СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 5. Решение генетических задач

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках данного занятия отрабатывается навык решения генетических задач разных типов

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 5. Решение генетических задач»

Решение генетических задач Практическая работа № 5

Решение генетических задач

Практическая работа № 5

План работы: Проверка самостоятельной внеаудиторной работы; Постановка целей и задач занятия; Перерыв; Изучение нового материала и первичное закрепление по теме; Самостоятельная работа; Подведение итогов занятия, выставление отметок.

План работы:

  • Проверка самостоятельной внеаудиторной работы;
  • Постановка целей и задач занятия;
  • Перерыв;
  • Изучение нового материала и первичное закрепление по теме;
  • Самостоятельная работа;
  • Подведение итогов занятия, выставление отметок.
Проверка самостоятельной  внеаудиторной работы Дайте определение термина «рудимент». Рудимент - орган, утративший свое основное значение в процессе эволюционного развития организма Дайте определение термина «атавизм». Атавизм - это явление, при котором у человека или животного проявляются признаки утраченные в процессе эволюции

Проверка самостоятельной внеаудиторной работы

  • Дайте определение термина «рудимент».
  • Рудимент - орган, утративший свое основное значение в процессе эволюционного развития организма
  • Дайте определение термина «атавизм».
  • Атавизм - это явление, при котором у человека или животного проявляются признаки утраченные в процессе эволюции
Проверка самостоятельной  внеаудиторной работы («Что есть что»)

Проверка самостоятельной внеаудиторной работы («Что есть что»)

Проверка самостоятельной  внеаудиторной работы (найти и исправить ошибки в тексте)  Сходства зародышей человека и других позвоночных 1. В эмбриогенезе у человека закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у человека замещается костным позвоночником. 2. В возрасте нескольких недель зародыши человека схож с  рыбами.   По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система замкнута, имеет трехкамерное сердце. 3. На следующей стадии наблюдается сходство с  земноводными : плавательные перепонки. 4. О родстве человека с  низшими млекопитающими  свидетельствуют зачатки нескольких пар потовых желез вдоль млечных линий. По всему телу развивается густой волосяной пушок. В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел.

Проверка самостоятельной внеаудиторной работы (найти и исправить ошибки в тексте)

Сходства зародышей человека и других позвоночных

1. В эмбриогенезе у человека закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у человека замещается костным позвоночником.

2. В возрасте нескольких недель зародыши человека схож с  рыбами.  

По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система замкнута, имеет трехкамерное сердце.

3. На следующей стадии наблюдается сходство с  земноводными : плавательные перепонки.

4. О родстве человека с  низшими млекопитающими  свидетельствуют зачатки нескольких пар потовых желез вдоль млечных линий. По всему телу развивается густой волосяной пушок. В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел.

Проверка самостоятельной  внеаудиторной работы (найти и исправить ошибки в тексте)  Сходства зародышей человека и других позвоночных 1. В эмбриогенезе у человека закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у человека замещается костным позвоночником. 2. В возрасте нескольких недель зародыши человека схож с  рыбами.   По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система замкнута , имеет трехкамерное сердце. 3. На следующей стадии наблюдается сходство с  земноводными : плавательные перепонки. 4. О родстве человека с  низшими млекопитающими  свидетельствуют зачатки нескольких пар потовых желез вдоль млечных линий. По всему телу развивается густой волосяной пушок. В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел.

Проверка самостоятельной внеаудиторной работы (найти и исправить ошибки в тексте)

Сходства зародышей человека и других позвоночных

1. В эмбриогенезе у человека закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у человека замещается костным позвоночником.

2. В возрасте нескольких недель зародыши человека схож с  рыбами.  

По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система замкнута , имеет трехкамерное сердце.

3. На следующей стадии наблюдается сходство с  земноводными : плавательные перепонки.

4. О родстве человека с  низшими млекопитающими  свидетельствуют зачатки нескольких пар потовых желез вдоль млечных линий. По всему телу развивается густой волосяной пушок. В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел.

Постановка целей и задач занятия Цель:  закрепить умение решать генетические задачи Задачи: развивать знания о закономерностях наследования признаков; показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики; закрепить прочность знаний генетических законов и правил, терминов и понятий, их условное обозначение.

Постановка целей и задач занятия

Цель:

закрепить умение решать генетические задачи

Задачи:

развивать знания о закономерностях наследования признаков;

показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики;

закрепить прочность знаний генетических законов и правил, терминов и понятий, их условное обозначение.

Перерыв (профилактика дискинезии рук)

Перерыв (профилактика дискинезии рук)

Изучение нового материала и первичное закрепление по теме Решение генетических задач генеалогическим методом

Изучение нового материала и первичное закрепление по теме Решение генетических задач генеалогическим методом

Используя теоретический материал, дайте определение терминам: Генеалогический метод Генеалогический метод – метод анализа родословных  Пробанд Пробанд – человек, с которого начинается исследование определенной семьи  Сибсы Сибсы – потомки одних родителей (братья и сестры)

Используя теоретический материал, дайте определение терминам:

Генеалогический метод

Генеалогический метод – метод анализа родословных

Пробанд

Пробанд – человек, с которого начинается исследование определенной семьи

Сибсы

Сибсы – потомки одних родителей (братья и сестры)

Используя теоретический материал,  выполните задание на соответствие А) 1) сибсы Б) 2) больные В) 3) пробанды Г) 4) женщина и мужчина Д) 5)брак

Используя теоретический материал, выполните задание на соответствие

А) 1) сибсы

Б) 2) больные

В) 3) пробанды

Г) 4) женщина и мужчина

Д) 5)брак

Используя теоретический материал,  выполните задание на соответствие А) 1) сибсы Б) 2) больные В) 3) пробанды Г) 4) женщина и мужчина Д) 5)брак

Используя теоретический материал, выполните задание на соответствие

А) 1) сибсы

Б) 2) больные

В) 3) пробанды

Г) 4) женщина и мужчина

Д) 5)брак

Алгоритм решения задач генеалогическим методом: Определение типа наследования; Построение родословной; Определение генотипов пробандов.

Алгоритм решения задач генеалогическим методом:

Определение типа наследования;

Построение родословной;

Определение генотипов пробандов.

Пример решения задачи: По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов. (Решение основывается на изучение теоретического материала).

Пример решения задачи:

По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов. (Решение основывается на изучение теоретического материала).

Ответ Поскольку признак проявляется только у мужчин, значит, он сцеплен с Х-хромосомой. Поскольку этот признак не проявился у сына отца семейства (№2), следовательно, признак рецессивный.  Обозначим этот признак как а. Тогда потомок №8 X a Y. Он получил от своего отца (№4) Y, следовательно, X a  он получил от матери (№3). Поскольку она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X a  она получила от отца.  Потомок №11 получила X a  от своего отца (№8), но она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X A  она получила от своей матери (№9).

Ответ

Поскольку признак проявляется только у мужчин, значит, он сцеплен с Х-хромосомой. Поскольку этот признак не проявился у сына отца семейства (№2), следовательно, признак рецессивный.

Обозначим этот признак как а. Тогда потомок №8 X a Y. Он получил от своего отца (№4) Y, следовательно, X a  он получил от матери (№3). Поскольку она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X a  она получила от отца.

Потомок №11 получила X a  от своего отца (№8), но она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X A  она получила от своей матери (№9).