Настоящий материал представляет собой руководство (инструкцию) к практической работе и предназначен для обучающихся девятых классов. Данная инструкция содержит подробное описание (цель работы, оборудование и реактивы, порядок выполнения и оформления работы), что поможет учителю подготовиться к уроку, грамотно организовать работу обучающихся, быстро проверить правильность их записей по имеющимся образцам. Такая структура оформления работы приучает учащихся к аккуратности, четкости и грамотному изложению материала.
Прежде чем приступить к лабораторным и практическим работам, необходимо провести инструктаж по правилам техники безопасности при работе в кабинете химии с целью предотвращения травм и ожогов, а также порчи лабораторного оборудования.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Изучение свойств соляной кислоты"»
Практическая работа №2
Изучение свойств соляной кислоты
Рабочее место № ___
Цель работы: изучить свойства соляной кислоты и научиться определять содержание хлорид-аниона в водных растворах.
Оборудование (проверить наличие): чистые пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички, шпатель или пинцет.
Реактивы (проверить наличие): р-р соляной (хлороводородной) кислоты, цинк или алюминий (гранулы), р-р гидроксида натрия или калия, фенолфталеин, р-р хлорида меди (II).
Техника безопасности |
| Кислоты и щёлочи — едкие вещества! Их попадание на кожу может привести к химическому ожогу. |
| Соединения меди при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к легкой форме аллергии. |
Попавшие на кожу капли кислоты необходимо стряхнуть и тщательно смыть большим количеством воды! |
Избегайте попадания реактивов на рабочие поверхности! |
Ход работы
Опыт №1. Взаимодействие с металлами
В чистую пробирку с помощью шпателя или пинцета поместите несколько гранул цинка и прилейте 1-2 мл соляной кислоты.
При необходимости поместите пробирку в держатель и нагревайте её в пламени спиртовки до появления признаков реакции.
Изменилась ли скорость реакции? Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель. Отметьте признаки реакции (наблюдения).
HСl + Zn → … + …
Наблюдение: ...
Опыт №2. Взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации)
В чистую пробирку налейте 1 мл. раствора щёлочи (гидроксида натрия или калия), затем добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?
К полученному раствору прилейте равное кол-во соляной кислоты (до появления признаков реакции).
Что наблюдаете? О чём свидетельствуют результаты опыта?
Запишите уравнение реакции, составьте полное и сокращённое ионное уравнение. Отметьте признаки реакции (наблюдение).
HСl + NaOH → … + …
Полное ионное уравнение:
Сокращённое ионное уравнение:
Наблюдение: ...
Опыт №3. Качественная реакция на хлорид-анион (-Cl -)
Подготовьте две чистые пробирки.
В первую пробирку налейте 1 мл. раствора соляной кислоты, а во вторую пробирку налейте 1 мл. раствора хлорида меди (II).
В каждую пробирку добавьте 5-7 капель раствора нитрата серебра.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения реакции, составьте полное и сокращённое ионное уравнение. Отметьте признаки реакции (наблюдение).
HСl + AgNO3 → … + …
Полное ионное уравнение:
Сокращённое ионное уравнение:
Наблюдение: ...
CuСl2 + AgNO3 → … + …
Полное ионное уравнение:
Сокращённое ионное уравнение:
Наблюдение: …
Cделайте вывод о том, как определить наличие хлорид-анионов в водном растворе.
После окончания работы помойте посуду, наведите порядок на рабочем месте и сдайте его учителю или лаборанту!