Карта урока для организации занятия с использованием дистанционных технологий
Учитель | |
Предмет | Химия |
Класс | 8 |
Дата проведения урока | |
Электронные образовательные площадки: «Виртуальная школа» (https://www.vsopen.ru/)
Тема урока: Практическая работа № 3. Инструктаж по ТБ. «Получение и свойства кислорода»
Цель урока: научиться получать, собирать и распознавать кислород в лаборатории, а также изучить его физические и химические свойства, повторить правила по ТБ при работе со спиртовкой, химическими веществами в лаборатории.
Вспомните правила по технике безопасности:
Работа со спиртовкой:
-
Не переносите горящую спиртовку с места на место.
-
Гасите спиртовку только с помощью колпачка.
-
При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки.
-
Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.
-
Дно пробирки не должно касаться фитиля.
Работа со стеклом:
-
Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке. Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Загрузите по очереди два следующих видео - опыта и внимательно наблюдайте за экспериментом:
1. Получение кислорода https://yandex.ru/video/preview/6975793375833443808
Кислород (O2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO4 (марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит, нам удалось собрать кислород.
2KMnO4 = K2 MnO4 + MnO2 + O2 ↑
Чистый кислород впервые получили независимо друг от друга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий оксиды, кислород. Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут.
2. Обнаружение кислорода. Кислород поддерживает горение - это свойство кислорода используется для его обнаружения, тлеющая лучинка в кислороде загорается
3. Горение угля в кислороде
https://yandex.ru/video/preview/6714617169658538766
Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ: С+О2= СО2
Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.
Оформите отчёт о проделанной работе по образцу (см. таблицу ниже)
Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода».
Автор работы____________________
Цель работы: научиться получать, собирать и распознавать кислород в лаборатории, а также изучить его физические и химические свойства, повторить правила по ТБ при работе со спиртовкой, химическими веществами в лаборатории
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный с лапкой; спиртовка; пробирки 2 шт; пробка с газоотводной трубкой; спички; лучинка; вата; перманганат калия (твердый) KMnO4
Ход работы:
Название опыта, рисунок | Наблюдения, выводы и уравнения реакций |
-
Получение и собирание кислорода | |
| |
-
Химические свойства кислорода | |
ВЫВОД:
Д.З. § 13, составить отчет о ПР № 3