оборудование
Практическая работа №3 Монтаж трубопроводов на АЗС
7.1. Технологические трубопроводы АЗС для нефтепродуктов и их паров должны
удовлетворять следующим требованиям:
- выполняться из металла либо из материалов, имеющих соответствующий сертификат
на использование для транспортировки нефтепродуктов;
- соединение фланцев должно осуществляться по принципу "шип-паз";
- соединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность в условиях
длительной эксплуатации.
7.2. Соединения подземных трубопроводов выполняются сваркой, за исключением мест
присоединения фланцевой или муфтовой арматуры и фланцевых заглушек. Фланцевая
или муфтовая арматура, фланцевые заглушки располагаются в колодцах, которые
должны быть засыпаны песком.
7.3. Подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на
глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках или в металлических кожухах,
исключающих проникновение топлива (при возможных утечках) за их пределы. Лотки
следует заполнять негорючим материалом, металлические кожухи с обеих сторон
должны герметично заделываться.
7.4. Допускается использование для нескольких ТРК одного, общего трубопровода
подачи нефтепродуктов из одного резервуара (для напорных ТРК) или нескольких
трубопроводов из разных резервуаров к одной ТРК, при условии наличия на таких
трубопроводах запорной арматуры перед каждой ТРК и каждым резервуаром.
7.5. Все фланцевые соединения трубопроводов, арматуры и оборудования должны быть
плотно соединены через прокладки из материалов, устойчивых к воздействию
нефтепродуктов и окружающей среды.
7.6. Подземные участки трубопроводов должны быть подвергнуты антикоррозионной
защите в соответствии с требованиями государственных стандартов, наземные
участки должны быть окрашены.
7.7. Сливные устройства должны обеспечивать герметичность соединения
трубопроводов АЗС со сливными рукавами автоцистерн.
7.8. На АЗС находится схема технологических трубопроводов с обозначением
запорной арматуры и другого оборудования.
7.9. Технологические трубопроводы (наземная часть), арматура и устройства
ежесменно (ежедневно) осматриваются ответственным лицом, с целью выявления
утечек топлива. Нарушения герметичности следует немедленно устранять в
соответствии с производственными инструкциями. Запрещается эксплуатация
разгерметизированных трубопроводов.
7.10. В состав работ по техническому обслуживанию трубопроводов входят:
- внешний осмотр наружных трубопроводов и соединений;
- проверка крепления трубопроводов в технологических шахтах;
- очистка арматуры и окраска ее;
- внесение записей в эксплуатационную документацию;
- проверка состояния уплотнительных прокладок в соединительных устройствах;
- очистка и продувка огневых преградителей (по мере необходимости).
7.11. При техническом обслуживании запорной арматуры контролируется отсутствие
утечки топлива через сальниковые уплотнения, состояние соединительных фланцев и
прокладок, наличие полного комплекта болтов, гаек и шпилек, целостность
маховиков и надежность крепления. В случае тяжелого хода шпинделя запорной
арматуры и потери герметичности сальникового уплотнения, набивка должна
заменяться или уплотняться при соблюдении мер безопасности. Неисправная и
негерметичная арматура подлежит внеочередному ремонту или замене.
7.12. Один раз в год паровоздушные трубопроводы технологической системы должны
продуваться воздухом, с целью очистки от осадков внутренней поверхности
трубопровода.
7.13. Не реже одного раза в пять лет технологические трубопроводы подвергают
испытаниям на герметичность. Эту операцию рекомендуется совмещать с зачисткой
резервуаров.
7.14. Трубопровод, не выдержавший испытаний на герметичность, подлежит замене.
7.15. После монтажа или после ремонта технологический трубопровод должен быть
испытан на герметичность и прочность.
Правила монтажа пластиковых трубопроводов для АЗС
Для линий выдачи бензинов надо использовать только двухслойную трубу. Для линий слива и дизельного топлива допускается применение однослойной трубы. Механическая прочность двухслойной трубы при прочих равных условиях выше однослойной.
Для напорной системы (с погружными насосами) как правило используют двухдюймовую трубу (внутр.диам.50 мм, внешний 63 мм).
Для всасывающих систем (насос в ТРК) преимущественно используют полуторадюймовую трубу (внутр.диам. 38 мм, внешний 50 мм).
Для линии слива используют трёхдюймовую, реже четырёхдюймовую трубу.
Для линий рекуперации (возврата паров топлива от ТРК в резервуарный парк) используют дюймовую трубу ( внутр.диам. 25,4 мм , внешний 32 мм).
Закладка труб
Глубина закладки трубы (расстояние от верха дорожной одежды до центра трубы) 0,7-0,8 м, глубина более 1,2 м нежелательна.
Труба кладётся на песчаную подушку 0,15-0,20 м и сверху засыпается аналогичным слоем песка. Песок должен быть речным (промытым) или просеянным, т.е. не содержать гравия, строительного мусора, металлических обрезков, арматуры и т.п.
Минимальный радиус изгиба для двухдюймовой трубы 1,5 м , для полуторадюймовой трубы 1м. При прокладке трубы надо учитывать линейное тепловое расширение трубы ( 0,15 мм на 1 м на 1° С), т.е. участок трубы 20 м при перепаде от -20° зимой до 30° летом изменяется на 0,15х20х(20+30)=150 мм.
Т.е трубу надо прокладывать не «в натяг», а «змейкой». И не допускать соприкосновения трубы на поворотах с рёбрами металлических конструкций.
Сварка труб.
После сварки фитинг нельзя подвергать нагрузке в течении 20 минут. Если в момент сварки фитинга прервалась подача электроэнергии, надо начинать повторную сварку не ранее чем через час. Температура в зоне сварки 170°.
Опрессовка труб.
Опрессовывать систему надо следующим образом. Сначала 4-5 бар на 10 мин. (если есть «скрытый непровар», фитинг сорвёт, поэтому надо соблюдать определённую осторожность) затем снизить до 2 бар и оставить на 2 часа. Допускается плавное снижение давления в конце теста на 0,1-0,2 бара.