СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа 4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа 4»

Практическая работа № 4

Тема: Лексика с точки зрения её употребления. Изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии.

Цель работы: 1. Познакомить студентов с лексикой стилистические свойства которой связаны с различными сферами её использования (жаргонизмы, диалектизмы, арготизмы; профессионально – технические и терминологические слова.

2. Научить студентов широко использовать в устной и письменной речи изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологических.


Ход работы:

1. Повторить теоретическую часть по лекциям и учебникам.

2. Выполнить практические задания.

Задание №1. Выделите лексику ограниченного употребления, определите стилистическую функцию. При выполнении задания пользуйтесь Толковым словарем" В.И. Даля.

1. Через несколько дней молодой медик гулял с девушкой по сильно пересеченной местности на берегу моря"./Ильф и Пет­ров/. 2.Марина сняла с подлапника прялки обутую в остроносый чирик йогу, сладко потянулась, выгибая широкую, как конский круп, спину. /Шолохов/. 3.Ученикам известно было, что сторож однажды на масленице/ не сходя с места, съел 73 блина и выпил четверть ведра сиводеру, то есть водки» 4.Я встретился с мо­лодой женщиной .... Подкатываю к ней с правого траверза и барабаню по-матросски: :Позвольте покрейсировать вместе с Вами". /В. Прибой/ 5.Через полчаса в доме остаются лишь пре­старелые и малолетние, потому что прочие уже отправились к исполнению возложенных на них обязанностей. /С.-Щедрин/. 6.На холодных базах до утра скитаются быки и коровы. 7.На службе много лет подряд

Он жил без прегрешения.

Он пересматривая свой взгляд"

И "преломлял решения".

------------------------------------------

Но скудоумье,

Прячь не прячь,

Когда-нибудь да скажется,

Ведь быть "на уровне задач"

Не так легко,

Как кажется.

Он скромно свой покинул пост

Под возгласы приветствия.

Он скромно свой покинул пост

"Ввиду несоответствия".

/С. Эйдлин/.


Задание №2. Выделите экспрессивно-стилистические пласту лексики /торжественная, разговорная, вульгарная/, определите их функцию. Проверьте свои наблюдения по четырехтомному академическо­му "Словарю русского языка".

1. И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

/Пушкин/

2. На нас Антанта бронированная перла.

0 то не могла нас ваять за горло.

/Маяковский/

  1. Я встретил сегодня в Москве дружка,

Ты где, старик, пропадал ?

На Шуе ? Красивейшая река !

Я что-то о ней читал.

/Дмитриев /

4. Прекрасны и неуловимы,

Меняясь на пути своем,

Стояли северные дымы

Над каждым маленьким жильем.

/Матусовский/

5. Где глав людей отрывается куцый

Главой голодных орд,

В терновом венце революций

Грядет шестнадцатый год.

/Маяковский/

6. У него брезентовый берет,

Серая просоленная роба,

И ему совсем немного лет,

У него в Москве живет зазноба


/В.Боков/






Задание №3. Подчеркните Фразеологизмы. Определите тип ошибки. Исправьте её.

1. А вот студенту Петрову ни дополнительные занятия, ни индивидуальные занятия совершенно не помогали. Вот уж истино не в коня корм. 2.Ну как было не пожалеть публику, уходившую не солоно похлебавши. 3.Мужик, осклабясь, сказал: "Брань на воротник не виснет?" 4.Школьник пересказал прочитанный текст слово в слово. 5. Чем черт не тешит, попробую и я стихи пи­сать. 6.Нами в связи с этим были предприняты меры. 7. Этот человек был на диво опытным и искусным втирателем очков. 8. Кошевой вырастает в моих глазах от мальчишки до взрослого юно­ши, который принимает смелое решение. 9.Ноадрев прожигал свои доходы и жизнь. 10.Народ совершил победу» 11.Писатель Шоло­хов своим романом дал большой вклад в литературу.