ГБОУ РК «ССШИ №1»
Учитель биологии - Сидоренкова Юлия Васильевна
Практическая работа к уроку биологии в 11 классе
РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ
Цель: моделировать закономерности моногибридного скрещивания, определять генотип и фенотип потомства по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу потомства. Уметь прогнозировать проявления физиологических и патологических признаков в потомстве.
Оборудование и материалы: инструктивные карты к проведению практической работы, таблицы схем скрещивания.
І вариант
Ход работы.
Решите задачи:
Моногибридное скрещивание
Задача 1. Присутствие пигмента в волосах человека доминирует над альбинизмом. Муж и жена гетерозиготны по пигментации волос. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка-альбиноса?
Неполное доминирование
2. Какое потомство F1 и F2 по фенотипу и генотипу получится при скрещивании красноплодной земляники с белоплодной при условии неполного доминирования красной окраски над белой?
Анализирующее скрещивание
3. При разведении пчел, имеющих нормальные крылья, в потомстве четвертая часть особей оказалась с короткими крыльями. Их скрестили с одной из родительских форм, получив в следующем поколении 50% особей с нормальными крыльями и 50% особей с короткими крыльями. Проанализируйте генотипы родительских форм и потомства.
Наследование групп крови
4. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей: а) если у матери І группа крови, а у отца ІІ группа крови;
б) если у матери І группа крови, а у отца ІV группа крови; в) если у матери І группа, а у отца ІІІ группа крови.
У мальчика I группа крови, а у его сестры – четвертая. Какие группы крови у их родителей?
Вывод. Сделайте вывод о генетических понятиях, правилах, закономерностях, примененных вами при решении задач.
2 вариант
РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ
Цель: моделировать закономерности моногибридного скрещивания, определять генотип и фенотип потомства по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу потомства. Уметь прогнозировать проявления физиологических и патологических признаков в потомстве.
Оборудование и материалы: инструктивные карты к проведению практической работы, таблицы схем скрещивания.
Ход работы
Решите задачи
Моногибридное скрещивание
1. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть левой рукой. Мужчина правша женится на женщине левше. Определите генотип потомства, родившегося от этого брака.
Неполное доминирование
2. При скрещивании петуха и курицы, имеющих пеструю окраску перьев, получено потомство: 3 черных, 7 пестрых и 2 белых цыпленка. Каковы генотипы родителей?
Анализирующее скрещивание
3. У человека рецессивный ген l определяет врожденную глухонемоту.
а) Наследственно глухонемой человек женился на женщине с нормальным слухом (L). Ребенок имел нормальный слух. Можно ли определить генотип матери?
б) Наследственно глухонемая женщина вышла замуж за мужчину с нормальным слухом. Родился глухонемой ребенок. Можно ли определить генотип отца?
Наследование групп крови
4. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно Х и Y). Родители одного из них имеют ІІІ и ІV группы крови, родители второго - І и ІІІ. Лабораторный анализ крови показал, что Y имеет І, а у Х – ІІ группу крови. Определите, кто чей сын.
Гетерозиготные родители имеют II и III группы крови. Каковы группы крови у их детей?
Вывод. Сделайте вывод о генетических понятиях, правилах, закономерностях, примененных вами при решении задач.