СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Изучение свойств соляной кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий материал представляет собой руководство (инструкцию) к практической работе и предназначен для обучающихся девятых классов. Данная инструкция содержит подробное описание (цель работы, оборудование и реактивы, порядок выполнения и оформления работы), что поможет учителю подготовиться к уроку, грамотно организовать работу обучающихся, быстро проверить правильность их записей по имеющимся образцам. Такая структура оформления работы приучает учащихся к аккуратности, четкости и грамотному изложению материала. Прежде чем приступить к лабораторным и практическим работам, необходимо провести инструктаж по правилам техники безопасности при работе в кабинете химии с целью предотвращения травм и ожогов, а также порчи лабораторного оборудования.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Изучение свойств соляной кислоты"»

Практическая работа №2

Изучение свойств соляной кислоты

Рабочее место № ___

Цель работы: изучить свойства соляной кислоты и научиться определять содержание хлорид-аниона в водных растворах.

Оборудование (проверить наличие): чистые пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички, шпатель или пинцет.

Реактивы (проверить наличие): р-р соляной (хлороводородной) кислоты, цинк или алюминий (гранулы), р-р гидроксида натрия или калия, фенолфталеин, р-р хлорида меди (II).

Техника безопасности

Кислоты и щёлочи — едкие вещества!
Их попадание на кожу может привести к химическому ожогу.

Соединения меди при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к легкой форме аллергии.

Попавшие на кожу капли кислоты необходимо стряхнуть и тщательно смыть большим количеством воды!

Избегайте попадания реактивов на рабочие поверхности!


Ход работы

Опыт №1. Взаимодействие с металлами

  1. В чистую пробирку с помощью шпателя или пинцета поместите несколько гранул цинка и прилейте 1-2 мл соляной кислоты.

  2. При необходимости поместите пробирку в держатель и нагревайте её в пламени спиртовки до появления признаков реакции.
    Изменилась ли скорость реакции? Что наблюдаете?

  3. Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель. Отметьте признаки реакции (наблюдения).

HСl + Zn → … + …

Наблюдение: ...

Опыт №2. Взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации)

  1. В чистую пробирку налейте 1 мл. раствора щёлочи (гидроксида натрия или калия), затем добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?

  2. К полученному раствору прилейте равное кол-во соляной кислоты (до появления признаков реакции).
    Что наблюдаете? О чём свидетельствуют результаты опыта?

  3. Запишите уравнение реакции, составьте полное и сокращённое ионное уравнение. Отметьте признаки реакции (наблюдение).

HСl + NaOH → … + …

Полное ионное уравнение:

Сокращённое ионное уравнение:

Наблюдение: ...

Опыт №3. Качественная реакция на хлорид-анион (-Cl -)

  1. Подготовьте две чистые пробирки.
    В первую пробирку налейте 1 мл. раствора соляной кислоты, а во вторую пробирку налейте 1 мл. раствора хлорида меди (II).

  2. В каждую пробирку добавьте 5-7 капель раствора нитрата серебра.
    Что наблюдаете?

  3. Запишите уравнения реакции, составьте полное и сокращённое ионное уравнение. Отметьте признаки реакции (наблюдение).

HСl + AgNO3 → … + …

Полное ионное уравнение:

Сокращённое ионное уравнение:

Наблюдение: ...

CuСl2 + AgNO3 → … + …

Полное ионное уравнение:

Сокращённое ионное уравнение:

Наблюдение: …

  1. Cделайте вывод о том, как определить наличие хлорид-анионов в водном растворе.

После окончания работы помойте посуду, наведите порядок на рабочем месте и сдайте его учителю или лаборанту!