СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 4

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дано краткое изложение теоретических вопросов по теме "Тональная проработка гипсовой модели куба" и описан порядок выполнения практической работы № 4. ... ...

 

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 4»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ТОНАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ГИПСОВОЙ МОДЕЛИ КУБА

Цель: освоить приемы штриховки; научиться выполнять тональный рисунок куба на основе воздушной перспективы.

Задания:

  1. Повторите законы световоздушной перспективы.

  2. Выполните упражнения по штриховке.

  3. Выполните тональный рисунок гипсовой модели куба.

Требования к оформлению: рисунок выполняется в карандаше на листе формата А3, лист может располагается вертикально или горизонтально.

краткое изложение теоретических вопросов

Чтобы создать в рисунке иллюзию глубины, необходимо помнить, что существуют законы световоздушной перспективы, которые предусматривают изменения в цвете, тоне, а также четкости очертаний предметов, удаленных на какое-то расстояние от рисующего.

Предметы, расположенные к нам ближе, кажутся более отчетливыми, мы различаем больше подробностей на их поверхности, но по мере удаления от нас контрастность в тоне постепенно смягчается, цвета изменяют свою окраску, контур предметов становится нечетким.

Работа над светотеневым рисунком неразрывно связана с нахождением верного тонального решения. Даже при изображении гипсовых моделей наблюдаются различия между несколькими легкими полутенями и темнотой окружающих предметов. Одни и те же предметы, размещенные на свету и против света, имеют различный тон. Под тоном принято понимать светосилу. Тона меняются также в зависимости от расстояния до предмета изображения: при удалении они теряют контрастность, тени кажутся светлее, яркий свет более тусклым. Это обусловлено недостаточной прозрачностью воздуха.

Понятие «тон» означает передачу в рисунке не только светотени, но и различий в окраске предметов по светлоте. В одноцветном рисунке нельзя показать цветовое богатство натуры, но нужно последовательно выдерживать тональную разницу светлых и темных красок. Любая ошибка в тоне нарушает пространственные планы.

При тональном решении нельзя сравнивать тон какого-либо одного места рисунка с тоном того же участка натуры, необходимо анализировать сразу несколько тонов, т.е. создавать определенные соотношения между тонами как в натуре, так и в рисунке.

Распределение светотени на поверхности предметов передают при помощи тональных переходов от светлого к темному: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень (рис. 4.1).

С вет – это наиболее освещенная поверхность предмета, лучи света на нее падают под прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (отражение источника света на полированной или глянцевой поверхности предмета). Блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка. Свет равномерно переходит в полутень, расположенную на поверхности предмета, освещенной косыми, скользящими лучами света и, сгущаясь, превращается в собственную тень, которая находится на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Рефлекс - участок теневой поверхности предмета, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлексы, как правило, темнее полутонов. Падающая тень - это тень, которую отбрасывает предмет на плоскость стола или стены.



Рисунок 4.1 – Тональное решение куба: 1 – собственная тень; 2 – полутень; 3 – рефлекс; 4 – свет; 5 – падающая тень



Порядок выполнения работы

Прежде чем приступить к тональной проработке гипсовой модели куба, необходимо подготовить рабочее место. Работу следует продолжить с той же точки зрения, с которой строилась перспектива данной модели куба.

1. Изучение светотеневых отношений постановки.

Внимательно рассмотрите постановку. Определите направление света, самые темные и самые светлые места на гипсовой модели куба, направление падающей тени.

2 . Выявление формы тоном.

Легким серым тоном наметьте собственные и падающие тени, затем переходите к полутеням и свету. При этом нельзя вести работу частями, т.е. отработать полностью какую-либо часть формы и затем переходить к другой. Постепенное выявление формы должно производиться равномерно, по всему рисунку, с постоянной проверкой намечаемых в рисунке светотеневых отношений по натуре.

Р азработка фона и поверхности стола, на котором расположен предмет, должны вестись параллельно с постепенным выявлением формы куба. Только при такой работе рисунок будет сохраняет цельность.

Тональная моделировка формы куба и пространства вокруг него заключается в следующих принципах: сторона куба, находящаяся в собственной тени, будет темнее на границе с более светлыми поверхностями, и светлее, удаляясь от источника света и рисующего, т.е. высветляется рефлексами.

Тон падающей тени от куба на предметную плоскость, как правило, несколько темнее собственной тени, так как зависит от цвета предметной плоскости. При удалении от предмета тон падающей тени осветляется. Следует помнить, что самый темный свет (полутень) должен быть светлее самой светлой тени (рефлекс). Освещенные грани куба, в зависимости от угла падения лучей света, имеют разный тон и при удалении от рисующего становятся темнее.

Ф он за предметом светлее рядом с затемненными поверхностями и темнее рядом со светлыми. При верхнем боковом классическом освещении натуры, вертикальная поверхность всегда темнее горизонтальной, т.к. на горизонтальную поверхность попадает большее количество лучей света. По мере отдаления от источника света все света гаснут, тени усиливаются.

3. Полная тональная проработка формы.

Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.

4. Завершающий этап – обобщение рисунка.

Работа на этом этапе основана на способности рисующего отделять главное от второстепенного. Нужно «собрать» рисунок в одно целое, для чего необходимо второстепенное подчинить главному, т.е. опять провести кое-какую работу над деталями, но уже в порядке их обобщения, например, обобщающим штрихом по форме. Это обобщение может быть проведено только на основе умения целостно видеть натуру.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!