Существует ли такое значение d, что в результате работы программы переменная примет значение s = 212?
Пример 3. Определим значение переменной s, полученное в результате выполнения следующей программы:
Трассировочная таблица может иметь вид:
Пример 4. Выясним, для чего предназначена следующая программа:
Прежде всего, обратим внимание на то, что в ней кроме переменной п целого типа используется строка nd, для которой символ « + » обозначает операцию сцепления строк. Начальное значение n вводится с клавиатуры, поэтому зададим его по своему усмотрению, например n = 12.
Выполните программу для n = 25. Какую задачу, по вашему мнению, решает эта программа?
1.2. Самое главное.
Компьютерную программу можно считать последовательностью строк символов некоторого алфавита. Современные системы программирования и языки допускают использование визуальных элементов (окон, иконок и др.) для построения программ, в частности для создания интерфейса пользователя. Тем не менее, основная, алгоритмическая, часть любой программы строится с использованием символьных средств.
Продолжаем работать с языком программирования Pascal (Паскаль).
Компьютер оперирует только одним видом данных — отдельными битами, или двоичными цифрами. Задачи, решаемые с помощью компьютера, оперируют данными, имеющими форму чисел, символов, текстов и более сложных структур. Алгоритмы для обработки этих данных создаются с учётом их структуры — множества элементов данных и множества связей между ними.
Различают простые и сложные структуры данных. Простые структуры данных не могут быть разделены на составные части больше, чем бит. К ним относятся числовые, символьные, логические и другие данные. Простые структуры данных служат основой для построения сложных структур данных - массивов, списков, графов, деревьев и др.
2. Вопросы и задания
1. Что такое язык программирования? Опишите состав и интерфейс среды разработки программ на используемом вами языке программирования.
2. Приведите примеры структур данных, используемых в языке программирования Pascal.
3. Кратко охарактеризуйте основные элементы языка программирования Pascal.
4. Опишите структуру программы на языке Pascal.
5. Для чего предназначены трассировочные таблицы?
6. Вещественные числа х, у, z являются исходными данными для следующего алгоритма:
1) переменной m присвоить значение х;
2) сравнить значения m и у: если у больше m, переменной m присвоить значение у;
3) сравнить значения m и z: если z больше m, переменной m присвоить значение z.
Выясните, какую задачу решает этот алгоритм. Запишите его на языке программирования Pascal. Решите аналогичную задачу для чисел х, у, z и w.
7. Определите значение переменной n, которое будет получено в результате выполнения следующей программы:
8. Определите значение переменной s, которое будет получено в результате выполнения следующей программы:
9. Требуется выяснить, какое число будет выведено в результате выполнения следующей программы:
10. Получив на вход число х, приведённая ниже программа выводит два числа — m и n.
Известно, что при некотором значении х были выведены числа 4 и 8. Укажите наибольшее и наименьшее из таких чисел х. Сколько всего существует таких х?
11. Напишите программу, выводящую на экран все чётные трёхзначные числа.
12. Напишите программу, подсчитывающую сумму квадратов всех чисел от 1 до n.
13. Напишите программу, позволяющую определить, входит ли заданная цифра в некоторое целое неотрицательное число.
14. Разработайте программу перевода десятичного натурального числа n в троичную систему счисления.
15. Разработайте программу, которая выводит сообщение «Да», если точка с координатами (х, у) принадлежит закрашенной области, и «Нет» в противном случае.
16. Шифр кодового замка является двузначным числом. Буратино забыл код, но помнит, что сумма цифр этого числа, сложенная с их произведением, равна самому числу. Напишите все возможные варианты кода, чтобы Буратино смог быстрее открыть замок. Решите задачу методом перебора.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Изучить материал занятия, познакомиться с презентацией «Сведения об алгоритмах».
Ответить на вопросы и выполнить Задания.
Сделать вывод о проделанной практической работе.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Информатика. 10 класс : учебник для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни / [А.Г.Гейн , А.Б Ливчак, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 272 с. : ил. – ISBN 978-5-09-058130-1
Информатика. 11 класс : учебник для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни / [А.Г.Гейн, А.И. Сенокосов]. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 336 с. : ил. – ISBN 978-5-09-072326-8.
Электронные источники:
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 126 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11851-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514893
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 153 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11854-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514918
Мойзес, О. Е. Информатика. Углубленный курс : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. Е. Мойзес, Е. А. Кузьменко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07980-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455803 .
Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 327 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06399-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450686 .
Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 320 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06372-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448995 .
Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 302 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06374-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448996
Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449286
Дополнительные источники:
Филимонова, Е. В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Е. В. Филимонова. – Москва: Юстиция, 2019. – 213 с. – (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-4365-2703-1.
Цветкова М.С., Информатика. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2019. - 240 с. ISBN 978-5-4468-7901-4
Электронные источники:
Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469424
Акопов, А. С. Компьютерное моделирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Акопов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10712-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517999
Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Дорофеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 133 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07984-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516857
Преподаватель: Владимир Александрович Волков