Практическая работа. Лексические ошибки в речи и их исправление.
Цели: выявить и освоить основные особенности лексической нормы современного русского литературного языка.
Вариант 1
(для студентов, фамилии которых начинаются с букв А, Б, В,…,М)
Задание 1. Докажите, что данные слова являются многозначными. Составьте с ними предложения.
Потолок, лестница.
Задание 2. Укажите случаи неправильного, неуместного использования иноязычных слов, замените их, если это возможно, русскими синонимами; исправьте предложения.
1. Заметным симптомом нашего времени становятся два высших образования у многих людей. 2. Различные и многообразные амплуа домашнего комбайна делают его незаменимым помощником хозяйки. 3. Среди собравшихся на митинг превалировали люди старшего возраста, пенсионеры. 4. Не видно эволюции в учебных успехах студентов. 5. В этот комплекс входит фитнес и бассейн.
Задание 3. Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
1. Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм.
3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце.
4. Каковы причины мотивации ваших прогулов.
5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины.
Задание 4. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения слов-паронимов. Запишите исправленный вариант предложений.
1. Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь.
2. Она охотно отдала бы эту праздничную жизнь за жизнь в деревне, где она встретила Онегина.
3. Скрытый характер моей подруги часто был причиной недоразумений между нами.
4. Он знает много о компьютерной программе и очень понятливо рассказывает.
5. Меня несколько раздражала исполнительная манера певца.
Практическая работа. Лексические ошибки в речи и их исправление.
Цели: выявить и освоить основные особенности лексической нормы современного русского литературного языка.
Вариант 2
(для студентов, фамилии которых начинаются с букв Н, О, П,…,Я)
Задание 1. Докажите, что данные слова являются многозначными. Составьте с ними предложения.
Свежий, крутиться.
Задание 2. Укажите случаи неправильного, неуместного использования иноязычных слов, замените их, если это возможно, русскими синонимами; исправьте предложения.
1. На банкете присутствовал весь столичный бомонд. 2. Ее хобби – шейпинг, триллеры и рок. 3. Комиссия констатировала нарушения регламента работы некоторых мастерских, ателье, аптек. 4. Необходимо придать протесту легитимную форму. 5. Эти новации направлены на совершенствование учебного процесса.
Задание 3. Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
1. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени.
2. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом.
3. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки.
4. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий.
5. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами.
Задание 4. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения слов-паронимов. Запишите исправленный вариант предложений.
1. Меня привлекли ранние романтичные произведения А. С. Пушкина.
2. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить.
3. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами.
4. В результате халатности в Приморье создалось нестерпимое положение с подачей тепла в жилые районы.
5. Народ терпел двойственный гнет.