Решение генетических задач
Практическая работа № 5
План работы:
- Проверка самостоятельной внеаудиторной работы;
- Постановка целей и задач занятия;
- Перерыв;
- Изучение нового материала и первичное закрепление по теме;
- Самостоятельная работа;
- Подведение итогов занятия, выставление отметок.
Проверка самостоятельной внеаудиторной работы
- Дайте определение термина «рудимент».
- Рудимент - орган, утративший свое основное значение в процессе эволюционного развития организма
- Дайте определение термина «атавизм».
- Атавизм - это явление, при котором у человека или животного проявляются признаки утраченные в процессе эволюции
Проверка самостоятельной внеаудиторной работы («Что есть что»)
Проверка самостоятельной внеаудиторной работы (найти и исправить ошибки в тексте)
Сходства зародышей человека и других позвоночных
1. В эмбриогенезе у человека закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у человека замещается костным позвоночником.
2. В возрасте нескольких недель зародыши человека схож с рыбами.
По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система замкнута, имеет трехкамерное сердце.
3. На следующей стадии наблюдается сходство с земноводными : плавательные перепонки.
4. О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют зачатки нескольких пар потовых желез вдоль млечных линий. По всему телу развивается густой волосяной пушок. В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел.
Проверка самостоятельной внеаудиторной работы (найти и исправить ошибки в тексте)
Сходства зародышей человека и других позвоночных
1. В эмбриогенезе у человека закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у человека замещается костным позвоночником.
2. В возрасте нескольких недель зародыши человека схож с рыбами.
По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система замкнута , имеет трехкамерное сердце.
3. На следующей стадии наблюдается сходство с земноводными : плавательные перепонки.
4. О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют зачатки нескольких пар потовых желез вдоль млечных линий. По всему телу развивается густой волосяной пушок. В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел.
Постановка целей и задач занятия
Цель:
закрепить умение решать генетические задачи
Задачи:
развивать знания о закономерностях наследования признаков;
показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики;
закрепить прочность знаний генетических законов и правил, терминов и понятий, их условное обозначение.
Перерыв (профилактика дискинезии рук)
Изучение нового материала и первичное закрепление по теме Решение генетических задач генеалогическим методом
Используя теоретический материал, дайте определение терминам:
Генеалогический метод
Генеалогический метод – метод анализа родословных
Пробанд
Пробанд – человек, с которого начинается исследование определенной семьи
Сибсы
Сибсы – потомки одних родителей (братья и сестры)
Используя теоретический материал, выполните задание на соответствие
А) 1) сибсы
Б) 2) больные
В) 3) пробанды
Г) 4) женщина и мужчина
Д) 5)брак
Используя теоретический материал, выполните задание на соответствие
А) 1) сибсы
Б) 2) больные
В) 3) пробанды
Г) 4) женщина и мужчина
Д) 5)брак
Алгоритм решения задач генеалогическим методом:
Определение типа наследования;
Построение родословной;
Определение генотипов пробандов.
Пример решения задачи:
По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов. (Решение основывается на изучение теоретического материала).
Ответ
Поскольку признак проявляется только у мужчин, значит, он сцеплен с Х-хромосомой. Поскольку этот признак не проявился у сына отца семейства (№2), следовательно, признак рецессивный.
Обозначим этот признак как а. Тогда потомок №8 X a Y. Он получил от своего отца (№4) Y, следовательно, X a он получил от матери (№3). Поскольку она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X a она получила от отца.
Потомок №11 получила X a от своего отца (№8), но она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X A она получила от своей матери (№9).