СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода» для работы с учащимися в дистанционном формате

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода»»

Карта урока для организации занятия с использованием дистанционных технологий


Учитель


Предмет

Химия

Класс

8

Дата проведения урока


Электронные образовательные площадки: «Виртуальная школа» (https://www.vsopen.ru/)


Тема урока: Практическая работа № 3. Инструктаж по ТБ. «Получение и свойства кислорода»

Цель урока: научиться получать, собирать и распознавать кислород в лаборатории, а также изучить его физические и химические свойства, повторить правила по ТБ при работе со спиртовкой, химическими веществами в лаборатории.

Вспомните правила по технике безопасности:

Работа со спиртовкой:

  • Не переносите горящую спиртовку с места на место.

  • Гасите спиртовку только с помощью колпачка.

  • При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки.

  • Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.

  • Дно пробирки не должно касаться фитиля.

Работа со стеклом:

  • Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке. Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть.


ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Загрузите по очереди два следующих видео - опыта и внимательно наблюдайте за экспериментом:

1. Получение кислорода https://yandex.ru/video/preview/6975793375833443808


Кислород (O2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO4 (марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит, нам удалось собрать кислород.

2KMnO4 = K2 MnO4 + MnO2 + O2

Чистый кислород впервые получили независимо друг от друга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий оксиды, кислород. Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут.

2. Обнаружение кислорода. Кислород поддерживает горение - это свойство кислорода используется для его обнаружения, тлеющая лучинка в кислороде загорается

3. Горение угля в кислороде

https://yandex.ru/video/preview/6714617169658538766


Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ: С+О2= СО2

Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.

Оформите отчёт о проделанной работе по образцу (см. таблицу ниже)














Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода».

Автор работы____________________

Цель работы: научиться получать, собирать и распознавать кислород в лаборатории, а также изучить его физические и химические свойства, повторить правила по ТБ при работе со спиртовкой, химическими веществами в лаборатории

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный с лапкой;   спиртовка; пробирки 2 шт; пробка с газоотводной трубкой; спички; лучинка; вата; перманганат калия (твердый) KMnO4

Ход работы:

Название опыта, рисунок

Наблюдения, выводы и уравнения реакций

    1. Получение и собирание кислорода


    1. Распознавание кислорода

    1. Химические свойства кислорода


ВЫВОД:

Д.З. § 13, составить отчет о ПР № 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!